БЕЛОВ - ШУКШИН: ФОТО 1973

БЕЛОВ - ШУКШИН: ФОТО 1973

http://www.booksite.ru/belov/photo2/7.jpg



Есть знаменитая фотография Белова и Шукшина, точнее, видимо, серия последовательных кадров. Я видел два кадра. На первом – они, обернувшись друг на друга, смеются. На втором – оба смотрят в объектив фотоаппарата.  Они сидят на скамейке, позади них поленница берёзовых дров.  Это Белозерск, май 1973 года, съёмки «Калины красной». Шукшин пригласил Белова «в гости». Раньше он уже бывал у  Белова в Тимонихе.
Как ни странно, на снимках с сигаретой сидит не Шукшин, который очень много курил, а Белов, ещё не бросивший в то время (это позже он говаривал, мол, не понимаю тех мужиков, которые не могут бросить эту «соску»).
Василий Шукшин – скуластый, с явной примесью восточной крови, с короткой стрижкой.
Белов – с бородкой, со стрижкой на косой пробор, внешность чисто русская, сохранившаяся на Русском Севере, далёком от «внешних влияний».
 Оба в кожаных куртках, оба молодые и сильные мужской и творческой силой. У обоих под «кожанами» светлые рубашки. На Шукшине знаменитые сапоги, на Белове что-то похожее на сандалии (видны застёжки).
Два больших художника встретились…
Наверное, Шукшину хотелось показать тёзке свою работу, дать почувствовать атмосферу съёмок. Известно, что он подталкивал Белова к кино (и в творческом багаже Василия Ивановича будут сценарии, будут  фильмы по его произведениям). Но, вообще-то, Белов считал кино «искусством синтетическим», недолговечным и, в свою очередь, призывал Василия Макаровича полностью отдаться литературе…
     «Спор» этот  так и остался неразрешённым. Да, мы не можем представить Шукшина без роли Егора Прокудина, но и не знаем – сколько не смог написать Шукшин рассказов (повестей, романов), отдавая свои силы кино.
Вот они сидят, смотрят в объектив (в книге А. Заболоцкого «Шукшин в кадре и за кадром» указано, что снимки сделал И. Гневашев), смотрят друг на друга, смеются. Знают, что впереди ещё много  лет дружбы и творчества…
Уже через год не станет Василия Макаровича. Василий Иванович через годы, под конец жизни, напишет (мне кажется, что это всё-таки незаконченная работа, много лишь набросанных, не прописанных моментов)  биографическую повесть о Шукшине «Тяжесть креста»…
Вот что писал Белов: «Эта рукопись была бы написана лет двадцать назад, если б не одно обстоятельство, для читателя, если таковой будет, вряд ли это обстоятельство будет интересно, и всё-таки я должен объяснить. Почему я так долго не осмеливался браться за шукшинскую тему? Дело в том, что я как-то стеснялся откровенно рассказать о наших отношениях с Василием Макаровичем, поскольку многие эпизоды его судьбы до смешного схожи с моими. Впрочем, смешного в этом сходстве мало… Оно скорее страшно. Разница в нашем возрасте невелика. Его отец расстрелян во время раскулачивания, мой погиб на войне. Велика ли тут разница? Одни ненавистники нашего государства подчёркивают разницу в потерях военной поры с потерями предыдущих периодов. Для меня в этих потерях особой разницы нет. Гражданская война и троцкистская коллективизация ничуть не дешевле обошлись русским, чем наши жертвы во время Великой Отечественной…»
Вот что писал Василий Иванович Белов через двадцать с лишним лет после того дня, когда в старинном Белозерске, на съёмках бессмертной «Калины красной», у поленницы берёзовых, пьяняще пахнущих дров, сфотографировались два великих человека, два заступника и два страдальца за русский народ – Василий Шукшин и Василий Белов.
… Они молоды, сильны, полны надежд… Смеются, смотрят друг на друга, переводят взгляды на нас…
 

Новости
23.09.2018

Назначен руководитель департамента культуры Москвы

«Литературная газета» поздравляет Александра Кибовского с назначением на должность министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры столицы.
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...