РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК РУБЦОВ

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК РУБЦОВ

В эти дни, 24-25 мая в Череповце проходит международная научно-практическая конференция, посвященная Николаю Рубцову.
Звучат приветствия, научные доклады, стихи Рубцова на русском, французском и даже японском… Некоторые из докладов надеюсь позже выложить здесь, а пока публикую своё сообщение…

«Художественное осмысление личности Николая Рубцова»
Жизнь и творчество Николая Михайловича Рубцова изучены серьёзно и глубоко. О его творчестве писали выдающиеся литературоведы: Вадим Кожинов, Юрий Селезнёв и другие. Изучением его жизненного пути занимались Василий Оботуров, Вячеслав Белков, Николай Коняев и другие. Ими написаны статьи и книги о Рубцове, изданные в том числе и в знаменитой серии ЖЗЛ.
Сегодня его жизнь и творчество изучают критики, рубцововеды, многие из которых присутствуют здесь. И совсем неслучайно эта конференция проходит в Череповце – здесь  работает один из самых активных Рубцовских центров России, здесь живёт один из самых успешных исследователей жизни Рубцова – Леонид Вересов…
     Всё, что я говорил сейчас, относится к изучению фактической стороны жизни и творчества Рубцова. Но настаёт время и художественного осмысления его личности, как одной из знаковых в жизни и судьбе русского народа. Познавая Рубцова, его творчество и его жизнь, мы познаём себя, познаём Россию.
Так случилось, что к не документальному, а именно художественному осмыслению  этой личности я, видимо, приступил одним из первых.
Да Сергей Багров пишет  художественные произведения о Рубцове, но он, всё-таки, прежде всего, основывается на опыте личного общения с Николаем Рубцовым, на памяти.
Я же основывался на стихах Рубцова, на том, что написано о нём, на опыте рубцововедов (в частности, внешним толчком к работе  для меня стало знакомство с Леонидом Версовым, кроме того, уже начав работать над повестью о Рубцове, я внимательно прочитал всё, что выставлено на сайте «Душа хранит»). Но всё это мне нужно было переработать художественно, а для этого, как ни странно, отчасти даже и забыть какие-то детали, частности, чтобы быть точным в целом. Насколько мне это удалось – судить не мне.
В прошлом году я написал небольшую повесть о Рубцове «Берег юности» http://ruskline.ru/analitika/2016/01/19/bereg_yunosti/
, она была опубликована в журналах: «Подъём» (№ 10, 2015 год), «Двина» (№ 4, 2015 год), «Наш современник» (№ 1, 2016 год), «Молодая гвардия» (№ 4, 2016 год), а также в альманахах «Литературная Вологда» и «Вологодский альманах».
     В этом году я написал рассказ «На берегу Леты. Один день Николая Рубцова», который совсем недавно был опубликован в журнале «Автограф». Я его ещё доработаю (к сожалению в нём ещё много даже просто опечаток), учту некоторые замечания и буду предлагать в другие журналы.
После публикации первой повести я уже столкнулся с недовольством некоторых рубцововедов, мол, и это было так, и того не было… Я был к этому готов, но сейчас, пользуясь такой возможность ещё раз поясняю: художественная правда и фактическая правда – не одно и тоже. Художественное произведение создаётся по другим законам. «Как в жизни» - противопоказано художественному произведению.
Конечно, если речь идёт о реально жившем человеке – учитываешь реальные факты, но лишь настолько, насколько они соответствуют художественной правде. В художественном произведении главное это правда характера. Ну и плюс к этому – художественно предположение там, где нет документов или свидетельств очевидцев.
Яркий пример такого художественного предположения, например, рассказ Юрия Казакова «Звон брегета».
Кстати, известны случаи в литературе, когда художественные предположения или прозрения уже потом подтверждались документами… И, в то же время, все мы знаем, что и любой документ можно интерпретировать по разному.
Первыми попытались художественно осмыслить личность Николая Рубцова художники – живописцы, графики (Геннадий Осиев, Валентин Малыгин, Евгений Соколов, Юрий Воронов и др.). И если мы возьмём лучшие работы, то увидим, что это не стремление к фотографическому сходству, а именно художественные работы, попытки заглянуть в его внутренний мир, в его судьбу…
Личность Николая Рубцова из тех, что будут, наверное, вечно теперь уже привлекать внимание и исследователей, и художников. Неизбежно будут писаться новые документальные и художественные работы о нём.  Потому что Николай Рубцов стал «вечным спутником» русского человека, как Пушкин, Толстой, Есенин…

 

Новости
19.09.2018

Нисский. Горизонт. Высокий полёт.

В Институте русского реалистического искусства открылась уникальная выставка, посвящённая Георгию Нисскому – художнику имя которого нельзя назвать широко известным «простому зрителю», однако можно не сомневаться, картины этого выдающегося мастера вызовут живой интерес.
17.09.2018

«Капитанская дочка»

Первая премьера Театра «У Никитских ворот» в новом сезоне - мюзикл «Капитанская дочка» по хрестоматийной повести А.С. Пушкина.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...