05 февраля Понедельник

100 лет назад родился Кара Караев (ум. 1982), советский азербайджанский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР

06 февраля Вторник

120 лет назад родилась Алла Тарасова, актриса театра и кино, Народная артистка СССР

07 февраля Среда

325 лет назад родилась Анна Иоанновна, российская императрица (1730-1740)

08 февраля Четверг

90 лет назад родился Вячеслав Тихонов (ум. 2009), российский актер театра и кино, Народный артист СССР

09 февраля Пятница

235 лет назад родился Василий Жуковский, русский поэт-романтик

10 февраля Суббота

10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина

11 февраля Воскресенье

140 лет назад родился Иван Ефимов (ум. 1959), русский скульптор и график, народный художник СССР

Сегодня 05 февраля 2018 года: 100 лет назад родился Кара Караев (ум. 1982), советский азербайджанский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР

«В провинции у моря»

«В провинции у моря»


Если выпало в империи родиться,  
лучше жить в глухой провинции у моря.

Сшивка научной и поэтической истины, как идея и принцип организации нашего сознания, уходит корнями глубоко в века и может быть проиллюстрирована известными строчками Иосифа Бродского из стихотворения «Письма римскому другу». Воспользуемся ею, чтобы низвести разговор о философии с небес на землю и сделать его понятным для однодумцев и оппонентов. Оставим на время люцифериаду логоцентризма и пойдём путём припоминания интуиций и жизненных впечатлений, через которые проходит каждый философ, в меру высотобоязни пользующийся лествицей Иакова в реализации своего призвания. Параллели между письмами Бродского и Хайдеггера или между славянской темой у Бродского и у Пушкина оставим на потом, чтобы не дразнить гусей.

Начать позволю себе с личного опыта. Дипломированный по кафедре религиоведения философского факультета МГУ и распределённый на работу в Донецкий политехнический институт без малого тридцать лет тому назад, я попал на следующий год, весной 1988-го в школу молодого философа в городе Алушта (Крым). Организатором школы был директор киевского института философии, известный советский и украинский философ Владимир Илларионович Шинкарук. Эта школа представляла собой нечто среднее между круглым столом, научной конференцией и краткосрочной профессиональной стажировкой для философской мелюзги. Она давала возможность участникам выступить в пленарных заседаниях и секциях, не претендуя на публикацию сделанных докладов, а на досуге отдохнуть у моря в промежутке между большими советскими праздниками – кажется, это был интервал между 1 и 9 Мая. В работе школы приняли участие коллеги из московского института философии и других философских столиц страны, включая Киев и Тбилиси.

Это было моё первое близкое знакомство с известными философами нашего тогда ещё единого и дружного отечества – Союза ССР. Многое врезалось в память и производило впечатление, самое яркое из них – выступление московского философа Вадима Межуева. В кулуарах он играл в шахматы с другим столичным гостем Валентином Толстых, слегка смущаясь, парировал его настойчивые предложения определить свою позицию во фронтальном столкновении западников с почвенниками, а в свободное время неспешно прогуливался по набережной Алушты.

На одной из первых пленарных встреч Межуев заговорил о «возвращении в историю». Это было созвучно проблеме исторического выбора страны, поставленной программой перестройки и особенно недавним Февральским пленумом ЦК КПСС, они витали над его замысловатой речью, как амуры и психеи над римскими патрициями в рисунках Фёдора Толстого. Идея его выступления предполагала наличие магистрального пути к планетарной цивилизации и наше возвращение к нему из маргинального состояния, передаваемого метафорой речной заводи. «Омуток» – так это состояние, пусть в несколько ином контексте, определялось в лирической повести на философскую тему, опубликованной в журнале «Москва» ещё в первой половине 70-х и читанной мною в дни службы в армии. Позже у нас в стране заговорят о подобном состоянии, как об историческом тупике, из которого нужно искать выход.

