12 февраля Понедельник

2018 - Масленица — начало сырной недели

13 февраля Вторник

145 лет назад родился Федор Шаляпин, русский оперный и камерный певец-бас

14 февраля Среда

Международный день дарения книг

15 февраля Четверг

220 лет назад родился Михаил Нарышкин, русский дворянин, декабрист

16 февраля Пятница

125 лет назад родился Михаил Тухачевский, советский военачальник, маршал Советского Союза

17 февраля Суббота

180 лет назад родился Фёдор Бейльштейн, русский химик-органик, первый издатель широко известного справочника по органической химии

18 февраля Воскресенье

110 лет назад Александр Зархи, советский кинорежиссёр, сценарист, литератор, мемуарист, общественный деятель, Народный артист СССР

Сегодня 14 февраля 2018 года: Международный день дарения книг

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК РУБЦОВ

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК РУБЦОВ

В эти дни, 24-25 мая в Череповце проходит международная научно-практическая конференция, посвященная Николаю Рубцову.
Звучат приветствия, научные доклады, стихи Рубцова на русском, французском и даже японском… Некоторые из докладов надеюсь позже выложить здесь, а пока публикую своё сообщение…

«Художественное осмысление личности Николая Рубцова»
Жизнь и творчество Николая Михайловича Рубцова изучены серьёзно и глубоко. О его творчестве писали выдающиеся литературоведы: Вадим Кожинов, Юрий Селезнёв и другие. Изучением его жизненного пути занимались Василий Оботуров, Вячеслав Белков, Николай Коняев и другие. Ими написаны статьи и книги о Рубцове, изданные в том числе и в знаменитой серии ЖЗЛ.
Сегодня его жизнь и творчество изучают критики, рубцововеды, многие из которых присутствуют здесь. И совсем неслучайно эта конференция проходит в Череповце – здесь  работает один из самых активных Рубцовских центров России, здесь живёт один из самых успешных исследователей жизни Рубцова – Леонид Вересов…
     Всё, что я говорил сейчас, относится к изучению фактической стороны жизни и творчества Рубцова. Но настаёт время и художественного осмысления его личности, как одной из знаковых в жизни и судьбе русского народа. Познавая Рубцова, его творчество и его жизнь, мы познаём себя, познаём Россию.
Так случилось, что к не документальному, а именно художественному осмыслению  этой личности я, видимо, приступил одним из первых.
Да Сергей Багров пишет  художественные произведения о Рубцове, но он, всё-таки, прежде всего, основывается на опыте личного общения с Николаем Рубцовым, на памяти.
Я же основывался на стихах Рубцова, на том, что написано о нём, на опыте рубцововедов (в частности, внешним толчком к работе  для меня стало знакомство с Леонидом Версовым, кроме того, уже начав работать над повестью о Рубцове, я внимательно прочитал всё, что выставлено на сайте «Душа хранит»). Но всё это мне нужно было переработать художественно, а для этого, как ни странно, отчасти даже и забыть какие-то детали, частности, чтобы быть точным в целом. Насколько мне это удалось – судить не мне.
В прошлом году я написал небольшую повесть о Рубцове «Берег юности» http://ruskline.ru/analitika/2016/01/19/bereg_yunosti/
, она была опубликована в журналах: «Подъём» (№ 10, 2015 год), «Двина» (№ 4, 2015 год), «Наш современник» (№ 1, 2016 год), «Молодая гвардия» (№ 4, 2016 год), а также в альманахах «Литературная Вологда» и «Вологодский альманах».
     В этом году я написал рассказ «На берегу Леты. Один день Николая Рубцова», который совсем недавно был опубликован в журнале «Автограф». Я его ещё доработаю (к сожалению в нём ещё много даже просто опечаток), учту некоторые замечания и буду предлагать в другие журналы.
После публикации первой повести я уже столкнулся с недовольством некоторых рубцововедов, мол, и это было так, и того не было… Я был к этому готов, но сейчас, пользуясь такой возможность ещё раз поясняю: художественная правда и фактическая правда – не одно и тоже. Художественное произведение создаётся по другим законам. «Как в жизни» - противопоказано художественному произведению.
Конечно, если речь идёт о реально жившем человеке – учитываешь реальные факты, но лишь настолько, насколько они соответствуют художественной правде. В художественном произведении главное это правда характера. Ну и плюс к этому – художественно предположение там, где нет документов или свидетельств очевидцев.
Яркий пример такого художественного предположения, например, рассказ Юрия Казакова «Звон брегета».
Кстати, известны случаи в литературе, когда художественные предположения или прозрения уже потом подтверждались документами… И, в то же время, все мы знаем, что и любой документ можно интерпретировать по разному.
Первыми попытались художественно осмыслить личность Николая Рубцова художники – живописцы, графики (Геннадий Осиев, Валентин Малыгин, Евгений Соколов, Юрий Воронов и др.). И если мы возьмём лучшие работы, то увидим, что это не стремление к фотографическому сходству, а именно художественные работы, попытки заглянуть в его внутренний мир, в его судьбу…
Личность Николая Рубцова из тех, что будут, наверное, вечно теперь уже привлекать внимание и исследователей, и художников. Неизбежно будут писаться новые документальные и художественные работы о нём.  Потому что Николай Рубцов стал «вечным спутником» русского человека, как Пушкин, Толстой, Есенин…

 

Новости
14.02.2018

III Международный фестиваль науки

Стартует 15 февраля и продлится по 2 марта 2018 года в Московском государственном областном университете
13.02.2018

Прощай, поэт!

11 февраля от внезапной остановки сердца скончалась Анна Саед-Шах
12.02.2018

Книга – лучший подарок!

Подарочный фонд для победителей школьного этапа "Живой классики" составляет 2700 экземпляров
12.02.2018

Фонд «Живая классика» запускает новый проект!

Для всех ребят, которые интересуются работой средств массовой информации, любят писать, хотят стать журналистами или блогерами

Все новости

В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Звёзды и «звёзды»

Легенда создаётся судьбой. Судьба же – это противостояние