09 октября Понедельник

470 лет назад родился Мигель де Сервантес, испанский писатель

10 октября Вторник

80-летие отмечает Евгений Суслов советский телеведущий, диктор Центрального телевидения, Заслуженный артист России

11 октября Среда

70-летие празднует Михаил Давыдов, российский ученый, хирург-онколог, профессор, академик

12 октября Четверг

1350 — Дмитрий Донской (ум. 1389), Великий князь Московский и Владимирский

13 октября Пятница

190 лет назад основана гидрографическая служба российского военного флота

14 октября Суббота

В этот день православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы

15 октября Воскресенье

120 лет назад родился Илья Ильф, советский писатель и журналист

Сегодня 10 октября 2017 года: 80-летие отмечает Евгений Суслов советский телеведущий, диктор Центрального телевидения, Заслуженный артист России

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

Поставленный в 1992 году Андреем Петровым балет на музыку Михаила Глинки «Руслан и Людмила» долгие годы не сходит со сцены Кремлёвского дворца, оставаясь лучшим произведением своего времени. Однако сегодня знаменитый спектакль, в котором блистали многие столичные звёзды балета, можно увидеть и в Воронеже. В столице Черноземья прошёл премьерный показ балета «Руслан и Людмила» - постановка Андрея Петрова, народного артиста России.
С недавних пор Воронежский Театр оперы и балета радует своего зрителя необычными и очень качественными премьерами, среди которых и опера «Дон Жуан», собравшая уже немало призов, и новый проект «На оперу – в Воронеж», дающий шанс познакомиться с творчеством единственного в своём роде в Черноземье театра. Балет «Руслан и Людмила» стал премьерой долгожданной и значимой, обсуждать которую культурная общественность региона начала ещё задолго до первого показа.
Основой легендарного произведения является поэма первого поэта России Александра Пушкина и музыка первого композитора России Михаила Глинки – в принципе, известное для многих москвичей и любителей высокого искусства сочетание. Однако до воронежской премьеры спектакль можно было увидеть только на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.
Две постановки принадлежат руке одного мастера – народного артиста России, художественного руководителя и главного балетмейстера театра «Кремлёвский балет» Андрея Петрова. Общей между работами хореографа-постановщика остаётся и сценография – одно из лучших произведений художника Марины Соколовой, адаптированное под воронежскую сцену Валерием Кочиашвили, главным художником ТОБа.
Но на этом общее между двумя балетами заканчивается. Воронежская работа для человека, видевшего «Руслана и Людмилу» в Кремле, сразу же кажется другой, разумеется, сюжетная линия, композиция в целом и музыкальное оформление остаются неизменными, но вся уникальность получившегося в итоге балета видна с первой минуты, когда в зале становится тихо и ожидающий действа зритель почтенно встречает оркестр во главе с дирижёром Андреем Огиевским.
Занавес открывается под знакомые ноты. И вот перед зрителем предстают княжеские палаты, расписанные в краснокирпичных тонах, с огромными жар-птицами на стенах, смотрящими в пустоту своими огромными глазами. В этом почти что настоящем дворце появляются слуги, киевский князь, красавица-Людмила, её женихи и скоморохи – в эту самую минуту зритель ещё раз убеждается в реальности представленных образов, сотканных по крупицам, с особым вниманием. И дело не только в костюмах, с точностью подчёркивающих принадлежность героя к конкретным землям, но и в самой игре: балетные партии каждого солиста, будь то исполнитель главной роли или же просто один из слуг, продуманы до мелочей.
984fa447148566b4bca4a256d5a3f193.jpg
Женственная и такая хрупкая Людмила (Светлана Носкова) в розовом шифоновом платье парит по сцене как лёгкое пёрышко, улыбаясь своему возлюбленному и трагично смотря на своего похитителя, с которым так же, чисто по-девичьи, робко и отважно, вступает в баталии. В противовес ей образ хитрой и коварной Наины (Яна Черкашина), грациозно с чисто женской хитринкой колдующей над слабохарактерными женихами – отсюда и костюм её, темный и верно бросающийся в глаза. Не оставлена без внимания и чужеземная красавица хазарская княжна Горислава (Екатерина Любых), в своих партиях отменно изображающая светлые чувства к возлюбленному Ратмиру, ради которого готова пойти на край света.
700d36c480e99c3ebcbdf33687d6d5da.jpg
Интересным стал образ и Фарлафа (Дмитрий Трухачёв), неуклюжего и очень харизматичного рыцаря, так умело летающего по сцене с массивным животом – это один из тех примеров артистов балета, когда каждая роль проживается настолько сильно, что зритель готов рукоплескать каждому движению на сцене. Нелепые движения, постоянная улыбка и такие живые эмоции – рыцарь, одетый в чёрное, покоряет моментально.
Не менее ярким является образ Руслана (Иван Негробов), сыгранный воронежским солистом по-своему, но в рамках Пушкинской истории. Руслан предстаёт смелым и очень внимательным героем, способным отдать жизнь за свою возлюбленную. Он – эталон мужества своего времени, обличённый в рамки балета, идеальный герой, отлично совпадающий по эмоциям и ритму с Людмилой.
Качественно продуманы и образы второстепенных персонажей. Уродливые старухи, еле-еле перебирающиеся по сцене, грациозные волшебные девы и арабские красавицы, впечатляющие своей кротостью и изящностью любого, и волшебники, неуклюже, так по-старчески, двигаясь по пространству сказочного леса, и верные слуги Черномора, походящие, как и сам злой волшебник, на героев восточной сказки.
В декорациях Марине Соколовой удалось сочетать в себе исконно русские мотивы с чужеземными восточными орнаментами – контраст особо чувствуется в образах волшебников: Финн, облачённый в старорусские одежды летописцев, и Черномор, с явными арабскими штрихами.
025ea09835dd1591dcce417fe14069be.jpg

