Горит свеча православия

Горит свеча православия

В газете "Маяк" я веду рубрику "Ныне и присно". Думаю, что некоторые статьи этой рубрики будут интересны и читателям этого блога.

Горит свеча православия

Говорят, что церковь Николая Чудотворца в Ламанихе не закрывалась почти никогда. А стоит на земле она уже очень давно: первое упоминание относится к 1618 году.

Каменная церковь на месте деревянной с престолами в честь Николая Чудотворца, Димитрия Прилуцкого и Димитрия Солунского построена в 70-е годы 18 века.

На сайте «Православные приходы и монастыри Русского Севера» можно найти и данные о служителях этой церкви. Приведу здесь несколько – это ведь наша история.

В 1775 году священником «церкви Николая Чудотворца, что на Ламанихе… поверх реки Вологды» был Матфей Максимов.

Священник этой же церкви Стефан Белянкин в 1867 утверждён особым благочинным по делам раскола по Вологодскому уезду.

Николай Кириков был учителем Пахотинского начального народного училища Вологодского уезда, а в 1902 году рукоположен во священника к Николаевской Ламанской церкви.

Иоанн Цветков, «сын священника Льва Цветкова, уроженец Михаило-Архангельского погоста Турундаевского прихода. 13.1.1889 определён псаломщиком Заболотской Николаевской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. 1.10.1889 посвящён в стихарь. С 11.2.1897 диакон Николаевской Ламанской церкви Вологдского у. С 1.9.1897 учитель пения в Ламанском Порозовском земском училище… Арестован в 1937 г. Обвинялся по ст. 58-10 УК РСФСР. Перед арестом состоял протоиереем Никольской церкви Октябрьского с/совета Грязовецкого района… Постановлением тройки при управлении НКВД по Вологодской области от 8.12.37 как руководитель контрреволюционной группы церковников, на сборищах которой обсуждал вопросы борьбы со всеми мероприятиями ВКПб и Соввласти, приговорен к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 20.01.38.»

Какие трудные и страшные времена пережил наш народ… А вместе с народом и священники – неотъемлемая его часть, ибо по словам Достоевского: «Быть русским, значит, быть православным…» Классик добавил: «Русский вне православия – дрянь, а не человек». И сколько же лет нас от православия отучали, подменяя православные истины «кодексом строителя коммунизма». Где он тот коммунизм? А храмы стоят, возрождаются, и люди русские, отряхая с себя дрянь безверия, идут в эти храмы…

Сегодня настоятель храма Николая Чудотворца в деревне Ламанихе Вологодского района – иерей Дмитрий Лакеев, он также является клириком храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене в Вологде.

- Я родом из Мурманской области, - рассказывает о себе отец Дмитрий. - Сюда приехал в 2009 году. В этом году закончил Вологодскую духовную семинарию.

Путь к вере у каждого человека свой: у кого-то – прямой и скорый, у кого-то долгий… Пути Господни неисповедимы…

Дмитрий Лакеев в юности мечтал быть военным. Он окончил военное училище в Санкт-Петербурге, стал военным инженером, затем служил на Северном Флоте. Годы его службы пришлись на трудные для России и её армии времена.

-  Я уволился из армии в 1995 году. Не мог спокойно смотреть на то, как разваливали вооруженные силы, как под контролем американцев уничтожалось современное оружие, корабли, подлодки, стратегические объекты. Я переживал, конечно, но что я мог сделать…

- Как же вы пришли к вере, к церкви?

- Я принял крещение, если так можно сказать, «автоматически», ещё в военном училище, это был 1990 год. И на долгие годы забыл об этом. А потом я ушёл из армии, мы продолжали жить в Мурманской области. Были свидетелями трагедии «Курска»… Я много читал, в том числе романы Дмитрия Балашова, из них узнал о преподобном Сергии Радонежском, о  святителе Алексии… В 2002 году умерли родители жены, это стало толчком к её воцерковлению. Она стала петь на клиросе. Когда переехали в Вологду, я стал прихожанином Лазаревского храма, а жена пела в храме Покрова Богородицы на Козлёне. Там я и познакомился  с отцом Вячеславом Тюневым… Так до сих пор, теперь уже священником, служу в этом храме… Чуть больше двух лет служу ещё и в Никольском храме в Ламанихе… Интересно, что я крестился в Санкт-Петербурге в Никольском морском соборе, потом у нас на выпуске там же кортики освящали, и здесь попал служить в храм святителя Николая, покровителя моряков. Вот как меня вело по жизни… До меня здесь служил протоиерей Владимир Пьянков. Старожилы говорят, что храм закрывался всего лишь на полгода в 1946 году. В 90-е годы прошлого века храм был ограблен «охотниками за иконами». Так что ничего старинного сейчас в храме нет. Но главное, что сам храм цел.

