13 августа Понедельник

110 лет назад родилась Тамара Макарова, советская актриса, педагог, Народная артистка СССР

14 августа Вторник

150 лет назад родился Джон Голсуорси, английский прозаик, драматург и поэт, Нобелевский лауреат

15 августа Среда

230 лет назад родился Александр Алябьев (ум. 1851), композитор (романс «Соловей»)

16 августа Четверг

115 лет назад родился Юрий Рерих, русский ученый-востоковед, лингвист, путешественник

17 августа Пятница

75 лет назад родился Муслим Магомаев (ум. 2008), оперный и эстрадный певец, Народный артист СССР

18 августа Суббота

235 лет назад в Санкт-Петербурге торжественно открыт памятник Петру I («Медный всадник»)

19 августа Воскресенье

80 лет назад родился Александр Вампилов (ум. 1972), советский драматург, прозаик, публицист

Сегодня 17 августа 2018 года: 75 лет назад родился Муслим Магомаев (ум. 2008), оперный и эстрадный певец, Народный артист СССР

Между консонансом и диссонансом: куда уходит музыка?

Между консонансом и диссонансом: куда уходит музыка?

Никакой технический и интеллектуальный прогресс не в силах уменьшить ту роль, которую играет в нашей жизни музыка. Меняя свой вид и формы, музыка на протяжении всей истории мировой культуры была и остаётся верной и необходимой спутницей человека. К каким бы эпохам и народам мы не обратились, музыка стоит в ряду самых значимых и дорогих человеку искусств. Музыкальные творения, обращаясь к нам на своём особом языке, подобно живым мыслящим и чувствующим созданиям взывают к диалогу и пониманию.

