13 февраля Понедельник

1945 - Советские войска завершили разгром окруженной группировки противника в Будапеште и полностью овладели столицей Венгрии

14 февраля Вторник

Международный день дарения книг

15 февраля Среда

155 лет назад родился Савва Морозов, российский предприниматель и меценат

16 февраля Четверг

295 лет назад Петр I издал «Указ о наследии престола»

17 февраля Пятница

70 лет назад родился Вячеслав Малежик, российский эстрадный певец, поэт, композитор, заслуженный артист России

18 февраля Суббота

Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) (дата для 2017 г.)

19 февраля Воскресенье

80 лет назад родился Борис Пуго (ум. 1991), советский государственный и политический деятель

Сегодня 19 февраля 2017 года: 80 лет назад родился Борис Пуго (ум. 1991), советский государственный и политический деятель

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

Поставленный в 1992 году Андреем Петровым балет на музыку Михаила Глинки «Руслан и Людмила» долгие годы не сходит со сцены Кремлёвского дворца, оставаясь лучшим произведением своего времени. Однако сегодня знаменитый спектакль, в котором блистали многие столичные звёзды балета, можно увидеть и в Воронеже. В столице Черноземья прошёл премьерный показ балета «Руслан и Людмила» - постановка Андрея Петрова, народного артиста России.
С недавних пор Воронежский Театр оперы и балета радует своего зрителя необычными и очень качественными премьерами, среди которых и опера «Дон Жуан», собравшая уже немало призов, и новый проект «На оперу – в Воронеж», дающий шанс познакомиться с творчеством единственного в своём роде в Черноземье театра. Балет «Руслан и Людмила» стал премьерой долгожданной и значимой, обсуждать которую культурная общественность региона начала ещё задолго до первого показа.
Основой легендарного произведения является поэма первого поэта России Александра Пушкина и музыка первого композитора России Михаила Глинки – в принципе, известное для многих москвичей и любителей высокого искусства сочетание. Однако до воронежской премьеры спектакль можно было увидеть только на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.
Две постановки принадлежат руке одного мастера – народного артиста России, художественного руководителя и главного балетмейстера театра «Кремлёвский балет» Андрея Петрова. Общей между работами хореографа-постановщика остаётся и сценография – одно из лучших произведений художника Марины Соколовой, адаптированное под воронежскую сцену Валерием Кочиашвили, главным художником ТОБа.
Но на этом общее между двумя балетами заканчивается. Воронежская работа для человека, видевшего «Руслана и Людмилу» в Кремле, сразу же кажется другой, разумеется, сюжетная линия, композиция в целом и музыкальное оформление остаются неизменными, но вся уникальность получившегося в итоге балета видна с первой минуты, когда в зале становится тихо и ожидающий действа зритель почтенно встречает оркестр во главе с дирижёром Андреем Огиевским.
Занавес открывается под знакомые ноты. И вот перед зрителем предстают княжеские палаты, расписанные в краснокирпичных тонах, с огромными жар-птицами на стенах, смотрящими в пустоту своими огромными глазами. В этом почти что настоящем дворце появляются слуги, киевский князь, красавица-Людмила, её женихи и скоморохи – в эту самую минуту зритель ещё раз убеждается в реальности представленных образов, сотканных по крупицам, с особым вниманием. И дело не только в костюмах, с точностью подчёркивающих принадлежность героя к конкретным землям, но и в самой игре: балетные партии каждого солиста, будь то исполнитель главной роли или же просто один из слуг, продуманы до мелочей.
984fa447148566b4bca4a256d5a3f193.jpg
Женственная и такая хрупкая Людмила (Светлана Носкова) в розовом шифоновом платье парит по сцене как лёгкое пёрышко, улыбаясь своему возлюбленному и трагично смотря на своего похитителя, с которым так же, чисто по-девичьи, робко и отважно, вступает в баталии. В противовес ей образ хитрой и коварной Наины (Яна Черкашина), грациозно с чисто женской хитринкой колдующей над слабохарактерными женихами – отсюда и костюм её, темный и верно бросающийся в глаза. Не оставлена без внимания и чужеземная красавица хазарская княжна Горислава (Екатерина Любых), в своих партиях отменно изображающая светлые чувства к возлюбленному Ратмиру, ради которого готова пойти на край света.
700d36c480e99c3ebcbdf33687d6d5da.jpg
Интересным стал образ и Фарлафа (Дмитрий Трухачёв), неуклюжего и очень харизматичного рыцаря, так умело летающего по сцене с массивным животом – это один из тех примеров артистов балета, когда каждая роль проживается настолько сильно, что зритель готов рукоплескать каждому движению на сцене. Нелепые движения, постоянная улыбка и такие живые эмоции – рыцарь, одетый в чёрное, покоряет моментально.
Не менее ярким является образ Руслана (Иван Негробов), сыгранный воронежским солистом по-своему, но в рамках Пушкинской истории. Руслан предстаёт смелым и очень внимательным героем, способным отдать жизнь за свою возлюбленную. Он – эталон мужества своего времени, обличённый в рамки балета, идеальный герой, отлично совпадающий по эмоциям и ритму с Людмилой.
Качественно продуманы и образы второстепенных персонажей. Уродливые старухи, еле-еле перебирающиеся по сцене, грациозные волшебные девы и арабские красавицы, впечатляющие своей кротостью и изящностью любого, и волшебники, неуклюже, так по-старчески, двигаясь по пространству сказочного леса, и верные слуги Черномора, походящие, как и сам злой волшебник, на героев восточной сказки.
В декорациях Марине Соколовой удалось сочетать в себе исконно русские мотивы с чужеземными восточными орнаментами – контраст особо чувствуется в образах волшебников: Финн, облачённый в старорусские одежды летописцев, и Черномор, с явными арабскими штрихами.
025ea09835dd1591dcce417fe14069be.jpg

