САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

5 ИСКУССТВО: ГОРЬКИЙ И ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. Часть 4. Первооткрыватели социального и социалистического реализма.

5 ИСКУССТВО: ГОРЬКИЙ И ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. Часть 4. Первооткрыватели социального и социалистического реализма.

0DD2C208-6748-4A11-90D7-D2491FC22611.jpeg

ДВЕ ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ.

Французская буржуазная революция потрясла устои феодальной Европы, задыхающейся от вони королевского аристократизма, изменила сознание сперва банкиров и буржуазии, а затем после Парижской коммуны — сознание народных масс. Романтизм и реализм в литературе и искусстве потребовался новым хозяевам Европы, чтобы до конца решить все политические вопросы бытия и помириться с остатками недобитой феодальной верхушки. Не с пролетариями.

Для капитализма характерны общее снижение культуры буржуазии и общий спад искусства по сравнению с высокой культурой эпохи Возрождения. Особенно это ярко проявилось в ХХ веке. Сегодня мы наблюдаем общий спад, деградацию господствующего класса, проявляющихся не только в искусстве, но в политике прежде всего.

Октябрьская революция в России тоже изменила историю человечества навсегда. Она потрясла частнособственнические устои капиталистической Европы, задыхающейся от алчности и жадности буржуев и банкиров, от ига дворянского и церковного рабства, изменила сознание международного рабочего класса, а затем в 1930-е годы — сознание крестьянских масс.

Для социализма характерны общее повышение культуры трудящихся масс, прозябавших в безграмотности и изолированности от достижений мировой науки и культуры накануне Великого Октября, а также формирование и общий подъем нового искусства и новой художественной литературы. Особенно это ярко проявилось в СССР. Эти процессы вывали общую враждебность к мировой системе социализма.

Для завершения мировой социалистической революции потребуется не одно столетие. Это изменение и есть его «светлое будущее». Это «будущее» есть не что иное как возможности развития более совершенных, чем капитализм, общества и человека. В очищенном от грязи декаденщины и модернизма искусстве советская интеллигенция сумела развить соцреализм Делакруа.

В борьбе и страданиях рождался новый советский соцреализм. В классической русской литературе, очищенной от символизма с его индивидуализмом и мистицизмом, и от ахматовских воздыханий по утраченной галантности; обогащенной идеями революционеров-демократов от Белинского до Горького, насыщенной коммунистическими идеалами новой пролетарской эстетики, развитой Лениным и Сталиным, Горьким и Луначарским, родилась совершенно новая невиданная по идейному богатству и творческим методам СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА рабочего класса и трудового крестьянства. Ее идейная основа и метод отражения революционной и мятежной действительности — СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.

Вот почему обе эти революции весь рабочий люд и прогрессивная интеллигенция планеты считает великими. РЕАКЦИОННАЯ БУРЖУАЗИЯ признает великой только свою Французскую революцию, и считает ее сегодня временем рождения светлых идеалов свободы, равенства и братства. Что сталось с этими «идеалами» видят все народы мира, особенно страдающие от войн на Ближнем Востоке и по всему миру. Не замечают перемен только идеологи, оплачиваемыe Соросами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ признает сегодня великой только Октябрьскую революцию и классической всю МЯТЕЖНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, рождённую и рождаемую поныне в социалистических странах. Он продолжает гордиться ее достижениями. Примирить «белых» и «красных», буржуазию и трудовые массы никому никогда не удастся. Напрасные хлопоты, господа либералы, монархисты, черносотенцы, власовцы и националисты всех мастей!

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — ПРОДУКТ ИСТОРИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА— к такому выводу пришли многие советские теоретики.  Если ревизионисты и буржуазные теоретики пытаются представить социа­листический реализм случайным, аномальным или декретированным сверху явлением, то советские — новым направлением, рождённым в процессе тысячелетнего развития человеческой культуры.  

Социа­листический реализм является столь же ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРОДУКТОМ мирового литературно-художественного процесса, сколь необходимым и закономерным продуктом экономического и политического процесса является социализм.

Важно понять, что социалистический реализм является ЗАКОННЫМ ПРЕЕМНИКОМ и НАСЛЕДНИКОМ общемирового художественного процесса. Только так можно уяснить законы и особенности современной литературы и искусства, возникающие объективно под воздействием новой исторической, революционной действительности.

Советские мыслители были убеждены в том, что ИСТОРИЗМ в научной теории литературы является тем «узлом, в котором спле­таются все основные проблемы литературоведения, ибо он обеспечивает такой подход к категориям поэтики, понятиям теории литературы, при котором они рассматриваются в их реальном изменении и развитии, а каж­дое из качеств, свойств, законов литературы, осмысливаемых в этих поня­тиях и категориях, рассматривается в реальном историко-литературном процессе».

8D20BFD9-3320-4EFB-A090-2C803215A844.jpeg

ВКЛАД ДЕЛАКРУА И ГОРЬКОГО В РАЗВИТИИ РЕАЛИЗМА.

