18 сентября Понедельник

135 лет назад родился Михаил Авилов (ум. 1954), русский живописец-баталист ("Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле")

19 сентября Вторник

День оружейника в России - это праздник всех работников предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, создателей отечественного оружия

20 сентября Среда

День рекрутера в России

21 сентября Четверг

Рождество Пресвятой Богородицы

22 сентября Пятница

День осеннего равноденствия

23 сентября Суббота

115 лет назад родилась Надежда Кошеверова, советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР

24 сентября Воскресенье

День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым

Сегодня 24 сентября 2017 года: День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК РУБЦОВ

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК РУБЦОВ

В эти дни, 24-25 мая в Череповце проходит международная научно-практическая конференция, посвященная Николаю Рубцову.
Звучат приветствия, научные доклады, стихи Рубцова на русском, французском и даже японском… Некоторые из докладов надеюсь позже выложить здесь, а пока публикую своё сообщение…

«Художественное осмысление личности Николая Рубцова»
Жизнь и творчество Николая Михайловича Рубцова изучены серьёзно и глубоко. О его творчестве писали выдающиеся литературоведы: Вадим Кожинов, Юрий Селезнёв и другие. Изучением его жизненного пути занимались Василий Оботуров, Вячеслав Белков, Николай Коняев и другие. Ими написаны статьи и книги о Рубцове, изданные в том числе и в знаменитой серии ЖЗЛ.
Сегодня его жизнь и творчество изучают критики, рубцововеды, многие из которых присутствуют здесь. И совсем неслучайно эта конференция проходит в Череповце – здесь  работает один из самых активных Рубцовских центров России, здесь живёт один из самых успешных исследователей жизни Рубцова – Леонид Вересов…
     Всё, что я говорил сейчас, относится к изучению фактической стороны жизни и творчества Рубцова. Но настаёт время и художественного осмысления его личности, как одной из знаковых в жизни и судьбе русского народа. Познавая Рубцова, его творчество и его жизнь, мы познаём себя, познаём Россию.
Так случилось, что к не документальному, а именно художественному осмыслению  этой личности я, видимо, приступил одним из первых.
Да Сергей Багров пишет  художественные произведения о Рубцове, но он, всё-таки, прежде всего, основывается на опыте личного общения с Николаем Рубцовым, на памяти.
Я же основывался на стихах Рубцова, на том, что написано о нём, на опыте рубцововедов (в частности, внешним толчком к работе  для меня стало знакомство с Леонидом Версовым, кроме того, уже начав работать над повестью о Рубцове, я внимательно прочитал всё, что выставлено на сайте «Душа хранит»). Но всё это мне нужно было переработать художественно, а для этого, как ни странно, отчасти даже и забыть какие-то детали, частности, чтобы быть точным в целом. Насколько мне это удалось – судить не мне.
В прошлом году я написал небольшую повесть о Рубцове «Берег юности» http://ruskline.ru/analitika/2016/01/19/bereg_yunosti/
, она была опубликована в журналах: «Подъём» (№ 10, 2015 год), «Двина» (№ 4, 2015 год), «Наш современник» (№ 1, 2016 год), «Молодая гвардия» (№ 4, 2016 год), а также в альманахах «Литературная Вологда» и «Вологодский альманах».
     В этом году я написал рассказ «На берегу Леты. Один день Николая Рубцова», который совсем недавно был опубликован в журнале «Автограф». Я его ещё доработаю (к сожалению в нём ещё много даже просто опечаток), учту некоторые замечания и буду предлагать в другие журналы.
После публикации первой повести я уже столкнулся с недовольством некоторых рубцововедов, мол, и это было так, и того не было… Я был к этому готов, но сейчас, пользуясь такой возможность ещё раз поясняю: художественная правда и фактическая правда – не одно и тоже. Художественное произведение создаётся по другим законам. «Как в жизни» - противопоказано художественному произведению.
Конечно, если речь идёт о реально жившем человеке – учитываешь реальные факты, но лишь настолько, насколько они соответствуют художественной правде. В художественном произведении главное это правда характера. Ну и плюс к этому – художественно предположение там, где нет документов или свидетельств очевидцев.
Яркий пример такого художественного предположения, например, рассказ Юрия Казакова «Звон брегета».
Кстати, известны случаи в литературе, когда художественные предположения или прозрения уже потом подтверждались документами… И, в то же время, все мы знаем, что и любой документ можно интерпретировать по разному.
Первыми попытались художественно осмыслить личность Николая Рубцова художники – живописцы, графики (Геннадий Осиев, Валентин Малыгин, Евгений Соколов, Юрий Воронов и др.). И если мы возьмём лучшие работы, то увидим, что это не стремление к фотографическому сходству, а именно художественные работы, попытки заглянуть в его внутренний мир, в его судьбу…
Личность Николая Рубцова из тех, что будут, наверное, вечно теперь уже привлекать внимание и исследователей, и художников. Неизбежно будут писаться новые документальные и художественные работы о нём.  Потому что Николай Рубцов стал «вечным спутником» русского человека, как Пушкин, Толстой, Есенин…

 

Новости
20.09.2017

"Живая классика"

Всероссийский форум пройдет 22-24 сентября в Петербурге
11.09.2017

Во имя Маршака

С 11 по 17 сентября 2017 года в Москве проходит XIX Московский всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма»
07.09.2017

«Чеховская осень - 2017»

VIII Международный литературный фестиваль состоится 28-29 октября 2017 года в Крыму, г. Ялта
06.09.2017

Концерт Филиппа Дареса

«От Атлантики до Урала» в рамках российского турне

Все новости

Книга недели
Год революции

Год революции

БИЧ 1917. События года в сатире современников / Автор идеи Вадим Гусейнов. М. Бослен 2017, 232 с. 1000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Богемная незалежность

Богема всегда и всюду фрондирует. Не следует возмущаться.

Лекух Дмитрий

Политкорректность сломалась

Удивительные вещи происходят в нашем стремительно меняющемся мире.