Богатство образного строя мышления – залог универсальности и глубины его философских обобщений. Омут и тупик – не весь ассоциативный набор, уместный в этой теме. Тут сгодился бы и лабиринт, и долголетнее блуждание в пустыне, и стояние на Угре, и «Железный поток» Серафимовича, и переход Суворова через Альпы, и даже переменчивый морской бриз, наводивший Пушкина на размышления об эмиграции, а не только о ножках одесской прелестницы, которой он был приворожён.

Оставим Крым и переместимся на мою родину. Предмет, о котором хочется говорить здесь в первую очередь – это региональная философия Донецка и её судьба. Это тема, которую придётся артикулировать в терминах центра и периферии. Она находится сейчас в состоянии очень близком к состоянию Пушкина, изображённого на совместной картине Айвазовского и Репина. У нас в Донецке существует пока ещё философская специализация, но принято решение о свёртывании этого направления. До нацистского путча донецкая философия могла создавать противовес киевской и львовской школам. С началом гражданской войны она находится под угрозой исчезновения, растворения в ростовской школе, выпускники которой доминируют в штате преподавателей философии, курирующих эту специальность в Донецком национальном техническом университете.

Складывается парадоксальная ситуация, интрига которой состоит в том, что часть высшего руководящего состава донецких вузов – да и не только они, это касается иных элитных групп региона – не испытывает большой заинтересованности в воссоединении Донбасса с Россией. Собственно, на этом главным образом стопорится минский процесс. Разбираться в тонкостях того, кто и как лоббирует подобные конфронтационные интересы, не наше дело, пусть этим занимаются политики и политологи. Нас интересует судьба философии не как факультатива, к которому её хотят свести, а как факультета – добавим для вящей ясности и значимости – нужных вещей.

Кому и зачем это нужно – то есть не убивать, а дать новую жизнь нашей региональной философии? Прежде всего, это могло бы пригодиться как раз тем, кто лоббирует проукраинское политическое будущее региона и при этом заживо её, философию хоронит. Философская специализация в Донецке помогла бы им отцентрировать научную и образовательную политику в проекции на относительную независимость региона в границах украинского федерализма. В более отдалённой перспективе это направление профессиональной подготовки необходимо также и тем социальным и элитным группам региона, которые видят наше будущее в воссоединении с Россией. Именно философия, и ничто иное, способна стать инструментом успешной реализации этого проекта. А каким будет результат их работы, зависит от того, кто в предстоящем духовном противоборстве и борьбе за молодые умы возьмёт верх. И что ещё очень важно, именно философская специализация – это один из наиболее эффективных путей для переформатирования партий гражданской войны с обеих сторон в партии мира.

Резюмируя, отметим, что, согласно Владимиру Ленину, учившему своих молодых коллег диалектике цивилизационного и исторического процесса, в подобном деле, как говорится, кто – кого! И много лучше выступать на ристалище духовного противостояния, чем на поле брани, хотя и то и это в равной мере важно для истории.

PS Рекомендуем наши заметки о донецкой философии в «жежешке».


Новости
05.02.2018

10 февраля – День памяти А.С. Пушкина

181-я годовщина со дня гибели Поэта
31.01.2018

«Живая классика»

1 февраля начинается школьный этап конкурса
31.01.2018

Россия и Белоруссия: шаги друг к другу

25 января Общественная палата Союзного государства подвела итоги первого полугодия работы

30.01.2018

«Зимний Никола»

литературно-художественная программа, посвященная 65-летию поэта Николая Дмитриева

Все новости

Книга недели
Роман в письмах

Роман в письмах

А.А. Блок – Л.Д. Менделеева-Блок. Переписка 1901–1917 гг. Редкол. А.В. Лавров (научн.ред.), Е.В. Глухова, Е.В. Бронникова, В.А. Резвый. М. ИМЛИ РАН. 2017 720 с.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Министерство по делам одиночества

Проблема одиночества коренится в строе современной жизни...

Кузьмина Вера

Неудобные вопросы

Закон о реинтеграции Донбасса комментировали все кому не лень.