САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРЕ. Часть 9. «Свобода творчества» и спецслужбы.

МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРЕ. Часть 9. «Свобода творчества» и спецслужбы.

О «свободе» творчества в любом капиталистическом государстве сегодня не болтает только ленивый. Свобода есть, но для своих — для защитников капиталистической собственности.

А какой она была эта свобода в годы широкомасштабной антикоммунистической истерии — маккартизма?

А имеют ли свободу творчества писатели, сторонники левых и компартии?

Есть ли многочисленные коммунистические издательства, журналы и газеты во всех странах Запада?

6180E5FD-8BF7-43A7-BE70-34CF9FB51B2C.gif

Фрэнсис Стонор Сондерс в своей книге «ЦРУ И МИР ИСКУССТВ: КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» рассказывает немало смешных и трагичных по классовому смыслу анекдотов о «свободе» творчества, связанной с спецслужбами. Она показывает, как эта связь работала. Она сообщает сведения об известных буржуазных писателях, трудившихся на премиальные из известных фондов, оплачиваемых спецслужбами Запада в годы холодной войны. Они очень не хотели, чтобы об этих связях завербованных узнали читатели.

Болтуны убеждают нас в том, что только в соцстранах литературное творчество партийно и управляется партией и государством. А в капстранах никакой партийности и управления литературным творчеством со стороны буржуазного государства нет и быть не может— там же сплошная свобода и демократия!!!. Одна сплошная свобода творчества! Если, разумеется, у творца имеются дополнительные средства существования помимо получаемых за творчество, или выпрошенный грант у какого-нибудь фонда, или богатенький спонсор помогает.

Уверен, писателей и поэтов, упомянутых Сондерс, вы знаете и некоторые их книги читали.

1

Об Эзре ПАУНДЕ*

Фрэнсис Сондерс пишет:

«Убеждённые в том, что они должны укреплять свою оборону от грядущей катастрофы, «аврелианцы» (Aurelians) в 1949 году приняли решение о награждении Эзры ПАУНДА Боллингеновской премией библиотеки Конгресса (Bollingen Prize) в области поэзии за его книгу «Пизанские песни» (Pisan Cantos) («АВРЕЛИАНЦЫ — имеется в виду «Аврелианское почётное общество», одно из тайных обществ Йельского университета, созданное Линделлом Бейтсом в 1910 г.; названо в честь римского императора Марка Аврелия, идеи и философию которого разделяло. - Прим. ред.).

«Есть анекдот, как однажды Пол Меллон, щедрый меценат, пожаловался Аллену Тейту и Джону Кроу Рэнсому о том, как много левых среди писателей. Меллон сам обладал превосходным вкусом в искусстве, но был консервативен в политике, что являлось почти непременным условием (sine qua non) для «АНГЕЛОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». Тейт ответил, что писатели всегда были нуждающимися, так почему бы Меллону не выделить немного денег на гранты, премии или что-либо ещё, что сделает получателей гораздо счастливее и менее склонными к идеям революции? Так Меллон пополнил Боллингеновскую премию, добавив к ней в качестве частных пожертвований от своего имени 20 тысяч долларов.

«Почему они предложили Паунда? - спросил Ричард Элман и ответил: - Потому что он самый лучший в мандариновой культуре, которую они пытались сохранить и развивать». «Премия вызвала огромный резонанс не только потому, что Паунд, единственный американец, обвинённый в государственной измене во время Второй мировой войны, находился в то время в психиатрической больнице. В своих программах на итальянском радио Министерства культуры режима Муссолини он допускал такие выражения, как «мистер Жидсвельт», «Франклин Финкельштейн Рузвельт», «Вонючка Рузенштейн», а также «евреи, жиды и скользкий народец». Он утверждал, что «Майн Кампф» Адольфа Гитлера - это «живой анализ истории», и называл автора «святым и мучеником», сравнивая его с Жанной д'Арк. По словам Паунда, «Америка была заражена паразитами».

«Редактор журнала «Поэтри» (Poetry) Карл Шапиро писал: «Я был единственным несогласным с присуждением Боллингеновской премией Паунду, за исключением Пола Грина, который воздержался. Элиот, Оден, Тейт, Лоуэлл - все проголосовали за награждение Паунда. Закоренелые фашисты». Когда Уильям Барретт выразил своё явное несогласие с решением жюри, Аллен Тейт вызвал его на дуэль.