Волшебства декорациям и реальности происходящему в нескольких метрах от зрителя придают компьютерные эффекты: как это удивительно слышать гром и дождь, видеть падающие на землю капли и парящие облака, за которыми скрывается то гигантский Черномор, то красавица-Людмила.
Герои переживали свои истории, кружась и летая по сказочному миру, они разговаривали со зрителем языком танца – и здесь им помогала музыка, звучащая по-особому, живо и очень проникновенно. Транскрипция Агафонникова оживала трудами дирижёра-постановщика балета художественного руководителя Воронежского ТОБа Андрея Огиевского и оркестра театра. Толи намоленность места, пережившего за долгие годы немало историй, толи явная любовь к произведениям Глинки – музыка проникала в пространство зала и в зрителя моментально, она звучала настолько ярко и живо, что сразу же становилась частью разыгрываемого на сцене действа. Тот самый момент гармонии, когда приятно смотреть и не менее приятно слушать.
9271b8f787703c5c93c627c79ac50be6.jpg
Балет в двух действиях продолжается не многим более двух с половиной часов – эта версия пусть и походит на легендарную московскую, но длится меньше, однако впечатляет по-своему, уже на десятой минуте желание сравнить два труда одного мастера пропадает, главным становится диалог с балетом, принятие его без обращения к подобному.
Постановка Петрова впечатляет по замыслу и доказывает, что классику в России ставить могут. Устать от отдельных персонажей невозможно: на сцене постоянно что-то происходит, а отдельные партии организованны во времени по разнице в акцентах и сложности танца.
«Руслан и Людмила» - доказательство, что хороший балет может родиться и в провинции, пусть и не без помощи московских мастеров.


Фото: Александр Самородов
0  
Сергей
27 Дек 2016 11:07:17
Что поразило, так это полный зал. Только не поним, зачем делать да почти что одинаковых балета? А так да, остались довольны увиденным
Ссылка 0  
0  
Ирина
27 Дек 2016 13:43:46
Билеты недорогие. Доступно. Красиво. Что ещё нужно? :) все понравилось, дети тоже были довольны, хорошо, что идет не так долго
Ссылка 0  
0  
Елена
27 Дек 2016 15:51:15
Очень рады, что пошли))))
Понравился особенно сыгравший Фарлафа - такой харизматичный мальчик!
А вот Руслан не впечатлил.
Понравился Черномор и Наина. Балерина, исполнявшая партию Наины юная девочка, но очкнь талантливая
Ссылка 0  
0  
Читатель
27 Дек 2016 16:10:55
Великолепно!
Ссылка 0  
0  
Яна
27 Дек 2016 16:32:37
Зал был полный. Удивление. Может, все же ТОБ идет на поправку? Все же сотрудничество с Москвой идет на пользу
Ссылка 0  
0  
Юлия
27 Дек 2016 18:37:28
Этот спектакль показывали и по абонименту для детей?
Неожиданный поворот! Мне всегда казалось, что "Руслан и Людмила" понять могут только взрослые...
Ошибалась
Ссылка 0  
0  
Зритель
27 Дек 2016 22:17:40
Неплохой балет. Но балет в Воронеже всегда был хорош, а вот опера славилась скандалами...
Ссылка 0  
0  
Елена
28 Дек 2016 17:49:54
Мой первый в жизни поход на балет. Я довольна :):):)
Ссылка 0  

Новости
20.02.2017

Eurasian Open 2017

14-й открытый евразийский конкурс на лучший художественный перевод проходит С 18 февраля 2017 г. по 26 марта 2017 г.
17.02.2017

"Взмах крыла" в Барвихе

В  Концертном зале Барвиха Luxury Village стартовала финальная неделя III Всероссийского Театрального форума молодежных коллективов "ВЗМАХ КРЫЛА"

17.02.2017

Прощание C Владимиром Огневым

состоится в воскресенье 19 февраля в 12:30 на Пятницком кладбище г. Москвы
16.02.2017

Фестиваль науки

С 16 по 27 февраля на базе Московского государственного областного университета пройдёт Международный фестиваль науки.

Все новости

Книга недели
Не последняя книга

Не последняя книга

Михаил Задорнов. Большой концерт. М.: Центрполиграф, 2017. 447 с. 4000 экз.

В следующих номерах

Ты один поддержка и опора

Открываем в редакции «ЛГ», как и обещали («Иностранный как русский», «ЛГ», № 39), Опорный пункт охра­ны русского языка (ОПОРЯ).
Колумнисты ЛГ
Сатин Сергей

Шутки шутками – а ведь полтинник

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…

Воеводина Татьяна

Революционный шаг

Готов ли каждый из нас участвовать в созидании нового?