МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 6. Советская власть и буржуазный Запад.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 6. Советская власть и буржуазный Запад.

150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга и общественного деятеля А.М. Горького.
————————————————————

Я помню с каким наслаждением в школе в 1950-е годы мы учили и читали наизусть отрывки из поэм Владимира Маяковского «Ленин», «Хорошо».  Для нас, пионеров и комсомольцев, это было громадное наслаждение — гордиться нашей Социалистической Родиной. Прошли десятилетия, но я готов и сегодня почитать наизусть стихи нашего любимого поэта.
Мне много в жизни пришлось летать на пассажирских самолётах по белу свету и каждый раз, подавая свой паспорт на контроле в иностранном аэропорту, я тихо повторял: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза.»

Часть I. Первые успехи Советской власти
1
А вот что писал М. Горький о достижениях первого десятилетия Советской власти в 1927 г. Его сборник мы «Публицистические статьи», издавался дважды в конце 1920-х годов. Его статья «Десять лет» открывала первое издание этого сборника. Кроме того, она была напечатана в советских газетах и в переводе в английской газете «Манчестер Гардиан».
Разумеется, он начинает свой рассказ о том, как описывают достижения русского народа за первую десятилетку строительства новой жизни и нового человека иностранные журналисты.
Ничего нового в их подходе к России не меняется за прошедшие сто лет. Они "любят подчеркнуть «ошибки» и «недостатки» Советской власти, подчеркнуть «некультурность» русских и вообще адские их пороки ".
Количество критиканов возросло сегодня во много раз. Дело дошло уже до мордобоя на телепередачах из-за предвзятой оценки русской истории нерусскими претендентами в историки.
Все эти фейковые критиканы заражены, как писал М. Горький, "...застарелой болезнью европейцев - уродливо преувеличенное и до смешного напыщенное сознание их превосходства над русскими. Основой этой болезни является глубокое невежество господ европейцев во всём, что касается русского народа".
Критиканы зарубежные, российские белоэмигранты и власовцы естественно "...молчат о деятельном участии «интервентов» в грабеже и разрушении России",... о том, что из десяти лет только шесть падает на созидательную работу, а четыре года были заняты гражданской войной, которая ещё более разоряла страну",... о том, что "...русская буржуазия всемерно содействовала порабощению страны Англией и Францией, да и до сего дня не утратила надежды вызвать вторжение иностранцев в Россию".
А вот какое наследство - пишет Горький - получила партия большевиков от царской России после империалистической войны и Гражданской войны:
"Несколько миллионов наиболее здоровых и работоспособных людей погибло на войне.
"Значительная часть «революционной» интеллигенции перебросилась на сторону врагов народа. Часть её забастовала, не желая помочь новой власти в её борьбе за свободу русского трудового народа, а затем бывшие враги самодержавия превратились во «внутренних врагов» своего народа.
"Полуразрушенное сельское хозяйство продолжало разрушаться под ударами «белых» армий.
"На фабриках, вообще плохо оборудованных, — изработанные за время войны машины.
"Гражданская война уничтожила значительное количество политически и культурно воспитанных рабочих...
"Правительства Европы всеми средствами стараются затруднить работу Советской власти по хозяйственной и культурной реорганизации страны.
"Русская эмиграция, при помощи европейской буржуазии, ведёт против своего народа партизанскую борьбу, воспитывая и посылая в Россию шпионов и наёмных убийц...".
"Бывшие народолюбцы сделали строителя новой жизни мишенью, по которой неутомимо стреляют грязью и клеветой...
2
"Публицисты и фельетонисты эмиграции, смачивая слюною злорадства, пережёвывают с маниакальным сластолюбием это свинство и отрыгают свинство снова в жизнь. Тут, конечно, действует природа и привычка. Это такие люди, которым для наслаждения жизнью необходимо видеть её грязной, только при этом условии они видят себя беленькими".
"Чего достигла Советская власть за эти шесть лет?" -  спрашивает М. Горький (в 1921-27 гг.) и отвечает:
"Русский рабочий и крестьянин действительно учатся управлять государством, они начинают чувствовать, что государство — это их дело, что единственный путь к свободе — дружный труд всех сил страны, объединённых сознанием величия и трудности задач, решить которые они мужественно взялись...

