95 лет назад родился Борис Бункин (ум. 2007), ученый и конструктор, создатель систем и комплексов оружия ПВО

17 июля Вторник

75 лет назад началась Сталинградская битва

18 июля Среда

90 лет назад созданы органы государственного пожарного надзора в России

19 июля Четверг

105 лет назад родился Павел Панков (ум. 1978), актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР

20 июля Пятница

Международный день шахмат

21 июля Суббота

120 лет назад родился Василий Соколовский, советский военачальник, маршал Советского Союза

210 лет назад родилась Каролина Павлова (ум. 1893), русская поэтесса, переводчица

Сегодня 22 июля 2018 года: 210 лет назад родилась Каролина Павлова (ум. 1893), русская поэтесса, переводчица

Новая империя — новая столица

Новая империя — новая столица

Чему Россию учит опыт Византии?

Искусство порой посылает нам свои особые сигналы, а чтобы их услышать, одного сиюминутного восприятия мало. Хорошо бы вернуться к произведению снова, лет этак через пять после выхода в свет. И в этом смысле фильм «Гибель империи. Византийский урок», конечно, не исключение из общего логического ряда.

Наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), предлагая свой оригинальный фильм-проповедь, подводит нас к мысли, что кто-то сознательно не желал, чтобы Россия училась на ошибках своего, некогда могущественного соседа, у которого она и взяла на вооружение главное — веру.

Разбирать кинопублицистику не буду, а тем более — оценивать: выполнила она задачу или не справилась с ней? Наше общество сейчас находится на той стадии развития, когда вновь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». И если уже предложено что-то для массового просмотра, стало быть, другого доступного способа донести до народа даже гениальные мысли не существует. В самом начале XXI века, проделав исторический путь длиной в тысячелетие, мы остановились в своей эволюции. Что называется, «приплыли»!

А потому сложно предъявлять повышенные требования к единоличному режиссёру и сценаристу: рамки жанра ограничены, многое просто остаётся за кадром, но всё же требует разъяснения. Скажем, когда видишь, с каким упоением перечисляются все богатства Византии, возникает естественный вопрос: почему она превратилась в такую могущественную державу? Откуда тонны золота, не сопоставимые с той же Европой? Международным агрессором и пиратом Византия так ведь и не стала, хотя аборигены Северной Африки морским разбоем иногда промышляли.

А вот ведущим мировым экспортёром продукции земледелия она была. Два-три урожая ежегодно в субтропиках можно снимать только в том случае, если раба наделить собственным участком и сделать его со временем полноправным «ромеем» огромной империи, лежащей на трёх континентах. Тогда и параллели с крестьянской Россией, которые неизбежно вытекают в соответствии с идейной нагрузкой кинематографической вещи, будут более убедительны.

Даже само создание Византии, у истоков которого стоял император Константин Великий, предложивший переместить зажиревшую столицу из Рима в далёкий Византий (Константинополь), сродни деянию русского царя-реформатора. «И перед младшею столицей померкла старая Москва…» Пётр Великий тоже, между прочим, возводил Византию, но только русскую, и в незнании истории страны единой веры его не упрекнёшь.

Так, может, и нам начать двигать столицу, если уж извлекать из Византии главный «урок», способный вдохнуть в страну новую жизнь и дистанцироваться от старушки Европы на Восток, в глубинную Азию? Здесь, на этом континенте, наш хартленд, «сердцевина земли», безопасная от природных катаклизмов и милитаристских угроз. А кто владеет хартлендом — тот владеет миром. Так выходит: по жизни и по Маккиндеру. В этом плане перенос за Урал столицы, равноудалённой от западных и восточных окраин, — вопрос не столько времени, сколько политической воли.

Но ничего этого в фильме не обозначено, и я склонен полагать, что вдумчивый человек, который в неусвоенных уроках прошлого видит задачи для настоящего и будущего, во внимание вовсе не принимался. Или его на данном этапе в России совсем уже нет? Тогда, как говорится, и суда нет...

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
18.07.2018

XVI Московский фестиваль прессы.

Гостей фестиваля в этом году вновь будет встречать специально построенный медиагород с тематическими зонами, отражающими наиболее популярные рубрики газет и журналов.
05.07.2018

ВНИМАНИЕ: КОНКУРС ПРОДЛЕВАЕТСЯ ДО 30 ИЮЛЯ!

Фонд «Литературный центр Петра Проскурина» объявляет о старте проекта «Школа литературной журналистики «Молодой Дельвиг»

Все новости

Книга недели
Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях  и документах.

Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах.

Издание второе, исправленное  и дополненное. –  М.: Вече, 2018. –  256 с.: ил. – 1000 экз
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

Сами себе рады

Чемпионат мира по футболу стал событием не только спортивным, но и культурным. Х...

Болдырев Юрий

Референдум? Так он уже был!

Чемпионат пройдёт, но свершённое в это время – надолго.
Не пенальти и голы – не ...