23 апреля Понедельник

Всемирный день книги и авторского права.

24 апреля Вторник

120 лет назад родился Анатолий Кторов, актёр МХАТа и киноактёр

25 апреля Среда

90 лет назад родился (ум. 2013), Юрий Яковлев советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР

26 апреля Четверг

100 лет назад родился Арутюн Акопян, российский артист эстрады, фокусник, Народный артист СССР

27 апреля Пятница

85-летие празднует Леонид Рошаль, российский педиатр и хирург, «Детский доктор мира», общественный деятель

28 апреля Суббота

455 лет назад в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца

29 апреля Воскресенье

200 лет назад родился Александр II Романов российский император (1855-1881)

Сегодня 24 апреля 2018 года: 120 лет назад родился Анатолий Кторов, актёр МХАТа и киноактёр

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 10. О пролетарском литературоведении и социалистическом реализме. КАРЛ РАДЕК.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 10. О пролетарском литературоведении и социалистическом реализме. КАРЛ РАДЕК.

59c129c6cfc782047a7c0e652a755424.jpeg
К. Радек слева от Л. Троцкого

28 марта 2018 года все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летнюю годовщину со дня рождения - МАКСИМА ГОРЬКОГО.

Благодаря И. В. Сталину и М. Горькому состоялся первый съезд советских писателей в 1934 г.
Благодаря М. Горькому был издан стенографический отчет «ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ».

Оргкомитет съезда писателей поручил Карлу Бернгардовичу Радеку (Кароль Собельсон) сделать доклад «СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРСКОГО ИСКУССТВА на первом съезде советских писателей.  И. В. Сталин и М. Горький не возражали.

Три исторических события и мировая литература
Свой доклад «Современная мировая литература и задачи пролетарского искусства» Карл Радек начал с описания трех крупнейших исторических событий, определивших содержание и направление мировой литературы в первой трети ХХ века:
⁃ Первая Мировая война;
⁃ Октябрьская революция;
⁃ приход фашистов к власти в ряде стран.
«Мировая война 1914 года была империалистической войной, организованной и производимой во имя интересов монополистического капитала, во имя интересов руководящих кругов буржуазии воюющих стран... А писатели международной литературы, очитавшие себя стоящими над классами, над конкретными материальными интересами, очитавшие себя представителями чистого искусства, в момент, когда началаоь война, оказалиоь на стороне империализма, бросившего в омут империалистической войны миллионы рабочих и крестьян.»
И только два писателя с мировым именем выступили публично против войны: М. Горький и Андерсен Нексе, представители рабочего класса.
Его вывод прозвучал так: «мировая литература буржуазии выполнила свою задачу — поставщика пушечного мяса. Она не стала голосом протеста и голосом борьбы против мирового империализма, — она стала средством восхваления войны или усыпления боевой готовности пролетариата.»
«Искусство, великое искусство — правда и жизнь. Другого искусства нет».
Радек считал великую социалистическую революцию вторым крупнейшим событием. «Октябрьский переворот стал для буржуазной литературы сначала предметом пасквиля. Появились сотни книг, разоблачающих первую победу "мирового пролетариата как восстание рабов, организуемое негодяями, книг, представляющих русскую революцию, как исчадие ада.»
Мировая литературу разделилась «на три сектора — на литературу загнивающего капитализма, неминуемо скатывающуюся к фашизму, на рождающуюся пролетарскую литературу и на литературу колеблющихся элементов, часть которых уже идет к нам, часть же придет к фашизму, если не преодолеет своих колебаний... Во всех странах начала возникать пролетарская литература».
Буржуазия ответила на переход ряда писателей на позиции пролетариата фашизмом. Не успели фашисты придти к власти, как 10 мая 1933 г. на площадях Берлина горели книги «не только Горького, не только Сталина, не только пролетарских германских писателей, как Ренн и др., но и книги всех гуманитарных писателей, заявляя: «Кто не с нами — тот против нас».
К. Радек просит писателей вспомнить, как завыла «...вся мировая литература, когда она у знала взгляды марксистов, большевиков на литературу, утверждавших, что литература — общественное орудие, что литература выражает борьбу классов. Эстетам, представителям мировой литературы, это казалось чудовищной выдумкой большевиков. Наше представление о писателях, которые должны служить делу борьбы угнетенных классов, казалось этим эстетам кощунственным спихиванием литературы с идейных высот искусства к роли служанки истории.»
Третье событие — фашизм. К. Радек даёт яркую картину преступлений фашизма и восклицает: «Какой писатель, не лишенный совести, не лишенный чувства и способности говорить правду, может защищать отрой, который делает безработными десятки миллионов? Строй, который разрушает, пауперизирует крестьян, не открывая им пути в город, строй, при котором сотни тысяч людей, получивших образование, не находят возможности приложения своих знаний... Фашизм хочет увековечить этот строй, он хочет защитить его от гибели политикой железа и крови. Для этого фашизм создан. Фашизм может купить горсть писателей, может найти горсть искренних проповедников власти белой бестии, горсть проповедников опаоительной роли войны, но на продажных людях или рыцарях исторической авантюры не сможет создать литературу, убеждающую миллионы.
Итак, Радек соткал подлинную картину обстановки в мире. Буржуазия только добилась единства в борьбе с международным пролетариатом и приступила к разборкам в своих пенатах, как совершилась пролетарская революция в России. Все рухнуло. Общий кризис капитализма привёл к великой депрессии, депрессия — к фашизму и троцкизму.  Такова была ситуация перед съездом писателей.