cfb0cc019309531b082e998f1308e360.JPG

     Однако на сегодняшний день сложилась сложная, если не сказать критическая ситуация в музыкальной культуре. Между музыкантами-профессионалами и широкой аудиторией возникло противоречие, обусловленное непониманием и неприятием создаваемых композиторами произведений. Творческий замысел автора зачастую становится диссонансом ожиданиям слушателя. Термин диссонанс пришел к нам тоже из музыки. Консонанс (мягкое и слитное, согласное звучание) и диссонанс (жесткое и напряженное) являются противоположными понятиями теории музыки, музыкальной гармонии. В свою очередь термин "гармония" в музыке имеет ряд значений: это, прежде всего, музыкально-эстетическое понятие - слаженность звуков или "благозвучие"; это композиционно-техническое понятие - объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Гармония как техническое средство и как дисциплина важны для грамотного (профессионального) создания и исполнения музыкальных произведений и изучения этих процессов. Но как только продукт музыкального творчества начинает жить собственной, самостоятельной жизнью, независимой от его создателя, первостепенное значение приобретает музыкально-научное понятие гармонии в философско-эстетическом аспекте. Разрабатывать его начали с глубокой древности - уже тогда стоял вопрос об эстетическом и этическом содержании и значении музыки, и гармония стала здесь ключевым понятием. Начальная история гармонии в музыке как раз и знаменуется открытием, изучением и развёртыванием свойств консонанса и диссонанса в ладовых системах Древней Греции, Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока. Первую известную нам теорию консонанса выдвинули античные теоретики музыки. Научное открытие первых консонансов приписывается Пифагору (VI век до н.э.) - это были интервалы квинта, кварта и октава, названные впоследствии совершенными. Известна также точка зрения Аристоксена, утверждавшего, что консонанс "есть более приятное для слуха отношение". Эти античные концепции, по существу дополняющие друг друга, заложили основы физико-математической и музыкально-психологической ветвей теоретического музыковедения.
    Соотношение консонанса и диссонанса всегда было важнейшей проблемой музыки. Какую же роль играют эти созвучия в музыке, в гармонии, как воздействуют на человека и влияют на его восприятие? Ещё в Древней Греции пифагорейцы проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, мировым порядком, противопоставляя ему диссонанс - дисгармонию, деструкцию, хаос. В настоящее время различие между консонансом и диссонансом рассматривается в 4-х аспектах: математическом (консонанс - более простое отношение чисел колебаний или длин струн, диссонанс - более сложное; например консонанс чистая октава = 1:2, даже самые мягкие диссонансы обнаруживают более сложные отношения, например малая септима = 5:9); физическом (или акустическом) - диссонансы имеют более длинные периоды повторяющихся групп колебаний звучащего тела, чем консонансы, и поэтому дают сильные биения; в физиологическом аспекте консонанс ощущается как спокойное, мягкое звучание, приятно действующее на слух и нервные центры воспринимающего, диссонанс как заострённое, раздражающее, беспокойное; и, наконец, в психологическом аспекте консонанс представляется выражением логической опоры, покоя, отсутствия возбуждения, разрешением тяготений, а диссонанс - носителем напряжения, направленности к консонансу-устою. Для гармонии в музыке особенно важен плавный переход от диссонанса к консонансу как его разрешению. Связанная с этим переходом разрядка напряжения даёт особое ощущение удовлетворённости. Это одно из самых сильных выразительных средств гармонии, музыки. Периодическое чередование диссонантных подъёмов и консонантных спадов гармонического напряжения образует что-то вроде "гармонического дыхания" музыки, отчасти аналогичное определённым биологическим ритмам (систоле и диастоле в сокращениях сердца и т.п.). В рамках мажорно-минорной тональной системы различие между консонансом и диссонансом качественное, оно достигает степени острой противоположности, контраста и обладает самостоятельной эстетической ценностью.
       Исторический период эволюции музыки, охватывающий около трёх тысяч лет, при всей её сложности, всё же может быть понят как нечто относительно единое, как закономерное развитие музыкального сознания, одной из коренных идей которого всегда оставалось представление о незыблемой опоре - консонантном ядре музыкальной структуры. Французский композитор и теоретик музыки Ж. Ф. Рамо в XVIII веке первым дал широкое обоснование трезвучию-консонансу как фундаменту музыки. Так продолжалось до начала ХХ века, когда многие теоретики, отражая современную им музыкальную практику, передали диссонансу важнейшие функции консонанса - право свободного (без приготовления и разрешения) применения, способность заключать построение и целое произведение. Правила новой музыки допускали алогическую разорванность