«Решение о присуждении премии Паунду вновь разожгло споры вокруг ТЕМЫ «искусство против политики», которые бушевали с 1930-х годов, и, похоже, подтвердило то, чего многие, придерживавшиеся левых взглядов, боялись: что среди тех, кто называл себя либералом, была склонность прощать или, по крайней мере, игнорировать исторические компромиссы, которые привели людей искусства (многие из них затем с комфортом переместились в Америку) к тому, что они «использовали свои таланты для лести фашизму. Похоже, во времена, когда искусство и его проводники были так сильно политизированы, подобное неадекватное заявление служило нормой: «Разрешить другим соображениям помимо поэтических достижений повлиять на решение - подрывать значение этой премии и отрицать в принципе правомерность объективного восприятия ценностей, на которые цивилизованное общество должно опираться». Именно такое заявление и сделало жюри, присудившее Паунду Боллингеновскую премию. Как могло искусство быть независимым - с одной стороны, и, когда удобно, идти на службу к политикам - с другой?»

—————

*Эзра Паунд 1885-1972) американский поэт, переводчик, литературный критик. Один из основоположников англоязычной модернистской литературы. Сотрудничал с гитлеровским режимом, подобно Мережковскому и его единомышленникам, переполненных ненавистью к власти советов депутатов от рабочих и крестьян в Советской России.

2

ПУБЛИКАЦИИ КОНГРЕССА ЗА СВОБОДУ КУЛЬТУРЫ и его филиалов все до единой было переполнены антисталинизмом и антикоммунизмом. Даже поэты писали антисоветские стихи. Публиковались не только прозаические произведения, но даже сборники стихов. Ф. Сондерс приводит примеры в своей книге:

— «Прошлое в настоящем: борьба идей от Кельвина до Руссо» Герберта Люти (Herbert Luthy),

— «На полпути к Луне: Новые письма из РОССИИ» Патрисии Блейк («Инкаунтер Бук», 1964),

— «Литература и революция в СОВЕТСКОЙ РОССИИ» («Оксфорд Юниверсити Пресс», 1963),...

— «ДОКТОР ЖИВАГО» ПАСТЕРНАКА.

Работы Чехова были переведены на многие языки и изданы фирмой «ЧЕХОВ ПАБЛИШИНГ КОМПАНИИ» (Chekhov Publishing Company), которая ТАЙНО финансировалась ЦРУ.»

И не только это белоэмигрантское издательство финансировалось спецслужбами!!

7D3F148E-EAD3-4A25-A705-6AF1C32A12FE.jpeg

3

ДЖЕЙМС МИЧЕНЕР

(1907-1997) — американский писатель, автор более 40 произведений, в основном исторических саг, описывающих жизнь нескольких поколений в каком-либо определённом географическом месте. Основные произведения Миченера: «Сказания юга Тихого океана», «Весенние пожары», «Дрифтеры», «Гавайи», «Столетие», «Источник», «Чесапик», «Карибское море», «Караваны», «Аляска», «Техас», «Польша». Некоторые книги этого третьесортного «классика» я слушал на прогулках. Интересно, но слабо написано: белые нитки реакционности просматриваются без труда.

Ф. Сондерс рассказывает:

«....за свою долгую, отмеченную Управлением в благоприятном ключе, карьеру написал кучу блокбастеров с такими скромными названиями, как «Техас», «Космос». В середине 1950-х годов Мичнер использовал карьеру писателя для прикрытия своей работы по устранению радикалов, которые просочились в одну из операций ЦРУ в Азии.

«Для этого он был направлен в фонд «Азия» (Asia Foundation), финансировавшийся ЦРУ. Позднее он сказал, что «писатель никогда не должен служить секретным агентом какой-то структуры или кого бы то ни было».

4

ГОВАРД ХАНТ

(1918 -2007) Американский писатель с крайне извилистой биографией, классик жанра pulp-fiction, сотрудник ЦРУ. Для публикаций использовал также псевдонимы John Baxter, Gordon Davis, Robert Dietrich, P. S. Donoghue, David St. John.

«... автор романов «К Востоку от прощаний» (East of Farewell), «Граница тьмы» (Limit of Darkness) и «Незнакомец в городе» (Stranger in Town), за который он получил премию Гугенхайма. Когда Хант работал на Управление координации политики (УКП), которое возглавлял Фрэнк Уизнер, ему поручили выпустить несколько оригинальных изданий в бумажной обложке через издательскую компанию «Фосетт» (Fawcett Publishing Corporation).

«В Мексике он отвечал за издание книги «Жизнь и смерть в СССР» (Life and Death in the USSR) марксистского писателя-интеллектуала Эль «Равинесу (Eudocio Ravines) закончить его не менее важную книгу «Путь Енань» (The Yenan Way).

