Фойе Большого зала Московской консерватории за несколько часов до концерта. Впереди разноголосица антракта и яркость вечерних люстр. Пока же в матовом свете дня рассматриваем фотовыставку «Альфред Шнитке и его современники», приуроченную к 80-летию со дня рождения мастера.
Удачный кадр! Шнитке торопится на концерт, где прозвучит его музыка. А вот он уже на сцене – смущённо улыбается публике и артистам. Рядом серия: композитор беседует с коллегами, исполнителями своих сочинений – Геннадием Рождественским, Натальей Гутман, Гидоном Кремером...
Двадцать пять снимков и три года (1987, 1989, 1992).
«Застенчивый, интеллигентный, ни на кого не похожий человек», – говорит о композиторе мой спутник – автор выставленных работ Эдуард Левин.
За полвека в профессии фотохудожник запечатлел немало выдающихся музыкантов. Начиналось так. В 1967 г. ему предложили сфотографировать С.Т. Рихтера. Эти работы открыли двадцатипятилетнюю фотолетопись выступлений великого пианиста на московских концертах, а позже – на «Декабрьских вечерах», где Эдуард Левин делает фотосерии с первого фестиваля (1981 г.)
Индивидуальность фотохудожника обнаруживает себя в стремлении уловить творческий облик музыканта и, одновременно, захватить экспрессию его игры. Все работы объединяет тема, подсказанная когда-то Рихтером, – «Музыка в портрете».
Портрет А.Г. Шнитке, где сошлись глубина, совестливость и мягкость, – камертон выставки.
«Я долго наблюдал за ним, – вспоминает Эдуард Александрович. – В одно мгновение он поднял голову, чуть обернулся… Всё! Так родился кадр. И, мне кажется, в этом портрете – весь он, классик ХХ века Альфред Шнитке».
Екатерина Шелухина