«Октябрьская революция создала новую литературу»
К. Радек рассказывает о первых годах после революции и утверждает, что пришедший к власти пролетариат обязан «овладеть всеми завоеваниями старой культуры», и  произвести «тщательный отбор этого наследства. Он создает самые элементы новой культуры и в долгом процессе революции, переделывая сам себя, создает и новую литературу.»
Он убеждён в том , что «советская литература являетоя теперь лучшей литературой в мире, ибо она есть единственная литература, дающая образы великого творчества, великого строительства, литература, отвечающая на основные вопросы человечества. Мы знаем, сколько еще придется учиться советским писателям, чтобы образы, ими создаваемые, находились на высоте своего предмета... На помощь советской литературе идет рождающаяся молодая пролетарская литература Запада.»
Вспоминает К. Радек и непонимание Л. Троцким (Бронштейном) истин о том, что «мировая революция является длительным периодом, периодом поражений и побед, что она не коротенький взрыв, что она не результат какой-то конъюнктуры, которая возникла в связи с войной и может миновать», а также о том, что можно построить социализм в одной стране. Он излагает своё критическое отношение к троцкистской идеологии.

Размышления о социалистическом реализме и пролетарской литературе
К. Радек даёт своё понимание социалистического реализма и пролетарского искусства: оно «должно охватить все области человеческой жизни, должно дать образ главных процессов, происходящих в обществе, должно дать образ не только борьбы пролетариата и буржуазии, но образ самого состояния буржуазии и ее тенденций, образ положения промежуточных слоев, которые будут еще играть большую роль в окончательной схватке пролетариата с буржуазией.
«Пролетарское искусство не может остановиться только перед борьбой классов. Оно должно дать процессы, происходящие в самих классах, их быте, их психологии, их развитии и их стремлениях. Всего этого еще не дает пролетарская литература, ибо пролетариат еще только формирует свои боевые кадры, он еще не овладел всеми теми вопросами, которые в будущем ему придется решать.»
К. Радек упрекает писателей за недостаточное знание иностранной литературы. «Литература погибающего капитализма измельчала идейно, она не в состоянии дать образы тех великих сил, которые потрясают мир, мук гибели старого и рождения нового. И этой никчемности содержания отвечает полностью никчемность форм буржуазной мировой литературы.... Социалистический реализм означает — дать образ не только загнивания капитализма, отмирания его культуры, но и рождения того класса, той силы, которая способна создать новое общество и новую культуру.
Он особо подчеркивает, что «Реализм означает не прикрашивание, не подбор революционных явлений, а изображение действительности, как она есть, во всей ее сложности, во всей ее противоречивости, и не только действительности капиталистической, но и той другой, новой действительности — действительности социализма.
Он осуждает «.... художника, который бы пытался представить рождение социализма как идиллию, а ... социалистический строй как рай, заселенный идеальными людьми, — такой художник не был бы реалистом, не был бы в состоянии никого своими образами убедить. Он должен давать рождение социализма из кирпичей прошлого, из того материала, который оставило нам прошлое, из того материала, который мы создаем сами в поте нашего лица, в крови нашего труда и борьбы, в тяжелых боях классов и в тяжелом труде человека над переделкой самого себя.»
Интересна и его мысль о том, что «все великие реалисты прошлого, ... были диалектиками, давали развитие через борьбу противоречий, то эту диалектичность нашего реализма мы еще более подчеркиваем, говоря о социалистическом реализме.»
Пролетарский писатель должен «...не только знать действительность, как она есть, но знать, куда она движется. Она движется к социализму, она движется к победе международного пролетариата. И художественный образ, созданный социалистическим реализмом, это — образ, который показывает, куда ведет та борьба противоречий, которую художник видел в жизни и которую отобразил в своем произведении.»