В конце 1961 года Говард Хант присоединился к вновь созданному Отделу внутренних операций (Domestic Operations Division), во главе которого стоял Чарлз Трейси Бэрнс (Charles Tracy Barnes). Бэрнс, который являлся также заместителем директора Совета по психологической стратегии (Psychological Strategy Board), был активным сторонником использования литературы в качестве оружия антикоммунистической пропаганды и упорно трудился над укреплением издательской программы ЦРУ. «Новый отдел взял под своё крыло как персонал, так и проекты, невостребованные другими подразделениями ЦРУ, - писал позднее Говард Хант. - А те проекты по тайным операциям, которые перешли ко мне, были почти полностью связаны с издательской деятельностью и публикациями. Мы финансировали «важные» книги, как, например, «Новый класс» (The New Class) Милована ДЖИЛАСА (исследование коммунистических олигархий), издание которых поддерживала издательская компания Фредерика Прагера».

«Под разными псевдонимами я помогал в написании нескольких романов, положительно отзывавшихся о ЦРУ, а также курировал одну или две научные работы, не говоря уже о написании журнальных статей о новой враждебности старой коммунистической угрозы», - рассказывал Гарри ХАББАРД (Harry Hubbard) в «Призраке проститутки» (Harlot's Ghost) Нормана Мейлера.

5

ПУТЕВОДИТЕЛИ

Агенты ЦРУ оказали своё влияние даже на издателей и авторов путеводителей для туристов. Некоторые из агентов перемещались по Европе со знаменитыми путеводителями Фодора, пользуясь ими как прикрытием.

Сам Юджин ФОДОР (Eugene Fodor) - крупнейший издатель в мире английской языковой информации о путешествиях и туризме и первый относительно профессиональный производитель путеводителей. Fodors.com Фодора - подразделение Random House, Inc.

Ф. Сондерс пишет:

«...бывший лейтенант армии США и офицер УСС, позже защищал эту практику, заявив, что деятельность ЦРУ «была высокопрофессиональной, высококачественной. Мы никогда не допускали контрабанду политики в книгах». (В 1949 г. в Париже американец венгерского происхождения Юджин Фодор основал издательскую фирму «Фодорс», которая стала выпускать справочники по туризму и путеводители Фодора и со временем превратилась в одну из крупнейших в мире компаний, предоставляющий информацию по туризму и путешествиям на английском языке. - Прим. ред.»

6

Т.С. ЭЛИОТ** и журнал «ИНКАУНТЕР»

«Аллен ГИНСБЕРГ*** (Allen Ginsberg) даже предполагал, что Т.С. Элиот был частью литературного заговора, спланированного его другом Джеймсом Джизусом Англтоном. В скетче 1978 года под названием «Т.С. Элиот вошёл в мои мечты» Гинзберг воображал, как «на корме направлявшегося в Европу корабля Элиот сидел, развалившись в «шезлонге, в кампании других пассажиров, наблюдая за остающимся позади синим облачным небом и ощущая надёжность железного пола под ногами». «А сам ты, - спросил я. - Что ты думаешь о влиянии ЦРУ на поэтические произведения? В конце концов, разве не был Англтон твоим другом? Разве не говорил он тебе о своём плане восстановить активность интеллектуальных кругов Запада для их борьбы с так называемыми сталинистами?»

Элиот слушал внимательно, и я был удивлён, что он не смущён. «Ну, есть разные парни, стремящиеся к господству, политическому и литературному... ваши гуру, например, теософы, медиумы и диалектики, любители почитать за чаем и идеологи». Наверное, я был одним из таких в среднем возрасте. Да, действительно был, зная склонность Англтона к литературным заговорам. Я считал их пустяковыми, с дурными намерениями, но не имеющими значения для Литературы». «Я думал, что хоть какое-то значение они имели, - сказал я, - так как тайно подпитывали карьеры слишком многих консерваторов-интеллектуалов, обеспечивая средствами к существованию мыслителей в Академии, влиявших на интеллектуальную атмосферу Запада... В конце концов, интеллектуальная атмосфера должна быть революционной или по крайней мере радикальной, отыскивая корни болезни, механизации и господства неестественной монополии... И правительство через фонды поддерживало целое направление «специалистов по войне»...

«Финансирование журналов, подобных «ИНКАУНТЕРУ», которые преподносили стиль Т.С. Элиота как краеугольный камень искушённости и компетенции... не помогло создать альтернативную, свободную и жизнеспособную децентрализованную культуру индивидуализма. Вместо этого мы получили всё худшее от капиталистического империализма».

——————

**Томас Стернз Элиот (1888-1965) — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1948 года.

***И́рвин А́ллен Ги́нсберг (1926-1997) — американский поэт второй половины XX века, основатель битничества и ключевой представитель бит-поколения наряду с Д. Керуаком и У. Берроузом. Автор знаменитой поэмы «Вопль» (1956). Принимал участие в работе над романом Уильяма С. Берроуза «Джанки». Оказал значительное влияние на контркультуру 1960-х годов.

