Много плюсов в карму автора

Александр Пономарев. Герой дня. – М.: издательство «Перо», 2018 г. –   144 с., ил.

 
 

Наверное, каждый слышал поговорку: «Семь нот октавы знают все, но не всякий способен написать оперу». Эта фраза применима не только к музыке, но и к поэзии. Ведь все мы знаем тридцать три буквы алфавита, и даже умеем читать и писать. Но это не делает каждого из нас поэтом. Тем более, поэтом, способным на злободневные темы писать с изрядной долей здорового юмора:

 

Талант, чтоб не постигло разочарование,

Учти жестокий, но простой момент –

Поешь на стуле песню – дарование,

Вскарабкался на сцену – конкурент!

 

Александр Пономарев, о книге которого мы говорим, обнаружил в себе поэтический дар сравнительно недавно, но его произведения быстро нашли своих читателей. Видимо, слишком актуальны темы, затронутые автором в его баснях и ироничных стихах. Да и как иначе? Разве не иронизируем мы, обсуждая очередной политический скандал или не очень пристойное поведение звезд шоу-бизнеса? Разве не вздыхаем мечтательно, но тяжко, когда думаем, что там, где нас нет, хорошо?

 

На привязи сидели две собаки

И люто ненавидели весь свет,

Рвались к прохожим в яростной атаке

И бешеной слюной плевались вслед…

(…)

Узнали ль вы кого-то в тех собаках –

Будь то персона иль простой народ,

Что машут кулаками, лезут в драку,

Надеясь, что до драки не дойдет?

 

А еще каждому из нас знакомы козни сослуживцев и самодурство начальников. Мы завидуем тем, кто завидует нам. Ахаем и охаем, узнав о чьем-то предательстве. Любим, ненавидим, злорадствуем, возмущаемся. Создаем себе проблемы и потом самоотверженно их решаем. Доверяем недостойным и обижаем слабых. Верим в сглаз и порчу, но не верим в Бога. В общем, грешим, как можем, потом сокрушаемся. И это вместо того, чтобы на любую пакостную ситуацию взглянуть с другой колокольни:

 

Грехов не перечислишь за присест…

 

Александру Пономареву удалось в своих произведениях не просто посмеяться над злободневными проблемами, но и где-то даже поглумиться над ними. Стиль его басен и стихов прост и понятен современному читателю. Для лучшего восприятия автор использует сленговые словечки и выражения, которые в ходу у молодежи. При этом ему удается избегать откровенной пошлости там, где без нее, казалось бы, не обойтись.

 

Например, в басне «Козы за обедом» присутствует тонкий намек на отношения двух самок с одним самцом. Об этом хоть и упомянуто в грубовато-изящной манере, но внимание аудитории все равно приковано к мыслям коз друг о друге и о том, чья трава в кормушке вкуснее.

 

Каждая басня из книги «Герой дня» – это отдельная история, жизненная ситуация со своими персонажами. Их прототипы – все мы. Кто-то узнает себя или своих знакомых в бесполезном булыжнике из басни «Камень», а кому-то не чуждо стадное чувство, как в басне «Очередь» или стихотворении «Лисья оптимизация». А еще мы хихикаем над мужиком из «Дня кота», потому что прекрасно его понимаем, ведь сами в такой же ситуации. Смеемся сами над собой, и это иногда полезно:

 

Я знаю таких, кто не двинет перстом,

Чтоб как-то полезным быть людям.

Но все ему скажут спасибо за то,

Что он хоть вредить им не будет.

 

Многим дамам наверняка хоть раз в жизни встречался кавалер, очень похожий на героя стихотворения «Жених». И та женщина ему не такая, и эта не сякая. Пока выбирал – состарился, и вставные челюсти подать некому. А некоторые мужчины, узнав в этом персонаже самих себя, возможно, призадумаются о причинах неудач в личной жизни. Главное – не переметнуться в другую крайность, став главным героем сказки «История любви». На извечную тему «Любовь или деньги» философствовать можно долго:

 

В стакан – вставную челюсть, в шкаф – парик,

И встал на цыпочки, чтоб выключить ночник.

