Триумф "Дон-Жуана"

Триумф "Дон-Жуана"

     В Прагу произведения Моцарта «прибыли» раньше, чем он сам. Столица Чехии, славившаяся своей музыкальностью, давно уже причислила Моцарта к своим любимцам - "Свадьба Фигаро" шла на пражской сцене с огромным успехом. В то время как в Вене, несмотря на восторженный приём, опера быстро исчезла из репертуара театров, Моцарту неожиданно приходит приглашение из Праги, чтобы он лично дирижировал её исполнением. В январе 1787 года композитор и его супруга отправляются в заснеженную столицу Богемии - и очень удивлены, когда таможенник при паспортном контроле спрашивает, тот ли это Моцарт, что сочинил "Фигаро".

1.jpg

    Весть о приезде композитора быстро распространяется по городу, его встречают с восторгом, залы на его концертах переполнены. Успех оперы был настолько велик, что удивил даже самого автора. Атмосфера Праги была просто насыщена его музыкой. В письме к ученику и другу Готфриду фон Жакену Моцарт писал: "…Зато я, преисполненный удовольствия, наблюдал, как все эти люди самозабвенно скачут под музыку моего "Фигаро", превращённую сплошь в контрдансы и немецкие танцы. Ибо здесь ни о чем другом не говорят, кроме как о "Фигаро"; все наигрывают, напевают и насвистывают только "Фигаро", в театр ходят слушать только "Фигаро" - Фигаро здесь, Фигаро там - разумеется, это большая Честь для меня".

     17 января 1787 года в своей академии в пражском театре с таким же успехом Моцарт представил новую симфонию D-dur KV 504, которая вошла в историю как "Пражская".

Слушать "Пражскую" симфонию

Прага стала для Моцарта оазисом успеха и благополучия. Он пишет: "Прага - на самом деле красивейший и приятнейший город". Композитор встретил у пражан такой восторг и энтузиазм, который и не снился ему на родине.

     Когда в феврале он с Констанцией возвращается в Вену, то привозит с собой заказ: написать оперу, премьера которой должна состояться в Праге в следующий театральный сезон. Дирекция театра предложила Моцарту выгодные условия: он мог выбрать либретто по своему желанию и, набросав эскизы в Вене, приехать заканчивать оперу в Прагу. Коллектив пражского театра с нетерпением ждал новой оперы и готов был работать с композитором столько, сколько понадобится для осуществления его замысла. Это предложение явилось спасительным для Моцарта и его семьи. Оно давало композитору возможность на время избавиться от обременявших его материальных забот и целиком отдаться творчеству.

     Столь горячо встреченный в Праге, Моцарт, вернувшись на родину, с ещё большей горечью ощутил, как мало он значит при дворе.

     В начале октября 1787 года "Дон Жуан" был большей частью занесён на бумагу. Готовые фрагменты новой оперы Моцарт, по-видимому, отправил почтовой каретой в Прагу, так что когда он сам собрался в путь, репетиции уже шли полным ходом.

     В свой второй приезд в Прагу в октябре 1787 года Моцарт остановился недалеко от театра - в трактире "У трёх золотых львов" на Угольном рынке. Этот дом существует и сейчас (№ 420).

2.jpg

Позже Моцарт гостил на вилле Бертрамка у своего друга Франтишека Душека.

     После ряда отсрочек премьера была назначена на 29 октября 1787 года. В одном из сообщений о премьере отражено то восторженное настроение, которое вызвал в Праге "Дон Жуан":

"Экипажи стали съезжаться уже к половине шестого, вскоре образовался затор; из экипажей выходили нарядные дамы в длинных вечерних туалетах и пробирались среди нечистот пешком к театру. Войдя в зал, обнаруживали, что галерка и партер уже заняты. Вид галерки наводил ужас: люди громоздились друг над другом, а верхний ряд зрителей, державшихся за металлические опоры, проходящие между колоннами, казалось, был готов свалиться на нижние ряды. Жужжание возбуждённой публики заглушало выкрики снующих официантов, которые привлекали галерку призывами "пиво и свежие сосиски", в то время как зрителям нижних рядов предлагали "лимонад, миндальное молоко".

3.jpg

Сословный театр в Праге. До 1798 года известен как театр графа Ностица. Больше всего театр знаменит как место, где состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» (1787). Постановками дирижировал лично автор, и это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, где выступал Моцарт.


Однако ещё накануне премьеры произведение было далеко от завершения: важная часть - увертюра существовала пока только в голове композитора. Для записи и копирования времени не оставалось. Среди музыкантов оркестра стало возрастать беспокойство, из-за серьёзной задержки вступление, возможно, придётся играть с листа. Слухи о запоздании увертюры проникли и в ряды зрителей. Трудно было представить, что Моцарту нужно было только перенести на бумагу произведение, которое от первой до последней ноты существовало в его голове.

     Стрелки часов давно перешагнули назначенное время. Наконец, вышел служитель театра и нотные листы стали стремительно передавать из рук в руки и устанавливать на пюпитры. Оркестр настроился и вот, Моцарт появился перед дирижерским пультом, ему навстречу потянулись тысячи рук, он благодарно поклонился во все стороны, быстро подал знак к началу, и тут раздались те мощные, будоражащие сердца удары могучих аккордов, подобные тяжёлой поступи статуи....

