145 лет назад рожился Николай Черепнин (ум. 1945), русский композитор, дирижёр и педагог

15 мая Вторник

170 лет назад родился Виктор Васнецов, русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты

16 мая Среда

80 лет назад родился Мстислав Запашный (ум. 2016), российский артист цирка, дрессировщик хищных животных, режиссер

17 мая Четверг

145 лет назад родился Анри Барбюс, французский писатель, апологет Советского Союза

18 мая Пятница

Международный день музеев

19 мая Суббота

2018 - Фестиваль «Ночь музеев» в Москве

60-летие отмечает Алексей Гуськов, российский актер театра и кино, продюсер, Народный артист России

Сегодня 20 мая 2018 года: 60-летие отмечает Алексей Гуськов, российский актер театра и кино, продюсер, Народный артист России

"Голомяное пламя" Дмитрий Новиков - рецензия

"Голомяное пламя" Дмитрий Новиков - рецензия

Книга  Новикова "Голомяное  пламя" сейчас на слуху. Одно то, что издана   в редакции  Шубиной говорит о том, что книга   "в тренде".

Так как тренд этот достаточно известен - то искать я сразу же стал в этом тексте

а) указания на страшную эпоху сталинизма б) не менее страшную эпоху обыкновенного советизма в) непременную инфернальную лексику г) отрисованную мерзость разложения советского человека  и полнейший распад крестьянского быта

Прочитал - и удивился. Вполне  все хорошо - ну пара-тройка обсценных выражений - для вкуса - не считается.

Нет  ничего, что всегда так ценилось у  литературных акул редакции Шубиной..


Почему же не отвергли, скривив губки?



Ведь не  так давно посредством  неутомимого литературного молота  Д.Быкова  подобные произведения распинались им на наковальне дурновкусия  и деревенщины..

Вот только помахать названием - голомяное пламя - и тут бы у Быкова налились кровью глаза..  Кстати, я и сам не знаю, что такое голомяное пламя. И по тексту  не выяснил, и в интернете что-то смутное.. Говорит мне словарь, что голомяно - это метель.

Ну да Бог с ним.. Как говаривал ЛГ Юрия Полякова "Козленок в молоке" - главное, чтобы название было удачным. И для тех, и для других..

Здесь, с названием  как-то срослось.  Стерпела редакция Шубиной. Не стала ёрничать о " старике Ромуальдыче, который нюхнув свою портянку аж заколдобился.." И даже  рецензии неплохие по всему Интернету разбросала.

С чего бы такая милость? Когда стараниями этой самой "нон-фикшн" деревенщики были признаны побежденными, растоптанными, и произведения их лживыми и конъюнктурными.

То есть, пласт литературных имен был старательно вычищен. Белова, Распутина, Фролова, Шукшина и многих, многих других предали забвению, предварительно оплевав.

И тут вдруг "голомяное пламя..." За что? Почему? Вот что меня больше всего мучает..

Или редация Шубиной таким образом реабилитируется - дескать, не такие уж мы и либеральные, не такие уж и русофобские..  Вот вам это пламя.. голомяное.. наслаждайтесь..

Насладиться, честно говоря, было сложновато. Потому как автор отринул  закостенелые прежние композиции и пишет в новом трендовом стиле "стог сена" - тут тебе и василек засушенный, и веточка мяты, и репей, и молочай с чистотелом. Семь в одном.

Да и вообще о сюжете говорить - это некомильфо. Сразу предстаешь тяжелым циничным консерватором. Который не может насладиться вязью  отдельных кусков, калейдоскопом чувств и мыслей..  Распутина  ему подавай, или Абрамова , или Фролова..

Это у тех все по одному лекалу- скучно и тягостно. Мелкие людишки, мелкие характеры.. Бытовые детали, нищенские привычки.. Кино деревенское , да и только..

Здесь новая трактовка книги - по типу "Зеркала" Тарковского. Автор вдумчиво смотрит на себя и выдавливает по капле внутренний мир и воспоминания. В разных ракурсах.

Некто - лирический герой, а еще один некто - другой герой из голымяной истории- тот, который возлюбленную порешил в припадке ревности.. И еще некто - голос автора..

В общем,  продвинутому читателю надо быть всегда начеку. Чтобы значит осознать задуманное..

И не забыть, что все это преломляется в сознании , естественно, автора..  И , конечно же, вкрапление философии. Ибо какой же писатель  не отец и наставник?