 

Кстати, о сказках. В сборнике их несколько. Это известные сказки, переложенные Пономаревым на современный лад. В конце концов, события, происходившие (пусть и понарошку) давным-давно, актуальны и в наши дни. Автор откровенно стебется над продажным судьей и доходчиво проясняет значение словосочетания «русский авось» в сказке «Шемякин суд». В сказке «Про кота и лису» явно прослеживается ирония над любовными отношениями, построенными на взаимной корысти: коту негде жить, а лиса, владеющая жилплощадью, страстно хочет замуж.

 

Даже те, кто к поэзии равнодушен, но решит прочитать хоть одну басню из сборника «Герой дня», не смогут воспротивиться соблазну читать дальше: слишком уж знакомые  сюжеты. И преподнесены они легко, весело и остроумно. Многие стихотворения можно разобрать на цитаты. И это немало плюсов в карму автора, который осветил в юмористической манере различные жизненные ситуации, происходящие с нами каждый день. На что-то мы не обращаем внимание, но, читая произведения Александра Пономарева, вдруг вспоминаем, что нечто подобное происходило с нами или с нашими знакомыми:

 

Отбросив лесть, признать должны мы честно,

Принять и не таить на сердце злость:

Не мы так интересны всем, как место,

Которое занять нам удалось.

 

Не исключено, что кто-то побывал на месте персонажа из стихотворения «Герой дня». С одной стороны – жаль мужика, а с другой – видим равнодушие окружающих к человеку и желание за его счет набрать побольше «лайков» к выложенному в интернет видео. Это вам не социализм, когда «один за всех и все за одного». Теперь – каждый сам за себя. И весьма показательный случай прослеживается в стихотворении «Молодость и опыт». Жаль, что не все пенсионеры способны, подобно старому козлу, противостоять наглому молодому поколению, готовому практически на все ради собственной выгоды. Подсидеть, подставить, предать или продать – средства, оправдывающие цель, с точки зрения многих «молодых козлят»:

 

Мужик решился с жизнью счет свести,

Мат детский получив в ее эндшпиле,

В кармане пусто так, хоть обсвистись,

И, как назло, еще с работы сократили.

(…)

Отважно на перила встал бочком,

Не отложив на завтра исполненье,

Но к горлу подступил дрожащий ком

И жизнь вдруг пролетела за мгновенье.

(…)

Защелкали затвором папарацци,

Как грифы клювами у побежденных тел.

Мужик послушал разговоры – рассмеялся

И даже как-то умирать перехотел.

 

Той же позиции придерживаются производители рекламы. Желая сбагрить откровенное фуфло, они украшают его яркой, красивой оберткой. На нее и повелся старик из басни «Улов». Тут же на ум приходят фото- и видеоотчеты людей, заказавших на известном китайском сайте прелестную вещь, а получивших, в лучшем случае, жалкое ее подобие. Персонаж другой басни – «За фасадом» – сам пытался окружающим пустить пыль в глаза, и у него это получалось, хотя, по сути, он был «нищебродом». Весьма тонкое высмеивание людей, зависящих от чужого мнения и желающих казаться круче, чем есть на самом деле:

 

Немного прикопив на старость грошей,

Решил мужик избу поставить попригожей.

Хотя хватало лишь на скромное бунгало,

Но строить не пристало что попало.

 

Мужик на улице не шибко был в чести,

И, чтоб почтение соседей обрести,

Их удивить, пожалуй, как-то надо,  

Начав строительство с роскошного фасада.


Итог всему вышесказанному хочется подвести короткой фразой: «Рекомендуется к прочтению». Легкий слог, актуальные темы и много-много юмора – именно то, что позволит мозгу расслабиться, а настроению – подняться. Одни речевые обороты чего стоят! В этом плане Александра Пономарева можно сравнить с великолепным Леонидом Филатовым, с творчеством которого вы наверняка уже давно знакомы.

 

Отдельный респект автору этого сборника за неуемную фантазию (наверняка основанную на личном жизненном опыте), остроумие, умение довести произведение до логического финала, способность заставить читателя думать и в то же время отдыхать, пребывая в прекрасном расположении духа.

   

Дмитрий АРТИС