художественного мышления, игнорирование функциональных ладо-гармонических связей и принципы разрешения диссонанса в консонанс. Выдвигалось требование исключения консонантных аккордов и утверждения диссонанса в качестве важнейшего элемента музыкального языка ("эмансипация диссонанса"). Так, после более или менее плавного эволюционного развития музыки, отличавшего многотысячелетний художественно-исторический процесс, произошёл поразивший всех революционный скачок, к которому, как оказалось, не было готово не только общество в целом, но и значительная часть любителей музыки и даже самих музыкантов, что обнаружилось в восприятии широкой публикой творчества авангардистов самых разных толков. В 1966 году Леонард Бернстайн, американский композитор, пианист, дирижёр писал: "Страшный факт состоит в том, что между композитором и публикой за последние пятьдесят лет раскинулся океан... Мы впервые живём музыкальной жизнью, не основанной на произведениях нашего времени. Это явление характерно именно для ХХ века, - оно никогда не возникало прежде...". Действительно, если самые новаторские произведения Моцарта, Бетховена, Вагнера, Малера и других в более или менее скором времени прочно входили в репертуары концертирующих музыкантов, оркестров, театров и становились духовной пищей для всё новых и новых поколений слушателей, то многие сочинения, написанные за последние 100 лет, до сих пор не стали востребованными, часто и в настоящее время воспринимаются как авангардные, а главное - непонятные, причем далеко не только малограмотными в музыкальном отношении слушателями и это при доступности интернета и других средств массовой коммуникации. Напрашивается вывод: если описанное несоответствие достигло современных масштабов и, кроме того, устойчиво сохраняется на протяжении целого столетия, не обнаруживая заметных признаков к ослаблению, значит, объяснять происходящее тем, что публика ещё не доросла до уровня современных композиторов и их сочинений, явно недостаточно. Сложность для восприятия и понимания такой музыки не может служить единственной причиной. Хотя, безусловно, у слушателя современной, авангардной музыки возникают серьёзные трудности в восприятии сочинений, где нет ни мелодии, ни гармонии, ни метро-ритмического стержня, а иногда отсутствуют и привычные музыкальные инструменты или привычные способы игры на них. При этом, что самое печальное, сочинения профессионалов-авангардистов ассоциируются в общественном сознании с музыкой академической, классической. В результате негативное отношение к авангарду переносится на всю серьёзную музыку в целом, что способствует укреплению позиций потребительской музыкой, основной задачей которой в современном обществе является максимально возможное удовлетворение сиюминутных потребностей самых широких и невзыскательных слушательских масс в музыкальных звуках. В связи с этим возникает вопрос: а не несут ли - хотя бы частично - ответственность за положение, создавшееся в мире музыки, сами композиторы-профессионалы? Высокомерно-презрительное отношение к слушателю зачастую распространяется и на исполнителей. Иногда в ответ на вопрос, обращённый к автору, как исполнять его произведение, тот решительно отмахивается: "это - проблема самого исполнителя, которая меня вообще не касается". Но ещё больше настораживает отношение к самой музыке. Организатор "Корпорации новой музыки" итальянский композитор Альфредо Казелла иронизировал: "...В модернистских кругах... искусство является чем-то аналогичным галстукам и рубашкам, покрой которых меняется каждые три или шесть месяцев. Горе композитору, пользующемуся в своих сочинениях аккордами прошлого года".
      Благодаря тому, что австрийский композитор, глава так называемой новой венской школы, основатель метода додекафонии Арнольд Шёнберг назвал "эстетика избежания" (традиционности), изъятию из музыки если не всех, то по крайней мере тех самобытных и высоких экстрамузыкальных идей, что кажутся давно уже "проговорёнными" очень возможно возникновение ситуации, когда по меткому выражению Е. Ручьевской, "музыка уже закончилась, а звучание продолжается". Утрачивается одна из главных функций музыки - коммуникативная. Получается "разговор" ни о чём и ни с кем, поскольку ведётся во внутреннем пользовании, исключительно "про себя". В то время как слуховой и голосовой опыт человеческого общения составляет неисчерпаемую жизненную основу музыкального искусства. В музыку вплетаются и насыщают её смыслом голосовые интонации понимания человека человеком. Именно гармония как согласное звучание голосов стала фундаментальной категорией философско-эстетического порядка в музыкальном искусстве. Стройными октавами пели в античных хорах, унисон культивировался в соборном пении раннехристианской эпохи, строгие полифонические каноны в течение многих веков организовывали европейское многоголосие, акустически чистое трезвучие стало регулятором музыкальной гармонии нескольких последующих столетий.
