11 декабря Понедельник

95 лет назад родился Николай Озеров (ум. 1997), российский теннисист, актер театра, спортивный комментатор

12 декабря Вторник

200 лет назад открылся московский Манеж

13 декабря Среда

220 лет назад родился Генрих Гейне, немецкий поэт, публицист, критик

14 декабря Четверг

1825 год – Восстание декабристов

15 декабря Пятница

110 лет назад родился Николай Никитин, архитектор и ученый в области строительных конструкций (Останкинстая телебашня)

16 декабря Суббота

85 лет назад родился Родион Щедрин, советский и российский композитор и пианист, педагог. Поздравляем!

17 декабря Воскресенье

День ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил России

Сегодня 11 декабря 2017 года: 95 лет назад родился Николай Озеров (ум. 1997), российский теннисист, актер театра, спортивный комментатор

«В провинции у моря»

«В провинции у моря»


Если выпало в империи родиться,  
лучше жить в глухой провинции у моря.

Сшивка научной и поэтической истины, как идея и принцип организации нашего сознания, уходит корнями глубоко в века и может быть проиллюстрирована известными строчками Иосифа Бродского из стихотворения «Письма римскому другу». Воспользуемся ею, чтобы низвести разговор о философии с небес на землю и сделать его понятным для однодумцев и оппонентов. Оставим на время люцифериаду логоцентризма и пойдём путём припоминания интуиций и жизненных впечатлений, через которые проходит каждый философ, в меру высотобоязни пользующийся лествицей Иакова в реализации своего призвания. Параллели между письмами Бродского и Хайдеггера или между славянской темой у Бродского и у Пушкина оставим на потом, чтобы не дразнить гусей.

Начать позволю себе с личного опыта. Дипломированный по кафедре религиоведения философского факультета МГУ и распределённый на работу в Донецкий политехнический институт без малого тридцать лет тому назад, я попал на следующий год, весной 1988-го в школу молодого философа в городе Алушта (Крым). Организатором школы был директор киевского института философии, известный советский и украинский философ Владимир Илларионович Шинкарук. Эта школа представляла собой нечто среднее между круглым столом, научной конференцией и краткосрочной профессиональной стажировкой для философской мелюзги. Она давала возможность участникам выступить в пленарных заседаниях и секциях, не претендуя на публикацию сделанных докладов, а на досуге отдохнуть у моря в промежутке между большими советскими праздниками – кажется, это был интервал между 1 и 9 Мая. В работе школы приняли участие коллеги из московского института философии и других философских столиц страны, включая Киев и Тбилиси.

Это было моё первое близкое знакомство с известными философами нашего тогда ещё единого и дружного отечества – Союза ССР. Многое врезалось в память и производило впечатление, самое яркое из них – выступление московского философа Вадима Межуева. В кулуарах он играл в шахматы с другим столичным гостем Валентином Толстых, слегка смущаясь, парировал его настойчивые предложения определить свою позицию во фронтальном столкновении западников с почвенниками, а в свободное время неспешно прогуливался по набережной Алушты.

На одной из первых пленарных встреч Межуев заговорил о «возвращении в историю». Это было созвучно проблеме исторического выбора страны, поставленной программой перестройки и особенно недавним Февральским пленумом ЦК КПСС, они витали над его замысловатой речью, как амуры и психеи над римскими патрициями в рисунках Фёдора Толстого. Идея его выступления предполагала наличие магистрального пути к планетарной цивилизации и наше возвращение к нему из маргинального состояния, передаваемого метафорой речной заводи. «Омуток» – так это состояние, пусть в несколько ином контексте, определялось в лирической повести на философскую тему, опубликованной в журнале «Москва» ещё в первой половине 70-х и читанной мною в дни службы в армии. Позже у нас в стране заговорят о подобном состоянии, как об историческом тупике, из которого нужно искать выход.