Волшебства декорациям и реальности происходящему в нескольких метрах от зрителя придают компьютерные эффекты: как это удивительно слышать гром и дождь, видеть падающие на землю капли и парящие облака, за которыми скрывается то гигантский Черномор, то красавица-Людмила.
Герои переживали свои истории, кружась и летая по сказочному миру, они разговаривали со зрителем языком танца – и здесь им помогала музыка, звучащая по-особому, живо и очень проникновенно. Транскрипция Агафонникова оживала трудами дирижёра-постановщика балета художественного руководителя Воронежского ТОБа Андрея Огиевского и оркестра театра. Толи намоленность места, пережившего за долгие годы немало историй, толи явная любовь к произведениям Глинки – музыка проникала в пространство зала и в зрителя моментально, она звучала настолько ярко и живо, что сразу же становилась частью разыгрываемого на сцене действа. Тот самый момент гармонии, когда приятно смотреть и не менее приятно слушать.
9271b8f787703c5c93c627c79ac50be6.jpg
Балет в двух действиях продолжается не многим более двух с половиной часов – эта версия пусть и походит на легендарную московскую, но длится меньше, однако впечатляет по-своему, уже на десятой минуте желание сравнить два труда одного мастера пропадает, главным становится диалог с балетом, принятие его без обращения к подобному.
Постановка Петрова впечатляет по замыслу и доказывает, что классику в России ставить могут. Устать от отдельных персонажей невозможно: на сцене постоянно что-то происходит, а отдельные партии организованны во времени по разнице в акцентах и сложности танца.
«Руслан и Людмила» - доказательство, что хороший балет может родиться и в провинции, пусть и не без помощи московских мастеров.


Фото: Александр Самородов
0  
Сергей
27 Дек 2016 11:07:17
Что поразило, так это полный зал. Только не поним, зачем делать да почти что одинаковых балета? А так да, остались довольны увиденным
Ссылка 0  
0  
Ирина
27 Дек 2016 13:43:46
Билеты недорогие. Доступно. Красиво. Что ещё нужно? :) все понравилось, дети тоже были довольны, хорошо, что идет не так долго
Ссылка 0  
0  
Елена
27 Дек 2016 15:51:15
Очень рады, что пошли))))
Понравился особенно сыгравший Фарлафа - такой харизматичный мальчик!
А вот Руслан не впечатлил.
Понравился Черномор и Наина. Балерина, исполнявшая партию Наины юная девочка, но очкнь талантливая
Ссылка 0  
0  
Читатель
27 Дек 2016 16:10:55
Великолепно!
Ссылка 0  
0  
Яна
27 Дек 2016 16:32:37
Зал был полный. Удивление. Может, все же ТОБ идет на поправку? Все же сотрудничество с Москвой идет на пользу
Ссылка 0  
0  
Юлия
27 Дек 2016 18:37:28
Этот спектакль показывали и по абонименту для детей?
Неожиданный поворот! Мне всегда казалось, что "Руслан и Людмила" понять могут только взрослые...
Ошибалась
Ссылка 0  
0  
Зритель
27 Дек 2016 22:17:40
Неплохой балет. Но балет в Воронеже всегда был хорош, а вот опера славилась скандалами...
Ссылка 0  
0  
Елена
28 Дек 2016 17:49:54
Мой первый в жизни поход на балет. Я довольна :):):)
Ссылка 0  

Новости
06.10.2017

Знай наших!

Новым главой общественного совета стал писатель Юрий Поляков.
05.10.2017

«Октябрьские вечера»

Такой программой Москва встретит 125-летие Марины Цветаевой
02.10.2017

Посвящение Международному дню музыки

6 октября в 17.00 в зале Атриум состоится праздничный концерт учащихся Центральной музыкальной школы при Государственной консерватории им. П.И. Чайковского
02.10.2017

Оренбургское пятикнижие Юрия Ряшенцева

Три автора знаменитых «Трех мушкетеров» – Юрий Ряшенцев, Марк Розовский и Максим Дунаевский – прилетят в Оренбург

Все новости

Книга недели
О великих режиссёрах

О великих режиссёрах

Сергей Эйзенштейн. Андрей Тарковский. Василий Шукшин
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Одноразовые вещи

Относительное сельскохозяйственное благополучие последних лет позволяет агропред...

Данилин Юрий

Поездка к Шопену

В зале Корто в Париже с большим успехом выступили лауреаты VI Международного кон...