Он делает вывод чрезвычайной важности. Многие иностранные писатели  не понимали того, что «... литература социалистического реализма есть литература мировых масштабов, ибо задача ее — дать картину мира.... Она ставит себе задачей быть участником великой борьбы за новый ренессанс человечества или, точнее говоря, не за возрождение, а за рождение человечества. Она есть литература ненависти к гниющему капитализму, который готовит катастрофы, который топит человечество в мерзостях. Она есть литература великой любви к страдающему человечеству, к борющемуся человечеству, великой любви к тем, чьи кости являются сваями нового мироздания.»
—————
В РЕЗОЛЮЦИИ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПО ДОКЛАДУ К. Б. РАДЕКА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, в частности, говорилось:
«Первый съезд советских писателей горячо приветствует присутствующих на съезде писателей: Франции, Англии, США, Китая, Германии, Турции, Чехо-Словакии, Испании, Норвегии, Дании, Греции и Голландии, откликнувшихся на приглашение приехать в СССР и принявших живейшее участие в работе съезда.
«Съезд глубоко ценит симпатии к СССР и социалистическому строительству, к новой культуре, создаваемой народами СССР, проявленные выступавшими на съезде иностранными писателями: тт. Мартином Андерсеном Нексе, Андрэ Мальро, Жан-Ришар Блоком, Якубом Кадри, Бределем, Пливье, Ху Лан-чи, Арагоном, Бехером, Амабель Вильямс Эллио.
«Съезд шлет свой братский привет Ромену Роллану, Андрэ Жиду, Анри Барбюсу, Бернарду Шоу, Теодору Драйзеру, Эптону Синклеру, Генриху Манну и Лу Синю, которые мужественно выполняют овой благородный долг лучших друзей трудящегооя человечества.
«Съезд писателей выражает свою глубокую солидарность о революционными писателями — пленниками международной реакции, защищающими дело трудящихся маоо, дело прогреоса человечества, и обещает воеми оилами боротьоя за их освобождение.
«Съезд твердо убежден, что международной революционной литературе принадлежит будущее, ибо она связана о борьбой рабочего класса за освобождение всего человечества.
————————
Справка.
К. Б. Радек (1885-1939) в Россию приехал в ноябре 1917 г. и сразу был назначен на дипломатическую работу. В ВКП(б) вступил в 1919 г. В 1923- 1927 г. К. Радек — активный сторонник Л. Д. Троцкого.
Деятель европейского социал-демократического и коммунистического движений, советский партийный публицист, сотрудник газет “Правда” и “Известия”; В 1928-1929 гг. ссыльный в Сибири, в Томске. В 1936 вновь арестован и давал показания как участник «Параллельного антисоветского троцкистского центра», приговорен к 10 годам заключения, убит в драке в 1939 в Верхнеуральском политизоляторе. Реабилитирован в 1955 г. (Википедия)

Новости
24.04.2018

Музыкальное путешествие по странам Европы

Юбилейный Десятый Международный музыкальный фестиваль в Ярославле под артистическим руководством выдающегося музыканта Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая 2018
20.04.2018

Книжный квартал в центре Петербурга

XIII Международный Книжный салон пройдёт в Петербурге с 17 по 20 мая, в Михайловском манеже.
17.04.2018

«Лицей» вызывает разом уважение и тревогу. Объявлен состав жюри премии

Во втором сезоне на конкурс поступило 3069 работ, из которых экспертный совет выбирает короткий список из 20 произведений. Короткий список будет объявлен 15 мая.
02.04.2018

3 апреля 2018 года в Большом зале ЦДРИ

Вечер, посвященный 80-летию основателя легендарного "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты" Виктора ВЕСЕЛОВСКОГО

Все новости

Книга недели
Из истории частного гуманитарного книгоиздания. Заметки для своих

Из истории частного гуманитарного книгоиздания. Заметки для своих

Вячеслав Кривошеев.  – М.: НП ИД «Русская панорама», 2018. – 416 с.: ил. (Серия «Весь мир»).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Свой-чужой

Выборы президента; отравление воздуха газами...

Макаров Анатолий

Друзья-писатели…

Показал старому товарищу своё новое творение, он его одобрил.