Богатство образного строя мышления – залог универсальности и глубины его философских обобщений. Омут и тупик – не весь ассоциативный набор, уместный в этой теме. Тут сгодился бы и лабиринт, и долголетнее блуждание в пустыне, и стояние на Угре, и «Железный поток» Серафимовича, и переход Суворова через Альпы, и даже переменчивый морской бриз, наводивший Пушкина на размышления об эмиграции, а не только о ножках одесской прелестницы, которой он был приворожён.

Оставим Крым и переместимся на мою родину. Предмет, о котором хочется говорить здесь в первую очередь – это региональная философия Донецка и её судьба. Это тема, которую придётся артикулировать в терминах центра и периферии. Она находится сейчас в состоянии очень близком к состоянию Пушкина, изображённого на совместной картине Айвазовского и Репина. У нас в Донецке существует пока ещё философская специализация, но принято решение о свёртывании этого направления. До нацистского путча донецкая философия могла создавать противовес киевской и львовской школам. С началом гражданской войны она находится под угрозой исчезновения, растворения в ростовской школе, выпускники которой доминируют в штате преподавателей философии, курирующих эту специальность в Донецком национальном техническом университете.

Складывается парадоксальная ситуация, интрига которой состоит в том, что часть высшего руководящего состава донецких вузов – да и не только они, это касается иных элитных групп региона – не испытывает большой заинтересованности в воссоединении Донбасса с Россией. Собственно, на этом главным образом стопорится минский процесс. Разбираться в тонкостях того, кто и как лоббирует подобные конфронтационные интересы, не наше дело, пусть этим занимаются политики и политологи. Нас интересует судьба философии не как факультатива, к которому её хотят свести, а как факультета – добавим для вящей ясности и значимости – нужных вещей.

Кому и зачем это нужно – то есть не убивать, а дать новую жизнь нашей региональной философии? Прежде всего, это могло бы пригодиться как раз тем, кто лоббирует проукраинское политическое будущее региона и при этом заживо её, философию хоронит. Философская специализация в Донецке помогла бы им отцентрировать научную и образовательную политику в проекции на относительную независимость региона в границах украинского федерализма. В более отдалённой перспективе это направление профессиональной подготовки необходимо также и тем социальным и элитным группам региона, которые видят наше будущее в воссоединении с Россией. Именно философия, и ничто иное, способна стать инструментом успешной реализации этого проекта. А каким будет результат их работы, зависит от того, кто в предстоящем духовном противоборстве и борьбе за молодые умы возьмёт верх. И что ещё очень важно, именно философская специализация – это один из наиболее эффективных путей для переформатирования партий гражданской войны с обеих сторон в партии мира.

Резюмируя, отметим, что, согласно Владимиру Ленину, учившему своих молодых коллег диалектике цивилизационного и исторического процесса, в подобном деле, как говорится, кто – кого! И много лучше выступать на ристалище духовного противостояния, чем на поле брани, хотя и то и это в равной мере важно для истории.

PS Рекомендуем наши заметки о донецкой философии в «жежешке».


Новости
11.12.2017

Умер Сергей Есин

Он не дожил недели до своего 82-летия
09.12.2017

Не стало Леонида Броневого

Народный артист СССР умер 9 декабря в возрасте 88 лет
09.12.2017

Мелодия грозы

22 декабря в Большом зале ЦДЛ состоится большой концерт композитора, певца и актёра Николая Романова
05.12.2017

История в книгах

14-17 декабря в Санкт-Петербурге пройдет выставка исторической литературы

Все новости

Книга недели
Россия–Индия: книга сенсаций

Россия–Индия: книга сенсаций

Валентин Осипов. Как Россия узнавала Индию. Хроника от времён седой древности до наших дней. М.: Вече, 2017, 512 с. 1000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

По предоплате

Почему мы против «оптимизации» медицины, всяких «госуслуг» и требуем возврата к ...

Неменский Олег

Раздел наследства

Конфликт, нарастающий в отношениях между Украиной и её западными соседями, стал ...