С философией - тяжеловато. Для меня. Вот, например, сентенция:

"...Понимаешь, русские воюют всегда не за кого-то или что-то, а против несправедливости. Не за Родину, Сталина и прочее. А против немцев, когда поймут, что они враги и добыча. Те ведь тоже не дураки были, пытались играть на исторических чувствах, церкви открывали. "

То есть,  Родина у автора - понятие относительное... Типа, вот придут справедливые американцы  и дадут гору печенья и бочку варенья - по справедливости, вот тут Родину -мать можно и из дома попросить.. Дескать, а ты что позволяла? несправедливости разные творить? Вот и получай.

Или вот - о русском предназначении - тоже загадочно. Прямо и не знаешь, как трактовать.. ну чтобы грамотно и литературоведчески..
"...Мы просто идем обычным русским путем. Предки наши шли в неведомое, поморы и ушкуйники. Ну и что, что лопари колдуны и шаманы были сплошь. Ну и что – Куйва на скале и сейды вокруг. У наших – крест на шее и топор в руках. Крестили же лопарей, последних, но крестили. А бесы все – внутри. Нет ничего снаружи, всё – внутри."
То есть , шли всюду с крестом и топором. Потому и подминали всех под себя. Сначала топором, потом крестом.. Но крест от бесов - не спасает. Потому что они - бесы - внутри..
Так что ли?  Это хотел автор сказать?
А может, просто запутался или покрасоваться хотел - такие же слова красивые, прямо вязь морозных узоров на северном окне - ушкуйники, поморы, сейды, лопари.. Прямо сразу сами в роман просятся..
Вот чем современный писатель -деревенщик от своих собратьев классиков отличается?  Большой любовью к мужику он отличается.
Вот эдак прижмет его к груди, облобызает и начнет слова пряные, исконные как леденцы во рту перекатывать..
"у нас ведь игр много было тогда. «Имочки» да «закукареки» главные. Имочки просто – друг за дружкой бегать да имать побыстрее. В закукареках же прятаться нужно. Вот найдет во́да тебя, и мчитесь на главное место балибакаться. "
Какая ж редакция Шубиной устоит, которой позарез новый деревенщик нужен с правильным мировоззрением?
Не знаю, что показалось  редакции нон-фикшн. Не знаю. Вполне вероятно, что  славных литературоведов ( как и меня) подкупило в этой книге основное и главное. Любовь к рыбалке. Вот здесь, честно скажу, отрывки читал взахлеб - ах, эта северная рыбалка.. ах, эти жемчужные стылые перекаты..
И ведь хорошо написано:

"Следом за ней, через месяц примерно, закройка пойдет. Потом межень, самая крупная. Ближе к августу тинда – мелочь пузатая, двух килограмм нет еще, а уже зрелая нерестянка. Будто городская голытьба, мальчишки-жиганы да девочки-хулиганочки. Следом за ними, осенью уже, – листопадка. Та покрупнее будет. Но самое главное – все, кто в море прогулялся, – белыми, серебряными возвращаются. Так и называются, «белянки». Есть и такие, которые в реке безвылазно сидят, сразу отличишь – зеленовато-серый цвет их."

Вот за это можно и простить Дмитрию Новикову, что он не Федор Абрамов, и не Фролов, и не Шукшин..

Главное - нАчать.. дай Бог - литературную премию присудят.. как запоздалому и последнему деревенщику.. И то - хорошо.. ну не все же  сталинизм обличать ...Нужно же и о сёмужке народу поведать..

Новости
17.05.2018

Лучших чтецов страны выбрали. Впереди только Красная площадь!

В течение двух недель тексты самых разных жанров звучали по всему «Артеку».
13.05.2018

На пути к финалу

Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» – 2018
11.05.2018

Мост, который построил Витторио

Россия лишилась большого итальянского друга…
07.05.2018

«Бессмертный полк. Детям о войне» прозвучит в исполнении «Живой классики»

8 мая в информационном агентстве ТАСС пройдет пресс-конференция, посвященная проекту «Бессмертный полк. Детям о войне».

Все новости

Книга недели
Андрей Вознесенский. На виртуальном ветру

Андрей Вознесенский. На виртуальном ветру

М.: Центрполиграф, 2018. – 446 с. – 2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Кузьмина Вера

Понауехавшие

11 мая. Центр Донецка. 22.00. В честь Дня Респуб­лики отменён комендантский час....