95 лет назад родился Борис Бункин (ум. 2007), ученый и конструктор, создатель систем и комплексов оружия ПВО

17 июля Вторник

День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

18 июля Среда

90 лет назад созданы органы государственного пожарного надзора в России

19 июля Четверг

105 лет назад родился Павел Панков (ум. 1978), актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР

20 июля Пятница

Международный день шахмат

21 июля Суббота

120 лет назад родился Василий Соколовский, советский военачальник, маршал Советского Союза

210 лет назад родилась Каролина Павлова (ум. 1893), русская поэтесса, переводчица

Сегодня 20 июля 2018 года: Международный день шахмат

Их песня метала душу...

Их песня метала душу...

О чём кричали царственные птицы

Ох уж эта «Матильда»! Столько о ней шума и разговоров было ещё до выхода на экраны, хотя самого Учителя лишь с натяжкой можно называть первопроходцем темы, для многих художников просто неподъёмной. В искусстве всё, как в жизни: о зачинщиках узнают потом…

83c314c939fb62a47af03335aeb05400.jpg

И кто же они? Создатели семейной картины, судя по титрам: в авторах сценария не только сам режиссёр Глеб Панфилов, но, разумеется, и жена (Инна Чурикова) и даже сын-ресторатор, которого с детства приучали к игровому кино. В их фильме «Романовы. Венценосная семья», вышедшем в свет в 2000 году и получившем национальный приз «Золотой овен», Кшесинская хотя и появляется только на фотографиях, но эти два знаковых эпизода являются своего рода кинематографической предтечей.

Сначала «заветные» карточки Матильды, спрятанные в книгу с малиновым окладом, император трепетно разглядывает в царском поезде, следующем в Ставку в канун роковых петроградских событий. Ещё немного, и монарх, взбодрённый коньячком, расчувствуется и пустит слезу...

Фотографическая деталь не только тенденциозна, но и недостоверна: она не является историческим фактом. Зато какую несёт нагрузку! Матильда — это любовь до Ипатьевского дома, до последнего вздоха, в чём зрителя настойчиво пытаются убедить создатели... У нас ведь так: «шёл в комнату — попал в другую», где правит бал Радзинский и тихо, славно наговаривает пикантные подробности из жизни Дома Романовых.

Затем эти карточки, как чеховское ружьё, «стреляют» снова, когда поезд с царской семьёй, следуя в Сибирь, делает остановку прямо у реки, а мужчины намерены искупаться.

И здесь улики против мужа тут как тут: они веером падают из кармана офицерской гимнастёрки и сразу же оказываются в поле зрения Александры Фёдоровны.

— Что это? Что за создание? — негодующе вопрошает она.

— Это… лебедь, — собирает рассыпавшиеся фотокарточки обескураженный супруг и босыми ногами семенит за уходящей и разгневанной женой. — Аликс, ты неправильно меня поняла…

Нигде, ни в каких источниках, я не нашёл запротоколированные подробности этого эпизода, хотя остановка на северной ветке Транссиба всё-таки была: «3-го августа. Проехали Пермь в 4 ч. и гуляли за г. Кунгуром вдоль реки Сылве по очень красивой долине» («Дневник Николая Второго»). А если «гуляли», стало быть, и купались, — почему не допустить некоторые фривольности?  

И всё, дело сделано — образ мужа-шкодника создан и любовный треугольник обозначен! И пусть историки потом гадают: было это по дороге в Тобольск или не было, или же снимки примы Императорского театра, возникшие вдруг в пути, плод фантазии семьи Панфиловых.

Что ж, пусть фотографические эпизоды спорного не только в мелочах фильма останутся на совести двух профессионалов. А теперь уже и третьего — режиссёра Алексея Учителя. Приступая к «Матильде», ему было «делать жизнь с кого».

И вот ведь странное дело: теперь даже стойкие, казалось бы, оппоненты пошли на попятную и публично заявляют, что фильм Учителя снят профессионально. Если это единственный критерий, то я решительно против такого искусства: в основе «первой древнейшей» тоже, как известно, лежит профессионализм. Не это ли имел в виду Андрей Тарковский, когда обозначил своё творческое кредо: «Для меня кино — это занятие нравственное, а не профессиональное»?

Нравственную сторону проблемы предельно рельефно обозначило событие, случившееся ранним утром 31 июля 1917 года. В этот день, когда семья Романовых навсегда покидала Царское Село, на пруду кричали чёрные лебеди.

«Это были протяжные, певучие вскрики тоски, безысходной печали, рыдания по невозвратно уходящему, необъяснимо прекрасному, неоценимо дорогому и незаменимо родному, — уже в эмиграции вспоминал командир гвардейских стрелков полковник Николай Артабалевский. — Их песня метала душу... Тогда, когда не может быть места человеческому голосу, — царственная птица взывает к Богу».

Наш мир перевернулся: грациозная птица, вместе с Царственными мучениками улетевшая в вечность, выше и чище современного человека!  

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
18.07.2018

XVI Московский фестиваль прессы.

Гостей фестиваля в этом году вновь будет встречать специально построенный медиагород с тематическими зонами, отражающими наиболее популярные рубрики газет и журналов.
05.07.2018

ВНИМАНИЕ: КОНКУРС ПРОДЛЕВАЕТСЯ ДО 30 ИЮЛЯ!

Фонд «Литературный центр Петра Проскурина» объявляет о старте проекта «Школа литературной журналистики «Молодой Дельвиг»

Все новости

Книга недели
Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях  и документах.

Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах.

Издание второе, исправленное  и дополненное. –  М.: Вече, 2018. –  256 с.: ил. – 1000 экз
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

Сами себе рады

Чемпионат мира по футболу стал событием не только спортивным, но и культурным. Х...

Болдырев Юрий

Референдум? Так он уже был!

Чемпионат пройдёт, но свершённое в это время – надолго.
Не пенальти и голы – не ...