Слушать увертюру к опере "Дон Жуан"

     Спустя три часа опера закончила своё первое шествие по сцене и начала триумфальное шествие по театрам мира, продолжающееся уже два с половиной века. Перед зрителями предстал мир образов огромной эмоциональной силы и драматической правды, той высшей художественной правды, которая проистекает из таинственных недр творческой силы человеческого гения. Недаром Чайковский, говоря о "Дон-Жуане", сравнивал автора оперы с Шекспиром: "...всё это передано Моцартом с такою захватывающею силой, что под стать к нему, по глубине производимого впечатления разве только лучшие сцены Шекспира".

    Возможно, именно в «Дон-Жуане» Бетховен впервые услышал музыкальное воплощение самой Судьбы. Отрывок из терцета, введённого Моцартом в сцену смерти Командора, Бетховен занёс в свою записную книжку, а рядом сделал набросок первой части «Лунной» сонаты, обнаруживающий несомненное сходство не только с общим характером музыки, но с особенностями её гармонизации, мелодико-ритмическим рисунком оркестровой партии. У Моцарта здесь внешняя динамика уступает место воздействию лирико-философского начала. Три мужских голоса соединяются в ансамбле, создавая скорбное и в то же время торжественное настроение, помогая раскрыть внутренний смысл события, словно заранее предвещая роковой исход этой встречи и для Дон-Жуана.

    Бурные аплодисменты стали наградой композитору. В этот вечер Моцарт произнёс ставшие знаменитыми слова: "Мои пражане меня понимают". Газета Prager Oberpostamtszeitung писала: "Ожидаемая с нетерпением опера маэстро Моцарта [...]: знатоки и музыканты говорят, что ничего подобного в Праге ещё не исполнялось. Господин Моцарт дирижировал сам, а когда вышел к оркестру, трижды раздалось ликование". Сам композитор в письме от 4 ноября 1787 года писал: "29 октября мою оперу "Дон Жуан" представили на сцене, и притом с большим успехом. Вчера её давали в 4-й раз, и это был мой бенефис". Пражские любители музыки уже в первый же вечер оценили потрясающую красоту и уникальную художественную ценность "Дон Жуана". Почти через сто лет Чайковский напишет: "Музыка "Дон-Жуана" представляет непрерываемый ряд таких перлов музыкального вдохновения, перед которыми бледнеет всё написанное до и после этой оперы. С какой бы стороны не анализировать эту единственную, неподражаемо прекрасную оперу, приходится только изумляться и преклоняться перед величием человеческого гения. ...на все вопросы "Дон-Жуан" отвечает с избытком и будет служить лучшим образцом до тех пор, пока будет существовать искусство".

***

  Через несколько лет после премьеры в Праге "Дон-Жуана", 14 декабря 1791 года в пражском соборе Св. Николая на Малой Стране читали мессу за упокой души композитора. На траурную церемонию собралось почти 4000 человек.

Слушать Requiem

4.jpg


Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 - 5 декабря 1791)
Фото:
61.9836  
Юрий Шапочкин
5 Дек 2018 20:49:02
Здрас-те!
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 - 5 ДЕКАБРЯ 1791)
Публикация совпала с печальной датой.
Помянем гения его Mozart Requiem:
Ссылка 61.9836  
0  
Юрий Шапочкин
7 Дек 2018 22:55:27
Если нельзя воспроизвести мою ссылку на  Mozart Requiem, то может можно Вашу?
Родитель Ссылка 0  
0  
Наталья
8 Дек 2018 00:59:52
К сожалению, мне перестали приходить на почту комментарии. Поэтому Вашу ссылку даже я не вижу. Но попробую добавить в текст свою.
Родитель Ссылка 0  
0  
Юрий Шапочкин
8 Дек 2018 21:55:05
Спасибо !
Пора задуматься об ЛГ- фонотеке по Вашим отредактированным и новым повествованиям (без рекламного мусора расплодившихся и паразитирующих в И-нет продавцов воздуха)!
С уважением --- юаш
Ссылка 0  

Новости
13.12.2018

Завтра в Санкт-Петербурге откроется первый Новогодний Книжный салон.

Традиционный праздник книги на этот раз будет проходить в центре дизайна ARTPLAY SPb в течение четырёх дней, по 16 декабря включительно.
12.12.2018

Цикл вечеров Русского ПЕН-центра. Борис Евсеев и Максим Замшев

Русский ПЕН-центр и Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова продолжили цикл творческих вечеров: "ПОЭЗИЯ, ПРОЗА, ТЕАТР". На этот раз с большим успехом прошёл вечер писателя, прозаика, вице-Президента Русского ПЕН-центра Бориса ЕВСЕЕВА и писателя, поэта, главного редактора "Литературной газеты" Максима ЗАМШЕВА.

Все новости

Книга недели
Чингиз Айтматов.

Чингиз Айтматов.

Осмонакун
Ибрагимов.
Чингиз Айтматов.
– М.: Молодая гвардия, 2018.
– 221 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Замшев Максим

Из рода праведников

Перечитывая Солженицына, неизменно поражаешься тому, как таинственно и чудесно у...

Кабыш Инна

Хамить разрешается

Я ушла из школы. Мой последний рабочий день пришёлся аккурат на День учителя.