38c55d16d36f2a903e70a44425fe472a.jpeg
"Важнейший для жизни труд работников науки в Союзе Советов оценён по достоинству, как о том свидетельствуют сами представители русской науки, развившие за десять лет изумительно плодотворную деятельность. У них есть свои Дома учёных и Дома отдыха, чего в Европе нет. Русский учёный — активный и влиятельный сотрудник власти, как о том говорят почтенные имена крупнейших учёных...
"Создана совершенно своеобразная пресса, до пустяковых мелочей быта внимательная к жизни рабочих и крестьян. ...
В Стране Советов работает армия «рабкоров», «селькоров», мужчин и женщин, армия «делегаток» и т. д. — это значит, что народ учат и он учится свободно говорить о себе самом, о своих нуждах и желаниях. Растёт армия комсомольцев, а за ними уже стоят «пионеры» — дети, которых учат думать государственно...
a06bfd30c6d01530ac1860e675654e76.png
"...народ быстро изживает психологию, воспитанную веками рабства, что он начинает понимать государство как организацию людей единой цели, а не как анархическое и механическое соединение единиц, разбитых на враждебные классы и касты.»
«Моя радость и гордость — новый русский человек, строитель нового государства... Товарищ! Знай и верь, что ты — самый необходимый человек на земле. Делая твоё маленькое дело, ты начал создавать действительно новый мир.
Учись и учи!»
«Это человек — человек, какого мир ещё не видел, и человек этот поставил перед собою грандиозную задачу воспитать массу трудящихся «по образу и подобию своему»; задачу эту он разрешает с отличным успехом. В конце концов, он — неоспоримое доказательство обилия творческих сил и талантов в трудовой массе". (Горький, Максим. "Том 24. Статьи, речи, приветствия. 1907-1928”
М. Горький написал много хороших статей для советских рабочих и крестьян. Он прекрасно знал внутреннюю суть своих читателей, их характер. Знал уровень их культуры. Учитывал малую степень их научной подготовки. Он талантливо сочетал простоту изложения с глубиной теоретического анализа.

Часть II. Буржуазный мир Запада.

