САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Что в имени тебе моем?

18.06.2019
Что в имени тебе моем? В латвийском городе Лиепая переименовали школу имени А.С.Пушкина. Кому помешал великий русский поэт в год своего 220-летия? Писатели и публицисты обсуждают прибалтийский казус.

«...И справедливость не для всех»

12.06.2019
«...И справедливость не для всех» Освобождение Ивана Голунова не решает системную проблему с правосудием, считает правозащитница Наталья ХОЛМОГОРОВА.

«Наше всё» в цифрах

09.06.2019
«Наше всё» в цифрах Александр Сергеевич в зеркале дореволюционной, советской и постсоветской статистики.

«И ждал, когда придет апрель…»

16.06.2019
«И ждал, когда придет апрель…» У Артема КОМАРОВА пока нет громкого имени, а вот хорошие стихи в активе имеются. И это значит, что у него все впереди.

Не стареют душой пародисты

10.06.2019
Не стареют душой пародисты Евгению МИНИНУ – 70, но он по-прежнему активен, язвителен и плодовит.

Самое главное

03.06.2019
Самое главное Одни герои Саши ЛИБУРКИНА боятся войны и мечтают о светлом будущем, другие норовят свалить из страны. Но все надеются на лучшее.

Главред «ЛГ» Максим Замшев в гостях у радио Mediametrics

Смотреть все...

«Расчищая родники от мусора современности»

17.06.2019
«Расчищая родники от мусора современности» К 100-летию поэта Николая ТРЯПКИНА вышел альманах «Неизбывный вертоград».

Андропов. 15 месяцев на вершине

15.06.2019
Андропов. 15 месяцев на вершине К 105-летию одного из самых таинственных лидеров СССР. Размышляет историк спецслужб Андрей ВЕДЯЕВ.

Байки из склепа, или «Новый дикий» народился?

13.06.2019
Байки из склепа, или «Новый дикий» народился? Писатель, работавший в морге, обязательно напишет об этом. Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО о книге Артемия УЛЬЯНОВА.
  1. Где вы будете отдыхать этим летом?

Молдавия – рассветы без олигарха

16.06.2019
Молдавия – рассветы без олигарха Противоречия есть, но правящая коалиция готова идти по пути прагматизма, считает Михаил ЛУПАШКО.

В Молдавии нужен диалог, а не гражданская война

14.06.2019
В Молдавии нужен диалог, а не гражданская война Общественная организация «Русская община Республики Молдова» выступила с обращением ко всем гражданам и политическим силам страны.

«В издании моей книги отказали почти все росиийские издательства...»

11.06.2019
«В издании моей книги отказали почти все росиийские издательства...» Лауреат «Ясной Поляны» Валерий БЫЛИНСКИЙ вынужден прибегнуть к краудфандингу.

ГРАНИ АВТОРСКОГО МИРА: премьера в духе постмодернизма

ГРАНИ АВТОРСКОГО МИРА: премьера в духе постмодернизма

Когда искушённый зритель ступает в храм Мельпомены, он имеет сформированное представление о том, что ему, купившему билет и пришедшему в театр, предстоит увидеть на сцене. Но ведь это так полезно ожидать от спектакля иное – премьера однозначно вызовет много обсуждений и долго не будет терять своих позиций в репертуаре академического театра, если режиссёр посмотрит на неё по-своему, не так, как того ожидает зритель.