      Невозможно представить себе исчерпанность средств языка, будь то язык музыкальный или словесный. Пушкинские строки могут быть прочитаны по-новому в любую эпоху. Если бы восприятие и понимание его творчества было исчерпано, он давно перестал бы существовать, и был давно забыт. При полной доступности, не зависящей от времени, вся глубина Пушкина вряд ли кем-то может быть постигнута, поскольку она просто неисчерпаема. Тогда как труднодоступность призвана зачастую скрасить неглубокую, поверхностную мысль и такое же душевное движение. То же самое можно сказать о творчестве Бортнянского, Мусоргского, Рахманинова.
       Парадокс новой музыки, оперирующей диссонансами  в том, что сам диссонанс потерял смысл и значение, так как противоположение ему - консонанс - отсутствует. Музыка остановилась, так как нет уровня, с которого всё  начинается.  Нет точки  отсчёта.   Богатство гармонии, она сама уничтожена, сведена к одному - серому однообразию. Замечательный композитор Георгий Свиридов, анализируя пушкинского "Моцарта и Сальери" задаётся вопросом: "почему скрипач из трактира, играющий "из Моцарта" показан слепым? Невозможно представить, - пишет далее Свиридов, -  чтобы он, слепой, то есть играющий по слуху, играл "из Сальери".   Музыка  Сальери  не  носится  в  воздухе,   она    остаётся    на   бумаге,    она   не    летит,   мелодия его не крылата, она  лишь тема, звуковой ряд".   Сальери – «чужой среди  своих», хотя в его арсенале есть   и    безупречная техника, и теоретическое знание. Однако невозможно знанием заменить наитие, умением заменить талант.
      По большому счёту природа музыки - не звуковая, хотя и строится на физических закономерностях, а интонационная. Всё живое в мире общается с помощью интонации. Это общение объединяется в единый интонационный процесс, развитие которого - часть нашей истории. Поэтому и музыкальная интонация воспринимается как живая - это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. В интонации закодирована информация, накопленная в результате огромного социально-культурного и художественного опыта. Интонационные обобщения хранятся в чувственно-образной памяти человека, и музыка оказалась способна создавать совершенно особое состояние - интонационный резонанс. Интонационный резонанс гармонизирует сознание и подсознание (в том числе коллективное), поведение и состояние, смысл и выразительность. К сожалению, им можно пользоваться и для неблаговидных целей, а именно для разжигания чувств ненависти, агрессии, насилия. И вовсе не случайно грандиозное достижение пифагорейцев - открытие о консонантном воздействии интервалов. Эллины сформулировали понятие консонанса и диссонанса. Платон и Аристотель впервые пришли к мысли о резонансном воздействии музыки, и возникло учение о музыкальном этосе. В XVI - XVII веках возникла целая система музыкально-риторических фигур, которая использовалась для выражения и символизации различных образов. В ХХ веке начинают работать мощные деструктивные идеи. Сконструированная Шёнбергом додекафония "оказалась открытием одной из новых форм воздействия музыкальной интонации - интонационной деформации, отражающей реальность психической деформации" (Владимир Дашкевич. "Теория интонации"). Недаром вершиной додекафонической интонации стала опера ученика Шёнберга Альбана Берга "Воццек", в которой рассказывалась история солдата-денщика Воццека, ставшего жертвой психологических опытов своего командира. "С введением додекафонии и воцарением дисгармонии, тонального диссонанса, Музыка перестала быть носителем мировой гармонии... Диссонанс постепенно одолел её. Музыка перестала быть носителем духовного начала мира и стала носителем разрушения, всяческой смеси, противоестественной стилевой мешанины. Понятие мелодии по сути исчезло, так стал называться всего лишь ряд произвольно выбранных звуков, ничего не выражающих." (Георгий Свиридов. "Музыка как судьба")
Музыке доступны эпохальные эмоциональные ощущения, которые можно расценить как музыкально интонируемое мироощущение, данное нам в музыкальных интонациях. Каково общее концептуальное содержание музыки как вида искусства? Можно ли его вообще сформулировать? Суммируя представления о самых   разнообразных   аспектах,   в которых проявляет себя музыка, Валентина Николаевна Холопова, профессор Московской государственной консерватории  им. П. И. Чайковского предлагает следующее определение: «Концептуальное содержание музыки - это позитивное,   гармонизирующее отношение к человеку  в   наиболее  важных точках его взаимодействия с миром и с самим собой».  
       За последние годы в искусстве вообще и в музыке в частности очень много придумано нового. Придуманы, изобретены, сконструированы новые музыкальные системы, сочетания звуков, тембров, даже сами звуки. Но главное в искусстве - это как раз то, чего вообще нельзя придумать. Это главное - откровение, и душа таланта должна быть открыта ему. Справедливо звучат слова поэта: "Талант - единственная новость, которая всегда нова".

