САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Триумф "Дон-Жуана"

Триумф "Дон-Жуана"

     В Прагу произведения Моцарта «прибыли» раньше, чем он сам. Столица Чехии, славившаяся своей музыкальностью, давно уже причислила Моцарта к своим любимцам - "Свадьба Фигаро" шла на пражской сцене с огромным успехом. В то время как в Вене, несмотря на восторженный приём, опера быстро исчезла из репертуара театров, Моцарту неожиданно приходит приглашение из Праги, чтобы он лично дирижировал её исполнением. В январе 1787 года композитор и его супруга отправляются в заснеженную столицу Богемии - и очень удивлены, когда таможенник при паспортном контроле спрашивает, тот ли это Моцарт, что сочинил "Фигаро".

1.jpg

    Весть о приезде композитора быстро распространяется по городу, его встречают с восторгом, залы на его концертах переполнены. Успех оперы был настолько велик, что удивил даже самого автора. Атмосфера Праги была просто насыщена его музыкой. В письме к ученику и другу Готфриду фон Жакену Моцарт писал: "…Зато я, преисполненный удовольствия, наблюдал, как все эти люди самозабвенно скачут под музыку моего "Фигаро", превращённую сплошь в контрдансы и немецкие танцы. Ибо здесь ни о чем другом не говорят, кроме как о "Фигаро"; все наигрывают, напевают и насвистывают только "Фигаро", в театр ходят слушать только "Фигаро" - Фигаро здесь, Фигаро там - разумеется, это большая Честь для меня".

     17 января 1787 года в своей академии в пражском театре с таким же успехом Моцарт представил новую симфонию D-dur KV 504, которая вошла в историю как "Пражская".

Слушать "Пражскую" симфонию

Прага стала для Моцарта оазисом успеха и благополучия. Он пишет: "Прага - на самом деле красивейший и приятнейший город". Композитор встретил у пражан такой восторг и энтузиазм, который и не снился ему на родине.

     Когда в феврале он с Констанцией возвращается в Вену, то привозит с собой заказ: написать оперу, премьера которой должна состояться в Праге в следующий театральный сезон. Дирекция театра предложила Моцарту выгодные условия: он мог выбрать либретто по своему желанию и, набросав эскизы в Вене, приехать заканчивать оперу в Прагу. Коллектив пражского театра с нетерпением ждал новой оперы и готов был работать с композитором столько, сколько понадобится для осуществления его замысла. Это предложение явилось спасительным для Моцарта и его семьи. Оно давало композитору возможность на время избавиться от обременявших его материальных забот и целиком отдаться творчеству.

     Столь горячо встреченный в Праге, Моцарт, вернувшись на родину, с ещё большей горечью ощутил, как мало он значит при дворе.

     В начале октября 1787 года "Дон Жуан" был большей частью занесён на бумагу. Готовые фрагменты новой оперы Моцарт, по-видимому, отправил почтовой каретой в Прагу, так что когда он сам собрался в путь, репетиции уже шли полным ходом.

     В свой второй приезд в Прагу в октябре 1787 года Моцарт остановился недалеко от театра - в трактире "У трёх золотых львов" на Угольном рынке. Этот дом существует и сейчас (№ 420).

2.jpg

Позже Моцарт гостил на вилле Бертрамка у своего друга Франтишека Душека.

     После ряда отсрочек премьера была назначена на 29 октября 1787 года. В одном из сообщений о премьере отражено то восторженное настроение, которое вызвал в Праге "Дон Жуан":

"Экипажи стали съезжаться уже к половине шестого, вскоре образовался затор; из экипажей выходили нарядные дамы в длинных вечерних туалетах и пробирались среди нечистот пешком к театру. Войдя в зал, обнаруживали, что галерка и партер уже заняты. Вид галерки наводил ужас: люди громоздились друг над другом, а верхний ряд зрителей, державшихся за металлические опоры, проходящие между колоннами, казалось, был готов свалиться на нижние ряды. Жужжание возбуждённой публики заглушало выкрики снующих официантов, которые привлекали галерку призывами "пиво и свежие сосиски", в то время как зрителям нижних рядов предлагали "лимонад, миндальное молоко".

3.jpg

Сословный театр в Праге. До 1798 года известен как театр графа Ностица. Больше всего театр знаменит как место, где состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» (1787). Постановками дирижировал лично автор, и это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, где выступал Моцарт.


Однако ещё накануне премьеры произведение было далеко от завершения: важная часть - увертюра существовала пока только в голове композитора. Для записи и копирования времени не оставалось. Среди музыкантов оркестра стало возрастать беспокойство, из-за серьёзной задержки вступление, возможно, придётся играть с листа. Слухи о запоздании увертюры проникли и в ряды зрителей. Трудно было представить, что Моцарту нужно было только перенести на бумагу произведение, которое от первой до последней ноты существовало в его голове.

     Стрелки часов давно перешагнули назначенное время. Наконец, вышел служитель театра и нотные листы стали стремительно передавать из рук в руки и устанавливать на пюпитры. Оркестр настроился и вот, Моцарт появился перед дирижерским пультом, ему навстречу потянулись тысячи рук, он благодарно поклонился во все стороны, быстро подал знак к началу, и тут раздались те мощные, будоражащие сердца удары могучих аккордов, подобные тяжёлой поступи статуи....