В последние годы в театральном искусстве приставка "пост" стала чрезвычайно актуальной и популярной. Режиссёры всё усерднее экспериментируют в явлениях, ещё несколько лет назад казавшихся чуждыми: постмодернизм, постколониализм, пострструктурализм – каждая новая работа становится попыткой по-своему рассмотреть искусство через призму современности, попытаться своим языком заговорить со зрителем. Постмодернизм в современности становится разделительной линией между прошлым и настоящим, он подчеркивает конец прежде существовавшего идейно-художественного монолита, вошедшего в историю искусства под термином "модернизм", отход от его мировоззрения и ценностей.
С точки зрения постмодернизма, больше не существует понятия реальности – она настолько прочно сливается с фикцией, что отделить их друг от друга становится просто невозможно. Именно отсюда появляется постоянная неуверенность, желание подвергнуть сомнению всякую данность, ощущение невозможности однозначных утверждений. Результатом таких постмодернистских нововведений становится многовариантность и сознательное стремление режиссёра дать повод к разнообразным трактовкам.
Эти признаки постмодернизма свойственны спектаклю, поставленному режиссёром Никитой Раком на сцене Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.
Материал, избранный режиссёром к постановке в Воронеже вызывает удивление: постановщик остановил своё внимание на пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне", классическом произведении, пользующемся популярностью на трёх континентах последние два века.
"Месяц в деревне" – пьеса о любовном четырёхугольнике, где каждый герой имеет свои отличительные особенности, разительно выделяющие его среди обывателей обычной деревушки середины XIX века. Автор ещё раз, по-своему, раскрывает всю широту русской души, иронично рассуждает между строк о женской любви и горькой доле, и так открыто показывает всю человеческую сущность выбранного им времени.
Этот известный литературный текст, ставший одним из известнейших трудов Тургенева, Рак подвергает постмодернистской ревизии, обнаруживая в нём невероятную близость русской пьесы эпохи реформ и современного мироощущения.
Именно поэтому на скромно оформленной сцене пространство делится на два плана: пока главные действия происходят на авансцене, контровой свет небрежно падает на  задний план, освещая параллельную историю, без которой можно было бы жить и смотреть спектакль, но её присутствие лишь добавляет красок увиденному в целом.
А в спектакле вообще очень много постмодернистского, выбивающего привычный Тургеневский текст из границ классического русского языка, полного метафор, аллегорий и архаизмов. Трудно, например, вообразить себе, чтобы такую богатую речь изрекали герои современности – но у режиссёра своё мнение на этот счёт. Пока старое поколение манерно расхаживает по сцене в платьях начала ХХ века, Наталья Петровна предстаёт перед зрителем то в стиле двадцатых годов, то оказывается облачённой в одежды более раннего времени. А вот мужской состав вообще похож более на дачников, покрывших свои головы кепками и бейсболками, купленными на распродажах, впрочем, как и джинсы с майками и современной обувью. Вера появляется то в коротких шортах и толстовке, то в школьном платье времён социализма, то в коротком обычном платье, кои носят девушки современности.
d8979b3e740bf369688afd71658a1b45.jpg
Быть может, таким странным подходом к одеянию героев режиссёр хотел ещё раз подчеркнуть связь времён и отсутствие серьёзных отличий между эпохой, описанной Тургеневым, и современностью – самый верный признак постмодернизма, смешение времени, как нельзя лучше акцентирует внимание на почерке постановщика, стремящимся по-своему, своим языком, своим видением мира, своим восприятием окружающей действительности передать зрителю глубинный текст автора, запечатлённый аж в позапрошлом веке.
Отсюда и попытка связать первый план со вторым, отсюда и постоянные задержки в "кадре" персонажей, которых вроде бы и нет больше по сценарию в круговороте событий, но без них просто невозможно передать всю эмоциональную составляющую постановки.
А усугубление образов лишь только вызывает интерес к подходу режиссёра: истеричная Наталья, как и все русские женщины запутавшаяся в своих чувствах и поклонниках, слишком старый Большинцов – ему не меньше шестидесяти лет отроду –, Коля, чудесно сыгранный актрисой театра Екатериной Марсальской. Каждый образ, подкорректированный режиссёром по своим стандартам, полностью разрывает связь с текстом Тургенева – это отдельный спектакль, в котором только конкретные действия и текст остаются принадлежащим автору, остальное же – видение режиссёра, своеобразное, но имеющее право на существование.
d9e235f9e316f3d9bd51d6990b1b848d.jpg
Рак в свойственной ему манере вкрапляет современную музыку, песни, которые вряд ли бы исполняли в те далёкие времена, даже его фирменный стиль, оставшийся в памяти у зрителей "Женитьбы" проскальзывает между делом, когда горничная небрежно задирает платье, под которым видны белые панталоны.
На сцене то и дело меняются декорации, которые артисты сами расставляют, постоянно появляются герои в новой одежде, ещё больше разрывающей текст и картинку, непрестанно проживаются в деревне дни – режиссёр создаёт собственный мир, где учитель больше походит на современного беззаботного юношу, совершенно не думающего о будущем, врач более походит на садовника, богатый помещик – на дачника, заскочившего на часок в отчий дом.
b1b806ec0373f1cf84a007374bd4985b.jpg
С первых минут спектакль, насыщенный режиссёрскими красками, удивляет своим наполнением, он ещё раз даёт понять зрителю, что это тот самый момент, когда надо не вспоминать сюжет, прочитанный ещё за школьной партой, а просто смотреть на новую подачу хорошо забытого материала.
В то время как зритель может предаваться размышлениям по поводу логичности постановки Рака, простота языка, выбранного режиссёром, делает спектакль доступным для широкого зрителя – и ведь это та самая многоуровневость, свойственная неэлитарному театральному постмодернистскому искусству. Может создаться ощущение, что спектакль Рака не имеет никакого смысла, каждая его деталь подвергается различным интерпретациям, в нём нет устойчивости и из него невозможно вычленить никакого поучительного итога, никакой единой концепции. А ведь создание её отсутствия есть цель всякого уважающего себя постмодерниста. Признав и этот взгляд на мир, можно признать и то, что спектакль может быть рассмотрен и с другой точки зрения – таких точек зрения вообще может быть столько же, сколько и зрителей, ведь продукт постмодернизма каждый понимает по-своему.

Фото: архив академического театра драмы им. А. Кольцова



Новости
18.06.2019

Новые имена в Крыму

Список лауреатов и победителей I Международного фестиваля им. А.С.Пушкина. В честь 220-летия со дня рождения поэта. Крым-2019.
18.06.2019

В музее Валентина Распутина – пополнение

Вдова писателя привезла в Иркутск редкие фото и рукописи из семейного архива.
17.06.2019

Пришвин для Подмосковья

В конкурсе имени Михаила Пришвина смогут участвовать только жители Московской области.
17.06.2019

Умер Франко Дзеффирелли

Знаменитый итальянский режиссер ушел на 96-м году жизни.
16.06.2019

Латышам не нужен Пушкин

В Лиепая переименовали школу имени великого русского поэта.

Все новости

Книга недели
Майор и муза

Майор и муза

В знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга, которая писалась долгие годы.
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Бабушкин листок

У моей бабушки – учительницы начальных классов в доме висел листок в клеточку, п...

Крашенинникова Вероника

Ловушка от «друзей»

Как и ожидалось, европейские крайне правые партии заметно усилили своё присутствие...

Попов Валерий

Торг здесь неуместен

Знаменитая будка Ахматовой уплывает на аукцион, вместе с такими же домиками, окр...

Неменский Олег

Не смешно...

Проголосовав за Зеленского, русскоязычное население подписало себе приговор, пре...

Крашенинникова Вероника

За кого пропаганда?

Нацистский Третий рейх был разгромлен 74 года назад. Но идеология фашизма как ин...