Фото автора
0  
Борис Потапов
27 Дек 2017 21:51:08
Так почему ушла Музыка, уважаемая Наталья ? Неужели, из-за отсутствия талантов? падение спроса? утраты духовности у потребителя? Есть ли надежда на возрождение? Слышал, что появилась какая-то новая музыка без скрипа и скрежета. Слышал, но не слушал.
Ссылка 0  
0  
Наталья
27 Дек 2017 23:58:18
Уходит не столько сама музыка, сколько её необходимые составляющие. Человек, в сущности, не придумывал музыку, а лишь открывал её законы и возможности. Таланты есть, я в этом уверена. Но талант - совсем не обязательно новатор, это прежде всего личность художественная. Через него проходят все стремления, искания, порывы прежних и современных ему поколений.
Спрос тоже есть, но сейчас чуть ли не всё, что издаёт звуки, принято называть музыкой. Без надежды никак. Всего-то нужно изменить отношение к музыке.
Спасибо за интерес к публикации и отклик.
Родитель Ссылка 0  
0  
Светлана Крымская
27 Дек 2017 22:18:28
У меня есть на этот счёт кое-какие предположения, многоуважаемая коллега. Но они основаны больше не на теории, а на музыкально-просветительской полувековой практике. К тому же по консерваторскому образованию я пианистка и на музыковедение меня вывел как бы "случай", а если серьёзно - Григорий Михайлович Коган, который читал у нас свой авторский курс  Истории и теории фортепианного исполнительства и внушал в наши легкомысленные и самонадеянные головы, что "вне КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ нет и не может быть никакой культуры вообще. Если автору статьи это интересно, то начало моей просветительской истории я написала на своём личном сайте.   Прочтите, будет интересно, мой адрес здесь я оставляю, поскольку вопрос о "консонансе и диссонансе" долгий и серьёзный.
Ссылка 0  
0  
Наталья
28 Дек 2017 00:11:44
Рада видеть Вас здесь, Светлана! Полностью согласна с Вами по поводу культуры восприятия и делаю всё что в моих силах, с Вашей поддержкой в том числе. Это отдельная большая проблема.
Родитель Ссылка 0  
0  
Светлана Крымская
28 Дек 2017 12:14:27
Наталья, зайдите на мой сайт, там много интересного о моём времени, которое было совсем другим. К сожалению, много замечательных друзей уже ушло... У меня был авторский проект, поддержанный двумя Министрами (Образования и Культуры) и ВНИИ искусствознания АН СССР, который просто уничтожили в 94 году, а коллектив я собирала "по-штучно".Так что, есть чем поделиться... Мне уже 80 и жалко, если всё пропадёт.... так что, давайте общаться. На сайте в меню есть карта. через неё все переходы... Про Центр свой собираюсь написать подробно, мы его поднимали с нуля,хотели создать "Деревню искусств" на новой основе. Тогда вышел закон Ягодина и как бы была возможность, но в 92-м всё обрушилось, я провоевала до 94-го, пока не заболела... Словом, погуляйте по сайту, потом "встретимся". Поскольку я инвалид по сосудам ног,практически из дома не выхожу, но экстраверт и за компьютером постоянно. Всяческих успехов!  Персональный привет Ю.М.Полякову, я его приметила ещё с "Апофегея" в журнале "Юность" и читала, практически, всё, включая "Перелётную элиту!. А в старой  Литературке была знакома ещё с Богатом, так что почти что МАМОНТ ИСКОПАЕМЫЙ. :)))
Родитель Ссылка 0  
0  
Светлана Крымская
28 Дек 2017 12:19:03
 - это мой персональный сайт
Ссылка 0  
0  
Наталья
28 Дек 2017 17:56:58
Да, я обязательно всё посмотрю, это очень интересно! Мне пришла на почту ссылка на Ваш сайт, спасибо.
Родитель Ссылка 0  
0  
Светлана Крымская
28 Дек 2017 18:19:34
Спасибо, я очень рада! Вас лично и любимую ГАЗЕТУ, у которой я в друзьях ВКонтакте уже давно, поздравляю с Наступающим Новым Годом! Пусть он будет по-хорошему ПЕРЕЛОМНЫМ! Всем здоровья, удач и успехов самых разнообразных!А любимой стране ЛЮБВИ И ГАРМОНИИ!
Ссылка 0  
0  
Елена Слобода
30 Дек 2017 14:24:14