- Есть разница между городским и сельским приходом – в настроении людей, в общении?..

- На селе люди не так задёрганы суетой, спокойнее. В селе, так скажем,  более семейная обстановка. Это, наверное, потому, что прихожан не много и все друг друга знают. После службы обязательно все собираются в трапезной (есть небольшое строение рядом с церковью), общаются. Это традиция заведена уже давно и она продолжается…

- Что на сегодняшний день представляет собой приход в Ламанихе?

- В основном, прихожане из Остахова и Макараво – это достаточно далеко, так что приезжают на машинах. Из других деревенек тоже приходят. Всего постоянных прихожан человек двадцать. В основном – это бабушки. Но не только, один из прихожан – заместитель главы администрации поселения Сергей Михайлович Сидоренко, они с супругой поют на клиросе. Есть постоянный актив, помогающий во всех хозяйственных делах. Председатель приходского совета Николай Васильевич Киров, помогают ему Виктор Алексеевич Седунов, Людмила Борисовна Романова…  Эти люди прикипели душой к нашему храму и без них было бы трудно. Проблема ещё в том, что в тех местах почти нет работы, мужчины уезжают на заработки, молодёжь уезжает на учебу и не возвращается… И дороги. Дорога на Северную ферму асфальтированная, но уже изрядно разбита, а чуть в сторону – вообще бездорожье. В дожди в Ламаниху от большой дороги можно проехать, разве что, на «уазике» или дойти пешком… Если «государство» в ближайшее время не повернётся лицом к сельским жителям – то их скоро просто не останется. Нужно, прежде всего, создавать условия для молодёжи – работу, жилье, школы, дороги… Всё это взаимосвязано. Иначе огромные территории останутся без населения… Ведь, как рассказывают, даже в советские годы по праздникам в этом храме собиралось до 300 человек. А нынче запретов нет, но даже на праздники, даже в Родительскую субботу, хотя рядом с храмом большое кладбище, людей в храм приходит мало… Но храм и службы в нём обязательно должны сохраняться. Ведь Господь призывает  людей непонятным для нас образом. И для кого-то именно через этот храм начнётся дорога к вере…

Стоит этот храм будто бы на отшибе, а на самом деле – на переднем крае. Если уж в советское время не погасла его свеча, не может она погаснуть в наше время.

Пусть же горит и не гаснет, несёт свет православия свеча храма святителя Николая Чудотворца в Ламанихе.


Новости
13.12.2018

Завтра в Санкт-Петербурге откроется первый Новогодний Книжный салон.

Традиционный праздник книги на этот раз будет проходить в центре дизайна ARTPLAY SPb в течение четырёх дней, по 16 декабря включительно.
12.12.2018

Цикл вечеров Русского ПЕН-центра. Борис Евсеев и Максим Замшев

Русский ПЕН-центр и Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова продолжили цикл творческих вечеров: "ПОЭЗИЯ, ПРОЗА, ТЕАТР". На этот раз с большим успехом прошёл вечер писателя, прозаика, вице-Президента Русского ПЕН-центра Бориса ЕВСЕЕВА и писателя, поэта, главного редактора "Литературной газеты" Максима ЗАМШЕВА.

Все новости

Книга недели
Чингиз Айтматов.

Чингиз Айтматов.

Осмонакун
Ибрагимов.
Чингиз Айтматов.
– М.: Молодая гвардия, 2018.
– 221 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Замшев Максим

Из рода праведников

Перечитывая Солженицына, неизменно поражаешься тому, как таинственно и чудесно у...

Кабыш Инна

Хамить разрешается

Я ушла из школы. Мой последний рабочий день пришёлся аккурат на День учителя.