16 января Понедельник

150 лет назад родился Викентий Вересаев, русский и советский писатель

17 января Вторник

170 лет назад родился Николай Жуковский, российский ученый в области механики, основоположник аэродинамики как науки

18 января Среда

Юбилейную дату отмечает Тамара Гвердцители, грузинская и российская певица, Народная артистка России и Грузии

19 января Четверг

Крещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

20 января Пятница

65-летие отмечает Владимир Хотиненко, российский актер, режиссер, сценарист и педагог, Народный артист России

21 января Суббота

135 лет назад родился Павел Флоренский, русский религиозный философ и ученый

22 января Воскресенье

95 лет назад родился Юрий Левитанский (ум. 1996), поэт, переводчик, педагог

Сегодня 21 января 2017 года: 135 лет назад родился Павел Флоренский, русский религиозный философ и ученый

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

Поставленный в 1992 году Андреем Петровым балет на музыку Михаила Глинки «Руслан и Людмила» долгие годы не сходит со сцены Кремлёвского дворца, оставаясь лучшим произведением своего времени. Однако сегодня знаменитый спектакль, в котором блистали многие столичные звёзды балета, можно увидеть и в Воронеже. В столице Черноземья прошёл премьерный показ балета «Руслан и Людмила» - постановка Андрея Петрова, народного артиста России.
С недавних пор Воронежский Театр оперы и балета радует своего зрителя необычными и очень качественными премьерами, среди которых и опера «Дон Жуан», собравшая уже немало призов, и новый проект «На оперу – в Воронеж», дающий шанс познакомиться с творчеством единственного в своём роде в Черноземье театра. Балет «Руслан и Людмила» стал премьерой долгожданной и значимой, обсуждать которую культурная общественность региона начала ещё задолго до первого показа.
Основой легендарного произведения является поэма первого поэта России Александра Пушкина и музыка первого композитора России Михаила Глинки – в принципе, известное для многих москвичей и любителей высокого искусства сочетание. Однако до воронежской премьеры спектакль можно было увидеть только на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.
Две постановки принадлежат руке одного мастера – народного артиста России, художественного руководителя и главного балетмейстера театра «Кремлёвский балет» Андрея Петрова. Общей между работами хореографа-постановщика остаётся и сценография – одно из лучших произведений художника Марины Соколовой, адаптированное под воронежскую сцену Валерием Кочиашвили, главным художником ТОБа.
Но на этом общее между двумя балетами заканчивается. Воронежская работа для человека, видевшего «Руслана и Людмилу» в Кремле, сразу же кажется другой, разумеется, сюжетная линия, композиция в целом и музыкальное оформление остаются неизменными, но вся уникальность получившегося в итоге балета видна с первой минуты, когда в зале становится тихо и ожидающий действа зритель почтенно встречает оркестр во главе с дирижёром Андреем Огиевским.
Занавес открывается под знакомые ноты. И вот перед зрителем предстают княжеские палаты, расписанные в краснокирпичных тонах, с огромными жар-птицами на стенах, смотрящими в пустоту своими огромными глазами. В этом почти что настоящем дворце появляются слуги, киевский князь, красавица-Людмила, её женихи и скоморохи – в эту самую минуту зритель ещё раз убеждается в реальности представленных образов, сотканных по крупицам, с особым вниманием. И дело не только в костюмах, с точностью подчёркивающих принадлежность героя к конкретным землям, но и в самой игре: балетные партии каждого солиста, будь то исполнитель главной роли или же просто один из слуг, продуманы до мелочей.
984fa447148566b4bca4a256d5a3f193.jpg
Женственная и такая хрупкая Людмила (Светлана Носкова) в розовом шифоновом платье парит по сцене как лёгкое пёрышко, улыбаясь своему возлюбленному и трагично смотря на своего похитителя, с которым так же, чисто по-девичьи, робко и отважно, вступает в баталии. В противовес ей образ хитрой и коварной Наины (Яна Черкашина), грациозно с чисто женской хитринкой колдующей над слабохарактерными женихами – отсюда и костюм её, темный и верно бросающийся в глаза. Не оставлена без внимания и чужеземная красавица хазарская княжна Горислава (Екатерина Любых), в своих партиях отменно изображающая светлые чувства к возлюбленному Ратмиру, ради которого готова пойти на край света.
700d36c480e99c3ebcbdf33687d6d5da.jpg
Интересным стал образ и Фарлафа (Дмитрий Трухачёв), неуклюжего и очень харизматичного рыцаря, так умело летающего по сцене с массивным животом – это один из тех примеров артистов балета, когда каждая роль проживается настолько сильно, что зритель готов рукоплескать каждому движению на сцене. Нелепые движения, постоянная улыбка и такие живые эмоции – рыцарь, одетый в чёрное, покоряет моментально.
Не менее ярким является образ Руслана (Иван Негробов), сыгранный воронежским солистом по-своему, но в рамках Пушкинской истории. Руслан предстаёт смелым и очень внимательным героем, способным отдать жизнь за свою возлюбленную. Он – эталон мужества своего времени, обличённый в рамки балета, идеальный герой, отлично совпадающий по эмоциям и ритму с Людмилой.
Качественно продуманы и образы второстепенных персонажей. Уродливые старухи, еле-еле перебирающиеся по сцене, грациозные волшебные девы и арабские красавицы, впечатляющие своей кротостью и изящностью любого, и волшебники, неуклюже, так по-старчески, двигаясь по пространству сказочного леса, и верные слуги Черномора, походящие, как и сам злой волшебник, на героев восточной сказки.
В декорациях Марине Соколовой удалось сочетать в себе исконно русские мотивы с чужеземными восточными орнаментами – контраст особо чувствуется в образах волшебников: Финн, облачённый в старорусские одежды летописцев, и Черномор, с явными арабскими штрихами.
025ea09835dd1591dcce417fe14069be.jpg

