15 января Понедельник

95 лет назад родился Евгений Весник (ум. 2009), актер театра и кино, театральный режиссер, Народный артист СССР

16 января Вторник

110 лет назад родился Павел Нилин, советский писатель, киносценарист

17 января Среда

155 лет назад родился Константин Станиславский, русский актер, режиссер, педагог, реформатор театра, Народный артист СССР

18 января Четверг

75 лет назад - прорыв блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

19 января Пятница

Крещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

20 января Суббота

День Республики Крым

21 января Воскресенье

115 лет назад родился Игорь Курчатов (ум. 1960), физик-ядерщик, академик, создатель советской атомной бомбы

Сегодня 17 января 2018 года: 155 лет назад родился Константин Станиславский, русский актер, режиссер, педагог, реформатор театра, Народный артист СССР

Новая империя — новая столица

Новая империя — новая столица

Чему Россию учит опыт Византии?

Искусство порой посылает нам свои особые сигналы, а чтобы их услышать, одного сиюминутного восприятия мало. Хорошо бы вернуться к произведению снова, лет этак через пять после выхода в свет. И в этом смысле фильм «Гибель империи. Византийский урок», конечно, не исключение из общего логического ряда.

Наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), предлагая свой оригинальный фильм-проповедь, подводит нас к мысли, что кто-то сознательно не желал, чтобы Россия училась на ошибках своего, некогда могущественного соседа, у которого она и взяла на вооружение главное — веру.

Разбирать кинопублицистику не буду, а тем более — оценивать: выполнила она задачу или не справилась с ней? Наше общество сейчас находится на той стадии развития, когда вновь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». И если уже предложено что-то для массового просмотра, стало быть, другого доступного способа донести до народа даже гениальные мысли не существует. В самом начале XXI века, проделав исторический путь длиной в тысячелетие, мы остановились в своей эволюции. Что называется, «приплыли»!

А потому сложно предъявлять повышенные требования к единоличному режиссёру и сценаристу: рамки жанра ограничены, многое просто остаётся за кадром, но всё же требует разъяснения. Скажем, когда видишь, с каким упоением перечисляются все богатства Византии, возникает естественный вопрос: почему она превратилась в такую могущественную державу? Откуда тонны золота, не сопоставимые с той же Европой? Международным агрессором и пиратом Византия так ведь и не стала, хотя аборигены Северной Африки морским разбоем иногда промышляли.

А вот ведущим мировым экспортёром продукции земледелия она была. Два-три урожая ежегодно в субтропиках можно снимать только в том случае, если раба наделить собственным участком и сделать его со временем полноправным «ромеем» огромной империи, лежащей на трёх континентах. Тогда и параллели с крестьянской Россией, которые неизбежно вытекают в соответствии с идейной нагрузкой кинематографической вещи, будут более убедительны.

Даже само создание Византии, у истоков которого стоял император Константин Великий, предложивший переместить зажиревшую столицу из Рима в далёкий Византий (Константинополь), сродни деянию русского царя-реформатора. «И перед младшею столицей померкла старая Москва…» Пётр Великий тоже, между прочим, возводил Византию, но только русскую, и в незнании истории страны единой веры его не упрекнёшь.

Так, может, и нам начать двигать столицу, если уж извлекать из Византии главный «урок», способный вдохнуть в страну новую жизнь и дистанцироваться от старушки Европы на Восток, в глубинную Азию? Здесь, на этом континенте, наш хартленд, «сердцевина земли», безопасная от природных катаклизмов и милитаристских угроз. А кто владеет хартлендом — тот владеет миром. Так выходит: по жизни и по Маккиндеру. В этом плане перенос за Урал столицы, равноудалённой от западных и восточных окраин, — вопрос не столько времени, сколько политической воли.

Но ничего этого в фильме не обозначено, и я склонен полагать, что вдумчивый человек, который в неусвоенных уроках прошлого видит задачи для настоящего и будущего, во внимание вовсе не принимался. Или его на данном этапе в России совсем уже нет? Тогда, как говорится, и суда нет...

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
12.01.2018

"Еду как хочу"

Российский короткометражный фильм собирает призы
10.01.2018

Не стало Михаила Державина

Он скончался в среду после продолжительной тяжелой болезни на 82-году жизни.
09.01.2018

Умер Александр Ведерников

Оперный певец  скончался на 91-м году жизни
30.12.2017

IХ Фестиваль спектаклей Бориса Покровского

7 января – 28 января 2018 года

Все новости

Книга недели
На языке сцены

На языке сцены

Алексей Бородин. На берегах утопий. Разговоры о театре. М. АСТ 2017  352 с. 1000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

Уходящий Запад

Не утихающая борьба Вашингтона с им же поставленной украинской властью...

Макаров Анатолий

На взгляд трезвого…

Я не социолог и не специалист по общественным настроениям и нравам.