7

ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНЫ.

Известно, что в культуре любого буржуазного государства всегда создаются две культуры — высокая для элиты, аристократии и массовая — для быдла.  

«Защита и оборона «ВЫСОКОЙ» КУЛЬТУРЫ, предпринятая людьми, подобными Энглтону**** осуществлялась автоматически. «Нам никогда не приходило в голову уличать кого-то или что-то в элитарности, - сказал однажды Ирвинг КРИСТОЛ*****. - Элитой были мы - несколько счастливчиков, выбранных Историей, чтобы подтолкнуть наших добрых приятелей к светскому спасению».

«Воспитанные на МОДЕРНИСТСКОЙ культуре, эти элиты поклонялись Элиоту, Йетсу, Джойсу и Прусту. Они считали своей работой «не давать публике того, чего она хочет, или думает, что хочет, а посредством своих самых умных членов давать то, что она должна иметь». Иными словами, высокая культура была не только важной АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЛИНИЕЙ ОБОРОНЫ, но и бастионом против усреднённого массового общества, против того, что Дуайт Макдональд с ужасом называл «расплывающейся грязью массовой культуры».

—————

EE41BB25-6D97-4161-9396-D37A2B75CFB8.jpeg

Вот такая «свобода творчества» в капиталистических странах! Какие бы гадости не писали западные и российские реакционные буржуазные литературоведы и историки о СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, следует твёрдо усвоить одну простую истину — о ее ВЛИЯНИИ на ВСЕМИРНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, КРИТИКУ и ИСТОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ. Она НАВСЕГДА изменила процесс развития ПРОГРЕССИВНОЙ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

——————

****Дже́ймс Джизас Э́нглтон (1917-1987) — руководитель контрразведывательной службы (англ. CIA Counterintelligence Staff) Центрального разведывательного управления США с 1954 по 1975 год. Ушёл в отставку в результате скандала, связанного с незаконной слежкой ЦРУ за гражданами США внутри страны. (Википедия).

*****Ирвинг Кристол — американский журналист (1920-2009)  

ПРИЛОЖЕНИЕ

М. ГОРЬКИЙ:

«Буржуазная литература начинается ещё в древности египетской «сказкой о воре», её продолжают греки, римляне, она является в эпоху разложения рыцарства на смену рыцарского романа. Это — подлинно буржуазная литература, и её основной герой плут, вор, затем — сыщик и снова вор, но уже «вор-джентльмен».
«Детективный роман до сего дня служит любимейшей духовной пищей сытых людей Европы, а проникая в среду полуголодного рабочего, этот роман служил и служит одною из причин медленности роста классового сознания, возбуждая симпатию к ловким ворам, волю к воровству — партизанской войне единиц против буржуазной собственности — и, утверждая ничтожную оценку буржуазией жизни рабочего класса, способствует росту убийств и других преступлений против личности. Горячая любовь европейского мещанства к романам преступлений утверждается обилием авторов этих романов и цифрами тиража книг.

Перечисленные типы, конечно, не исчерпывают разнообразия «великих» людей, созданных практикой буржуазии в XIX–XX веках. Всем этим людям нельзя отказать в силе характеров, в гениальном умении считать деньги, грабить мир, затевать международные бойни для их личного обогащения, нельзя отказать в изумительном бесстыдстве и бесчеловечии их дьявольски мерзкой работы. Критико-реалистическая, высокохудожественная литература Европы прошла и проходит мимо этих людей, как бы не замечая их.


Славы громкой в ожиданьи...
Новости
17.01.2019

Молодежный театр представляет премьеру спектакля «Проблема»

Сэр Том Стоппард – самый известный из ныне живущих драматургов, любимец интеллектуалов всего мира.
17.01.2019

Высоцкий у Никитских ворот

25 января стартует проект "Высоцкий у Никитских ворот", приуроченный ко дню рождения Поэта.

Все новости

Книга недели
Апостол Павел.

Апостол Павел.

Митрополит
Илларион (Алфеев).
Апостол Павел. Том первый. 2017. – 592 с. – 5000 экз.
Апостол Пётр. Том второй. 2018. – 464 с. – 4000 экз.
– М.: Познание.
Православная энциклопедия.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

В один голос?

Бессмертна фраза из «Трёх тополей на Плющихе». И впрямь: это что ж в Америке тво...

Рыбас Святослав

Кошелёк с фронта

Он уходит в историю. Провожаю его с тревогой и надеждами. Окидывая мысленным взо...