Слушать увертюру к опере "Дон Жуан"

     Спустя три часа опера закончила своё первое шествие по сцене и начала триумфальное шествие по театрам мира, продолжающееся уже два с половиной века. Перед зрителями предстал мир образов огромной эмоциональной силы и драматической правды, той высшей художественной правды, которая проистекает из таинственных недр творческой силы человеческого гения. Недаром Чайковский, говоря о "Дон-Жуане", сравнивал автора оперы с Шекспиром: "...всё это передано Моцартом с такою захватывающею силой, что под стать к нему, по глубине производимого впечатления разве только лучшие сцены Шекспира".

    Возможно, именно в «Дон-Жуане» Бетховен впервые услышал музыкальное воплощение самой Судьбы. Отрывок из терцета, введённого Моцартом в сцену смерти Командора, Бетховен занёс в свою записную книжку, а рядом сделал набросок первой части «Лунной» сонаты, обнаруживающий несомненное сходство не только с общим характером музыки, но с особенностями её гармонизации, мелодико-ритмическим рисунком оркестровой партии. У Моцарта здесь внешняя динамика уступает место воздействию лирико-философского начала. Три мужских голоса соединяются в ансамбле, создавая скорбное и в то же время торжественное настроение, помогая раскрыть внутренний смысл события, словно заранее предвещая роковой исход этой встречи и для Дон-Жуана.

    Бурные аплодисменты стали наградой композитору. В этот вечер Моцарт произнёс ставшие знаменитыми слова: "Мои пражане меня понимают". Газета Prager Oberpostamtszeitung писала: "Ожидаемая с нетерпением опера маэстро Моцарта [...]: знатоки и музыканты говорят, что ничего подобного в Праге ещё не исполнялось. Господин Моцарт дирижировал сам, а когда вышел к оркестру, трижды раздалось ликование". Сам композитор в письме от 4 ноября 1787 года писал: "29 октября мою оперу "Дон Жуан" представили на сцене, и притом с большим успехом. Вчера её давали в 4-й раз, и это был мой бенефис". Пражские любители музыки уже в первый же вечер оценили потрясающую красоту и уникальную художественную ценность "Дон Жуана". Почти через сто лет Чайковский напишет: "Музыка "Дон-Жуана" представляет непрерываемый ряд таких перлов музыкального вдохновения, перед которыми бледнеет всё написанное до и после этой оперы. С какой бы стороны не анализировать эту единственную, неподражаемо прекрасную оперу, приходится только изумляться и преклоняться перед величием человеческого гения. ...на все вопросы "Дон-Жуан" отвечает с избытком и будет служить лучшим образцом до тех пор, пока будет существовать искусство".

***

  Через несколько лет после премьеры в Праге "Дон-Жуана", 14 декабря 1791 года в пражском соборе Св. Николая на Малой Стране читали мессу за упокой души композитора. На траурную церемонию собралось почти 4000 человек.

Слушать Requiem

4.jpg


Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 - 5 декабря 1791)
Фото:
61.9836  
Юрий Шапочкин
5 Дек 2018 20:49:02
Здрас-те!
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 - 5 ДЕКАБРЯ 1791)
Публикация совпала с печальной датой.
Помянем гения его Mozart Requiem:
Ссылка 61.9836  
0  
Юрий Шапочкин
7 Дек 2018 22:55:27
Если нельзя воспроизвести мою ссылку на  Mozart Requiem, то может можно Вашу?
Родитель Ссылка 0  
0  
Наталья
8 Дек 2018 00:59:52
К сожалению, мне перестали приходить на почту комментарии. Поэтому Вашу ссылку даже я не вижу. Но попробую добавить в текст свою.
Родитель Ссылка 0  
0  
Юрий Шапочкин
8 Дек 2018 21:55:05
Спасибо !
Пора задуматься об ЛГ- фонотеке по Вашим отредактированным и новым повествованиям (без рекламного мусора расплодившихся и паразитирующих в И-нет продавцов воздуха)!
С уважением --- юаш
Ссылка 0  
0  
Наталья
16 Дек 2018 15:14:39
Можно уточнить у Вас, что именно Вы имеете в виду (по поводу фонотеки)? Я просто не совсем представляю, о чем нужно будет вести разговор.
Родитель Ссылка 0  

Славы громкой в ожиданьи...
Новости
18.01.2019

В День рождения маэстро

Юрий Башмет
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
на уникальных инструментах Страдивари, Гварнери, Амати
из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов
17.01.2019

Молодежный театр представляет премьеру спектакля «Проблема»

Сэр Том Стоппард – самый известный из ныне живущих драматургов, любимец интеллектуалов всего мира.

Все новости

Книга недели
Апостол Павел.

Апостол Павел.

Митрополит
Илларион (Алфеев).
Апостол Павел. Том первый. 2017. – 592 с. – 5000 экз.
Апостол Пётр. Том второй. 2018. – 464 с. – 4000 экз.
– М.: Познание.
Православная энциклопедия.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

В один голос?

Бессмертна фраза из «Трёх тополей на Плющихе». И впрямь: это что ж в Америке тво...

Рыбас Святослав

Кошелёк с фронта

Он уходит в историю. Провожаю его с тревогой и надеждами. Окидывая мысленным взо...