"Класс"!, - восторженно шепчет жительница планеты Плюк из галактики Кин-дза-дза, когда слышит "шедевр", исполненный землянами "Мама, мама, что я буду делать".В сравнении с уровнем местных музыкантов, господина Уефа и господина Би, это и правда выглядело музыкой. В этом потрясающем фильме все есть пророчество. Страшное. Первыми признаками того, что оно начинается сбываться, является упадок культуры. Прежде всего, музыкальной. Ведь все, что прекрасно, есть музыка, и все, что безобразно, есть ее отсутствие. Поистине, как сказал Пушкин - из всех наслаждений только любви уступает музыка, но и любовь мелодия.Вся жизнь это ритм вибраций. Чем тоньше, чем выше вибрации, тем прекраснее гармония ритмов. Чем глубже дух человеческий утрамбовывается в плоть, тем труднее ему вырваться в царство гармонии. Чем громче какофония воплей о падении экономики, о нищете, о голоде на пороге, тем глуше стон духа. Совсем как у Высоцкого - "Наш стон все глуше, глуше". Увы, сделать уже ничего нельзя. Только наблюдать, констатировать и хотя бы пытаться сохранить в душе искру Божью любви к музыке. И вообще любви. Если нас не превратят в кактусов, которым вполне комфортно жить в горшках в оранжереях, вполне возможно из искры возгорится пламя. Так бывает. "Слава Богу, люди снова запели", - говорит в притче Учитель, когда вывел детишек в лес и один маленький мальчик, подражая птицам, запел, - можно отдохнуть"
Ссылка 0  
0  
Лаура Будапешт
1 Янв 2018 21:49:46
Диссонантная музыка отражает степень психической деформации её автора. Это верно. В обществе очень много психически больных людей.Так было, есть и будет. Это - врождённый дефект, не поддающийся коррекции. Остюда и диссонансы. Шизофреник-музыкант в момент приступа создаёт диссонансы без мелодии и ритма, отражающие сумбур в его голове. Но если  шизофреник не  музыкант, то он в момент приступа убивает окружающих его людей. И тем самым представляет бОльшую опасность для окружающих. Музыка может сказать о своём авторе всё: сангвиник ли он, флегматик  или холерик? Психопат? Шизофреник? Невротик? Или уравновешенный человек со здоровой психикой..
Ссылка 0  
0  
Лаура Будапешт
1 Янв 2018 22:05:04
Мы только думаем, что выбираем музыку. На самом деле это консонантная МУЗЫКА выбирает нас..
Ссылка 0  
0  
Лаура Будапешт
1 Янв 2018 22:29:35
Кроме того, главная невротическая проблема нашего времени - чрезмерная рационализация жизни. Общество навязывает массовые стандарты успешности, которым необходимо соответствовать: это в первую очередь - деньги, власть. Но при этом остаётся неудовлетворённой базовая потребность человека - глубинная потребность   в творчестве, переживания вдохновения. В этом случае невротиками ищутся искажённые её формы, в виде алкоголя, наркотиков, оглушающей попсы или агрессии, направленной как на самого себя, так и на других /в форме сочинения диссонансной музыки/..
Ссылка 0  
0  
Александр Бычков
2 Янв 2018 18:17:33
А самое интересное в том, что остается потребность у людей слышать и исполнять человечную, понятную музыку: народные песни, романсы, мелодии песен недавнего прошлого, написанные так, что трогают до сих пор. Говорю это из опыта работы с людьми возраста 50+ - 60+
Ссылка 0  
0  
Сухарев Виктор
9 Янв 2018 11:59:42
Да, многое придётся восстанавливать заново и в борьбе - без борьбы ничего не получится. Необходимо создать на радио FM передачи популярной классики, просто "Классическая музыка", "Новая классическая музыка" (хотя бы так, для начала). Радио "Орфей" тут как капля в море. Надо создавать много этих благодатных капель, чтобы постепенно вытеснить имитацию музыки. Нужныканалы на радио "Народной музыки", "Музыка народов России", "Музыка народов мира". Необходимо начинать широкую просветительскую работу о настоящей музыке. Необходимо менять школьную программу по отношению к музыке, но это уже в дальнейшем. Тогда сознание народа начнёт неизбежно очищаться от хаоса звуков, которую нам преподносят как музыку.
Ссылка 0  

Новости
17.08.2018

ТУРНЕ ПО АЗИИ

Всероссийский юношеский симфонический оркестр впервые отправится в турне по странам Азии.
17.08.2018

«СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ ВСЕГДА ПРОСТЫ»

7 сентября 2018 года в клубе писателей Центрального Дома литераторов состоится торжественный вечер, посвященный юбилею Льва Николаевича Толстого.

Все новости

Книга недели
Русский вечер:

Русский вечер:

Нина Соротокина.
Русский вечер:
Роман, повести, рассказы. –
М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. –
368 с. – 500 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...

Макаров Анатолий

Игра и танки

У нас есть немало любителей язвить по поводу всякого проявления общественного со...