Как и Горький, Делакруа был одним из образованнейших людей своего времени. Он многое познал, занимаясь самообразованием всю жизнь. Он много читал, черпая из литературы и истории сюжеты для своих картин.

Он учил своих учеников обходиться без модели. Но «нужно свои знания повышать изучением анатомии, античности и мастеров, конечно, при условии последовательного и длительного изучения натуры».

К мысли, что «живопись есть еще нечто иное, кроме точности и четкости передачи модели», Делакруа возвращается не раз. Для него «нечто иное» — это индивидуальная интерпретация сюжета, эмоция художника, которую он должен донести до зрителя. Вопросы художественного воплощения волновали мастера всю жизнь, он посвящает им немало страниц в своем дневнике, письмах и отдельных статьях.

«Он мечтает о составлении словаря художественных терминов. Литературное наследие Делакруа, особенно его мысли о цвете и композиции, питало не одно поколение художников.» - писала советская востоковед Н. Яворская в очерке «Искусство Франции от Великой Французской буржуазной революции до Парижской коммуны (1789—1871)», опубликованном в пятом томе «Всеобщей истории искусства», наиболее достоверном научном описании истории искусства.

Делакруа никогда не писал о соцреализме и да и не мог этого сделать, потому что до 1848 г. не существовало ни пролетарской науки о возможности победы социализма в одной из стран Европы, не было и «Манифеста коммунистической партии». Однако вопрос о героизация народного выступления, и создание символа революционного выступления масс были поставлены на повестку дня социальными отношениями между классами буржуазии и пролетариата. И Делакруа первым откликнулся на тему народного восстания, первым героизировал подвиги революционеров.

Также и М. Горький писал о народном восстаниия (Пусть сильнее грянет буря!) ещё до революции 1905 г. в России. В 1906 г. он публикует роман «Мать». Главный герой пролетарий на суде говорит от имени всего пролетариата: «Мы - социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов, лжет, стараясь скрыть или оправдать эту вражду, и развращает всех ложью, лицемерием и злобой. Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию. Мы, рабочие, - люди, трудом которых создается все - от гигантских машин до детских игрушек, мы - люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю власть. Наши лозунги просты - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Вы видите - мы не бунтовщики!»

«Мы - революционеры и будем таковыми до поры, пока одни - только командуют, другие - только работают. Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим....»

Горький совершил ещё один рывок в развитии истории литературы и искусства после Делакруа и Курбе. В статье «О социалистическом реализме» Горький писал: «Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но — рисует словами, и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытает­ся изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собою, в БОРЬБЕ КЛАССОВ, ГРУПП, ЕДИНИЦ».

Как мы видим, предтечей соцреализма в искусстве был Эжен Делакруа, а в литературе — Максим Горький. Причём соцреализм родился не в голове какого-то одного умного человека. Родился не случайно. Он рождён самой жизнью — теми непримиримыми противоречиями, которые обострялись постоянно в 19-м столетии и продолжают обостряться и в наши дни.

Только антикоммунист, до мозга костей НЕНАВИДЯЩИЙ пролетариат, может искать в научной и ненаучной литературе ПЕРВОЕ упоминание о методе соцреализма и писать о том, что определение этого методу сформулировал или Сталин в 1932 г. или М. Горький в Уставе писателей, принятом на первом съезде советских писателей в 1934 г.

Итак, советское искусствоведение является ПРОЛЕТАРСКИМ как антипод БУРЖУАЗНОГО, потому что данный термин точнее отражает антагонизм, существующий между двумя классами и их научными аппаратами отражения и описания действительности. Советское искусствоведение является лишь одной из составляющих мировой ПРОЛЕТАРСКОЙ или марксистско-ленинской ЭСТЕТИКИ. Рядом с советским развиваются западно-европейские, китайское, вьетнамское, северокорейское и кубинское пролетарское искусство. Все вместе они составляют современное пролетарское искусство.

Есть ли какая-то связь между творчеством Делакруа и модернизмом? Никакой.

Модернистское псевдоискусство является естественным этапом в развитии буржуазной культуры. Как и под чьим контролем она развивается, — это тема для другого цикла статей.

E87244D5-383E-42CE-9EF3-E030E47E049E.jpeg  

Славы громкой в ожиданьи...
Новости
19.01.2019

30 января 2019 года в концертном зале Москонцерта на Пушечной, в зеркальном зале состоится концерт «Блюз летящего снега»

18.01.2019

В День рождения маэстро

Юрий Башмет
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
на уникальных инструментах Страдивари, Гварнери, Амати
из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов

Все новости

Книга недели
Апостол Павел.

Апостол Павел.

Митрополит
Илларион (Алфеев).
Апостол Павел. Том первый. 2017. – 592 с. – 5000 экз.
Апостол Пётр. Том второй. 2018. – 464 с. – 4000 экз.
– М.: Познание.
Православная энциклопедия.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

В один голос?

Бессмертна фраза из «Трёх тополей на Плющихе». И впрямь: это что ж в Америке тво...

Рыбас Святослав

Кошелёк с фронта

Он уходит в историю. Провожаю его с тревогой и надеждами. Окидывая мысленным взо...