18 сентября Понедельник

135 лет назад родился Михаил Авилов (ум. 1954), русский живописец-баталист ("Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле")

19 сентября Вторник

130 лет назад родилась Вера Пашенная русская актриса театра, педагог, народная артистка СССР

20 сентября Среда

155 лет назад в Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России»

21 сентября Четверг

Рождество Пресвятой Богородицы

22 сентября Пятница

День осеннего равноденствия

23 сентября Суббота

115 лет назад родилась Надежда Кошеверова, советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР

24 сентября Воскресенье

День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым

Сегодня 18 сентября 2017 года: 135 лет назад родился Михаил Авилов (ум. 1954), русский живописец-баталист ("Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле")

Новая империя — новая столица

Новая империя — новая столица

Чему Россию учит опыт Византии?

Искусство порой посылает нам свои особые сигналы, а чтобы их услышать, одного сиюминутного восприятия мало. Хорошо бы вернуться к произведению снова, лет этак через пять после выхода в свет. И в этом смысле фильм «Гибель империи. Византийский урок», конечно, не исключение из общего логического ряда.

Наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), предлагая свой оригинальный фильм-проповедь, подводит нас к мысли, что кто-то сознательно не желал, чтобы Россия училась на ошибках своего, некогда могущественного соседа, у которого она и взяла на вооружение главное — веру.

Разбирать кинопублицистику не буду, а тем более — оценивать: выполнила она задачу или не справилась с ней? Наше общество сейчас находится на той стадии развития, когда вновь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». И если уже предложено что-то для массового просмотра, стало быть, другого доступного способа донести до народа даже гениальные мысли не существует. В самом начале XXI века, проделав исторический путь длиной в тысячелетие, мы остановились в своей эволюции. Что называется, «приплыли»!

А потому сложно предъявлять повышенные требования к единоличному режиссёру и сценаристу: рамки жанра ограничены, многое просто остаётся за кадром, но всё же требует разъяснения. Скажем, когда видишь, с каким упоением перечисляются все богатства Византии, возникает естественный вопрос: почему она превратилась в такую могущественную державу? Откуда тонны золота, не сопоставимые с той же Европой? Международным агрессором и пиратом Византия так ведь и не стала, хотя аборигены Северной Африки морским разбоем иногда промышляли.

А вот ведущим мировым экспортёром продукции земледелия она была. Два-три урожая ежегодно в субтропиках можно снимать только в том случае, если раба наделить собственным участком и сделать его со временем полноправным «ромеем» огромной империи, лежащей на трёх континентах. Тогда и параллели с крестьянской Россией, которые неизбежно вытекают в соответствии с идейной нагрузкой кинематографической вещи, будут более убедительны.

Даже само создание Византии, у истоков которого стоял император Константин Великий, предложивший переместить зажиревшую столицу из Рима в далёкий Византий (Константинополь), сродни деянию русского царя-реформатора. «И перед младшею столицей померкла старая Москва…» Пётр Великий тоже, между прочим, возводил Византию, но только русскую, и в незнании истории страны единой веры его не упрекнёшь.

Так, может, и нам начать двигать столицу, если уж извлекать из Византии главный «урок», способный вдохнуть в страну новую жизнь и дистанцироваться от старушки Европы на Восток, в глубинную Азию? Здесь, на этом континенте, наш хартленд, «сердцевина земли», безопасная от природных катаклизмов и милитаристских угроз. А кто владеет хартлендом — тот владеет миром. Так выходит: по жизни и по Маккиндеру. В этом плане перенос за Урал столицы, равноудалённой от западных и восточных окраин, — вопрос не столько времени, сколько политической воли.

Но ничего этого в фильме не обозначено, и я склонен полагать, что вдумчивый человек, который в неусвоенных уроках прошлого видит задачи для настоящего и будущего, во внимание вовсе не принимался. Или его на данном этапе в России совсем уже нет? Тогда, как говорится, и суда нет...

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
11.09.2017

Во имя Маршака

С 11 по 17 сентября 2017 года в Москве проходит XIX Московский всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма»
07.09.2017

«Чеховская осень - 2017»

VIII Международный литературный фестиваль состоится 28-29 октября 2017 года в Крыму, г. Ялта
06.09.2017

Концерт Филиппа Дареса

«От Атлантики до Урала» в рамках российского турне
05.09.2017

«Гаврош–2017»

С 22 сентября по 1 октября 2017 года в Москве пройдет ХI Международный фестиваль спектаклей «ГАВРОШ. Французский сезон»

Все новости

Книга недели
Многомирность

Многомирность

Юрий Поляков. Фантомные были. М.: АСТ, 2017, 544 с. 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Лекух Дмитрий

Политкорректность сломалась

Удивительные вещи происходят в нашем стремительно меняющемся мире.

Замшев Максим

Не спеши кричать „ату“!

Всю свою сознательную жизнь я слышу о необходимости консенсуса. Особенно среди д...