Прожив большую часть жизни в дворянской и буржуазной России и более 20 лет на "буржуазном Западе", М. Горький видел собственными глазами гниющее капиталистическое общество, его дикие нравы и обычаи. Причём с очень близкого расстояния. Как мы с вами смотрим сегодня на подобный процесс гниения в современной буржуазной России. Более всего его поражали те халдеи и ехидны, которые и до наших дней имеют наглость считать всех русских, славян, азиатов дикарями и пытаются учить всех нас своей "демократии" и своим "общечеловеческим ценностям".
Меня удивляет в его статьях злободневность поднимаемых пролетарским писателем проблем. Почти все они актуальны и в наши дни. Он как бы живет вместе с нами сегодня и предупреждает нас об опасностях, которые мы можем встретить на путях в новую русскую некапиталистическую пролетарскую цивилизацию.
Язычники и дикари
В статье "Ответ интеллигенту" (1931 г.) он начинает разговор с интересного вопроса:
«На Востоке живут язычники и дикари», - сообщаете вы и в доказательство одичания Востока ссылаетесь на положение восточной женщины. Поговорим о дикарях...
"... На эстрадах мюзик-холлов Европы показывают десятки и сотни обнажённых женщин. Не кажется ли вам, что эта публичная игра голым телом женщины должна бы вызвать некоторый протест со стороны матерей, жён, сестёр европейских интеллигентов? Я говорю о значении этой цинической игры не с точки зрения «морали», а под углом интересов биологии и социальной гигиены.
"Для меня эта подлая и пошлая игра — несомненное доказательство одичания и разложения европейской буржуазии. Я убеждён, что явный и быстрый рост гомосексуализма, лесбианства, объясняемый экономикой — дороговизной семейной жизни, — ускоряется вот этим мерзостным публичным издевательством над женщиной. Признаков одичания буржуазной Европы слишком много, и не вам говорить о дикарях Востока...."
Мы как-то забыли об этом в советское время. Нас эти вопросы не волновали. Да и секса у на не было без любви. А после Чёрного октября 1993 г. мы вдруг вспомнили и пожалели, что все наши традиции в человеческих отношений вдруг начали ломать с такой силой, что мы до сих пор не можем придти в себя от хруста собственных костей.
У нас вдруг появился секс. Мы его даже можем наблюдать в живую прямо из окна квартиры первого этажа. Проститутки разгуливают по улицам.
Когда наступили чёрные дни поражения: города покрылась сетью домов терпимости, казино, игорными зонами. Девушки, даже девочки, бывшие советские школьницы, еще вчера ходившие в белых фартучках с красными пионерскими галстуками или с комсомольскими значками, вынуждены были идти на панель. Проститутки стали символом нового буржуазного образа жизни.
В театрах и в кино чем больше оголенного мяса выставляется на показ, тем больше похвалы и денег зарабатывают режиссеры и постановщики от власть имущих. От швыдкоизаторов поступают ясные и четкие команды: народ надо развращать, а не просвещать. Потребительское  отношение к вещам, а человек, стоящий ниже тебя на социальной лестнице, тоже товар и его можно употреблять в любых целях, для удовлетворения любых потребностей и даже для наслаждения.
В этой же статье Горький ставит и теоретический вопрос:
"...Идеологам капитализма совершенно чуждо представление о человеческой единице как вместилище огромного запаса энергии интеллектуальной. Несмотря на все словесные хитрости и украшения, идеология защитников власти меньшинства над большинством по существу своему ЗООЛОГИЧНА". ( Выделено Ю. Г.).
Теория подаётся образно. Писатель сравнивает классовое общество с зоопарком, где,
"... государство построено по типу зоопарка, где все животные заключены в железных клетках, — в классовом государстве это более или менее искусно построенные клетки идей, которые, разобщая человечество, делают почти невозможным развитие в нём сознания единства его интересов и рост единой, подлинно общечеловеческой культуры".
В основе русофобии дикого Запада и полудикой буржуазной России лежит традиционная психология индивидуализма. В России проживает сегодня два человеческих материала. Один коллективистский или советский. Большая часть его воспитывалась на принципах морального кодекса строителя коммунизма. Человек человеку — друг.
Другой человеческий материал сформирован за прошедшие четверть века. Он выращен на психологии эгоиста. Человек человеку - волк. Поэтому грабь ближнего, воруй, бери взятки сколько сможешь. Живи для себя. Живи как хочешь. За деньги купить можно все — и холопа и рабыню.
Психология индивидуализма рождает неуважение к культуре другого человека, к другому народу. Эта психология лежит в основе любой формы осознанного или неосознанного превосходства: вождя над соплеменниками, короля над вассалами, белой расы над черными; Запада над Россией, арабскими, азиатскими народами и так далее.
Чванство и чувство своего избранничества, расового и национального превосходства характерны для ряда европейских наций, истребивших полмира в колониальных войнах на всех континентах.
Классовые войны
Очень часто Горький говорит об империалистических войнах. Приближение новой мировой войны широко обсуждался в коммунистической прессе в начале 1930-х. В данной статье он писал: "... Нации тратят миллиарды на вооружение против соседних наций, личность тратит большинство своих сил на самооборону против насилий классового общества. «Жизнь есть борьба»? Да, но она должна быть борьбой человека и человечества против стихийных сил природы, борьбой за власть над ними. Классовое государство превратило эту великую борьбу в гнуснейшую драку за обладание физической энергией человека, за ПОРАБОЩЕНИЕ его". (Выделено Ю.Г.)
М. Горький был потрясён тотальной милитаризацией империализма, готовящегося к войне с Социалистической Россией, за передел мира:
"В капиталистическом мире всё более яростно развивается борьба за нефть, за железо, за вооружения для новой бойни многомиллионных масс, борьба за право политико-экономического угнетения меньшинством большинства. Эту наглую, циническую, преступную борьбу, организуемую небольшой группой людей, одичавших в погоне за бессмысленным накоплением денег, благословляет христианская церковь, наиболее лживая и преступная из всех церквей земли. Этой борьбой совершенно убит, истреблён «гуманизм», который так дорого стоил интеллигенции Европы и которым она гордилась". ..