Волшебства декорациям и реальности происходящему в нескольких метрах от зрителя придают компьютерные эффекты: как это удивительно слышать гром и дождь, видеть падающие на землю капли и парящие облака, за которыми скрывается то гигантский Черномор, то красавица-Людмила.
Герои переживали свои истории, кружась и летая по сказочному миру, они разговаривали со зрителем языком танца – и здесь им помогала музыка, звучащая по-особому, живо и очень проникновенно. Транскрипция Агафонникова оживала трудами дирижёра-постановщика балета художественного руководителя Воронежского ТОБа Андрея Огиевского и оркестра театра. Толи намоленность места, пережившего за долгие годы немало историй, толи явная любовь к произведениям Глинки – музыка проникала в пространство зала и в зрителя моментально, она звучала настолько ярко и живо, что сразу же становилась частью разыгрываемого на сцене действа. Тот самый момент гармонии, когда приятно смотреть и не менее приятно слушать.
9271b8f787703c5c93c627c79ac50be6.jpg
Балет в двух действиях продолжается не многим более двух с половиной часов – эта версия пусть и походит на легендарную московскую, но длится меньше, однако впечатляет по-своему, уже на десятой минуте желание сравнить два труда одного мастера пропадает, главным становится диалог с балетом, принятие его без обращения к подобному.
Постановка Петрова впечатляет по замыслу и доказывает, что классику в России ставить могут. Устать от отдельных персонажей невозможно: на сцене постоянно что-то происходит, а отдельные партии организованны во времени по разнице в акцентах и сложности танца.
«Руслан и Людмила» - доказательство, что хороший балет может родиться и в провинции, пусть и не без помощи московских мастеров.


Фото: Александр Самородов
0  
Сергей
27 Дек 2016 11:07:17
Что поразило, так это полный зал. Только не поним, зачем делать да почти что одинаковых балета? А так да, остались довольны увиденным
Ответить Ссылка 0  
0  
Ирина
27 Дек 2016 13:43:46
Билеты недорогие. Доступно. Красиво. Что ещё нужно? :) все понравилось, дети тоже были довольны, хорошо, что идет не так долго
Ответить Ссылка 0  
0  
Елена
27 Дек 2016 15:51:15
Очень рады, что пошли))))
Понравился особенно сыгравший Фарлафа - такой харизматичный мальчик!
А вот Руслан не впечатлил.
Понравился Черномор и Наина. Балерина, исполнявшая партию Наины юная девочка, но очкнь талантливая
Ответить Ссылка 0  
0  
Читатель
27 Дек 2016 16:10:55
Великолепно!
Ответить Ссылка 0  
0  
Яна
27 Дек 2016 16:32:37
Зал был полный. Удивление. Может, все же ТОБ идет на поправку? Все же сотрудничество с Москвой идет на пользу
Ответить Ссылка 0  
0  
Юлия
27 Дек 2016 18:37:28
Этот спектакль показывали и по абонименту для детей?
Неожиданный поворот! Мне всегда казалось, что "Руслан и Людмила" понять могут только взрослые...
Ошибалась
Ответить Ссылка 0  
0  
Зритель
27 Дек 2016 22:17:40
Неплохой балет. Но балет в Воронеже всегда был хорош, а вот опера славилась скандалами...
Ответить Ссылка 0  
0  
Елена
28 Дек 2016 17:49:54
Мой первый в жизни поход на балет. Я довольна :):):)
Ответить Ссылка 0  


Новости
16.01.2017

«Война и мир» во дворце Бранкаччо

Русский бал в Риме ещё раз убедил, что выбор Льва Толстого был точен
09.01.2017

Романсиада в Кремле

28-го января концерт "Международный день русского романса. 30 лучших голосов мира"
26.12.2016

В единстве с мировой душой

в гостиной ЦДЛ «На перекрестках миров» состоялся музыкально-литературный вечер, посвященный итогам Первого международного фестиваля искусств «Генуэзский маяк»
21.12.2016

Мнения совпали

Состоялось итоговое заседание жюри ежегодной литературной премии СР

Все новости

Книга недели
Все ипостаси

Все ипостаси

Юрий Поляков. Перелётная элита. - М.: Книжный мир, 2017. - 384 с. - 2000 экз.
В следующих номерах

Большой балаган в Большом драматическом

В следующем номере «ЛГ» будет опубликован специальный выпуск нашей традиционной рубрики «Театральная площадь». Впечатлениями о спектаклях художественного руководителя Большого драматического театра им. Товстоногова Андрея Могучего поделится наш автор Марк Любомудров.

Спасём наш Союз

Дискуссию о настоящем и будущем Союза писателей России в следующем номере продолжит статья Светланы Замлеловой

Ты один поддержка и опора

Открываем в редакции «ЛГ», как и обещали («Иностранный как русский», «ЛГ», № 39), Опорный пункт охра­ны русского языка (ОПОРЯ).
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Именем Революции

Без проливов, зато с компрадорами

Кузьмина Вера

Из кого выбирать?

Как спецназ хипстеров рвался к вершинам власти