М. Горький пишет о зарождающемся у него на глазах фашизме и расизме. Ни православная, ни католическая церкви не выступили с осуждением буржуазного милитаризма. Эти антиобщественные страшные явления в истории человеческого общества рождены эгоизмом правящих классов европейских наций. Алчность европейской и американской буржуазии, еврейских банкиров была главной причиной Первой Мировой войны. Их стремление завладеть и удержать в своем владении мировые запасы энергоресурсов и источников пресной воды вело человечество ко второй мировой войне.
М. Горький осуждал «дикий» Запад и прославлял молодую советскую республику рабочих и крестьян. Он предвидел войну. Он был уверен в том, что развитое чувство коллективизма и братства у русских людей, отсутствие у них имперского духа поможет им не только защитить свою Родину, но и освободить всю Европу от фашизма. Он был уверен в том, что интернационализм и общинная, коллективистская психология русских людей проявится и в их бескорыстной поддержке борьбы колониально порабощенных народов против империализма, а так же в военно-технической помощи СССР освободившимся, развивающимся странам...
Гадкий индивидуализм буржуазного интеллигента
Огромное воздействие на народные массы оказывает буржуазная интеллигенция. Она день и ночью готовит массы к защите "национальной безопасности" своей наворованной собственности и толкает их к активному участию в приближающейся мировой бойне. Он будто пишет об интеллигенции наших дней:
"Никогда ещё интеллигенция не обнаруживала с такой ясностью своё бессилие и с таким бесстыдством своё безразличное отношение к жизни, как это обнаруживает она в XX веке, столь обильном трагедиями, которые создаёт на земле цинизм командующих классов.
"В области политики чувством и мыслью интеллигенции властно командуют авантюристы, покорные исполнители воли капиталистических групп, которые, торгуя всем, что покупается, в конце концов всегда торгуют энергией народа. Здесь в понятие «народ» я включаю не только рабочих и крестьянство, но мелких чиновников, и армию «служащих» капиталу, и вообще интеллигенцию, — всё ещё довольно яркую заплату на грязных лохмотьях буржуазного общества".
Пролетарский писатель пытается описать глубокие корни гадкого индивидуализме буржуазного интеллигента:
"...Индивидуализм интеллигента XIX–XX веков отличается от индивидуализма крестьянина не по существу, а только по формам выражения; он более цветист, глаже отшлифован, но так же зоологичен, так же слеп.
"...Интеллигент бытует между наковальней народа и молотом государства; в общем условия его быта, конечно, тяжелы, драматичны, ибо действительность обычно враждебна ему..."
«Интеллигентам кажется, что они защищают «демократизм», хотя они уже доказали и продолжают доказывать своё бессилие; защищают «свободу личности», хотя она затискана в клетку идей, ограничивающих её интеллектуальный рост; защищают «свободу слова», хотя пресса захвачена капиталистами и может служить только их анархическим, бесчеловечным, преступным интересам. Интеллигент работает на своего врага, ибо хозяин всегда был и есть враг рабочего, а идея «сотрудничества классов» такая же наивная бессмыслица, как дружба волков с баранами.
Горький особо подчеркивает в статье, что прислуживающие империализму интеллигенты "...не поняли исторического значения Октябрьской революции и не нашли в себе ни сил, ни желания протестовать против кровавой, грабительской интервенции капиталистов в 1918-21 годах. Они протестуют, когда в Союзе Советов арестуется властью профессор, монархист и заговорщик, но они равнодушны, когда их капиталисты насилуют народы Индо-Китая, Индии, Африки. Если в Союзе Советов расстреляют полсотни гнуснейших преступников, они кричат о зверстве, а если в Индии, в Аннаме истребляются пушками и пулемётами тысячи ни в чём не повинных людей, гуманные интеллигенты скромно молчат...."
Как и в наши дни буржуазные интеллектуалы поддерживают антинародную деятельность реакционных кругов РПЦ, выдумывают новые «идеалы»,  высасываемые из концепции глобализма, защиты национальной безопасности и т. д., и стараются умолчать, скрыть правду о том, как транснациональные корпорации насилуют народы Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии...
Но людей в наш информационный век фейками не обманешь, на мякине не проведёшь.
В информационных потоках мы можем получить всегда ДВЕ ПРАВДЫ: первую БУРЖУАЗНУЮ, продаваемую массам как товар, как рекламу, — на первых страницах газет и первых российских каналах; вторую — ПРОЛЕТАРСКУЮ, народную, предназначенную для большинства населения планеты, — можно найти НЕ без труда в интернете.  
______________________________
Статья "Ответ интеллигенту" впервые была напечатана одновременно в газетах «Правда» и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, номер 138 от 21 мая и номер 139 от 22 мая. Горький, Максим. «Том 26. Статьи, речи, приветствия. 1931-1933.

Новости
13.12.2018

Завтра в Санкт-Петербурге откроется первый Новогодний Книжный салон.

Традиционный праздник книги на этот раз будет проходить в центре дизайна ARTPLAY SPb в течение четырёх дней, по 16 декабря включительно.
12.12.2018

Цикл вечеров Русского ПЕН-центра. Борис Евсеев и Максим Замшев

Русский ПЕН-центр и Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова продолжили цикл творческих вечеров: "ПОЭЗИЯ, ПРОЗА, ТЕАТР". На этот раз с большим успехом прошёл вечер писателя, прозаика, вице-Президента Русского ПЕН-центра Бориса ЕВСЕЕВА и писателя, поэта, главного редактора "Литературной газеты" Максима ЗАМШЕВА.

Все новости

Книга недели
Чингиз Айтматов.

Чингиз Айтматов.

Осмонакун
Ибрагимов.
Чингиз Айтматов.
– М.: Молодая гвардия, 2018.
– 221 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Замшев Максим

Из рода праведников

Перечитывая Солженицына, неизменно поражаешься тому, как таинственно и чудесно у...

Кабыш Инна

Хамить разрешается

Я ушла из школы. Мой последний рабочий день пришёлся аккурат на День учителя.