Отроки во вселенной классики:

версия нижегородских шестиклассников

Региональный этап Всероссийского чтецкого конкурса «Живая классика» завершён. В нём – напомню - участвовали только шестиклассники, читали только прозу, и только не входящую в обязательную школьную программу.

Я смотрела на «костюмированых» шестиклассников и не могла найти ответа на вопрос: «Зачем? - эти костюмы не по росту, великое множество пилоток и солдатских гимнастёрок, зачем на маленькой девочке – имитация головного убора замужней женщины, если она читает «огневушку-поскакушку»? Неужели не очевидно, что стоит убрать, снять мешающие им костюмы – и они зазвучат куда более свободно и естественно…

Может, в положении о конкурсе есть какие-то настоятельные рекомендации к этим нелепым инсценировкам? Посмотрела, - специально перечитала – нет! Нет там ничего подобного. Неужели любая сцена так неумолимо подталкивает – не детей, конечно, а учителей - к фальши и бутафории в самом плохом смысле, к грубой игре, имитации, а не к жизни в слове?

Послушайте! - слово и только слово может незримой силой воссоздать всё, что хочешь. На чтецком конкурсе, на смотре художественного чтения звучит, к счастью, – слово. Слово необходимо, и - достаточно. Живая словесность… и как здорово, когда просто звучат – совсем юными голосами – Лесков, Чехов, Толстой, Бунин, Достоевский. Достоевский особенно меня тронул – «У Христа на ёлке» в спокойном и глубоком исполнении Димы Нестерова из Гагинской средней школы.

Как, чем звучит душа двенадцатилетнего, уже не маленького, но ещё и не взрослого, человека? Важнее всего здесь сам выбор литературного произведения и его соответствие отроческим возможностям и желаниям. Важно глубокое понимание, чувствование – и оно проявляется в органичном поведении на сцене, в естественном, но лаконичном жесте, в дружелюбном взаимодействии со слушателями и самое главное - в интонировании, в богатстве интонаций.

-145.jpgВ Нижегородском крае свои традиции – у нас вместе с Маленьким принцем, Дениской Драгунского и Белым Бимом Чёрное Ухо устойчиво лидируют по частоте читательско-исполнительского выбора герои полюбившегося уже многим поколениям нижегородцев писателя Вадима Рыжакова - Санька, Гринька и Капка. И это неудивительно. Просто потому, что эти герои понятны и близки, живут они рядом, в русском деревенском отрочестве, - а в жизни деревенских подростков есть много вечного, непреходящего, доброго, классически живого. Это ожидаемо.

А что оказалось открытием, в той или иной степени неожиданным?

Живая Динка – из романа Осеевой – взрывная, распахнутая всему миру, упрямая, рискованная - абсолютно такая, как я всегда себе её представляла – любимая героиня моего детства – в исполнении Лизы Костровой из Воскресенского района.

Не так просто девочкам выбрать литературный материал, чтобы раскрыть в полноте свой характер, силу и глубину пробуждающегося женского голоса, - мне показались очень интересными и в точном выборе, и в ярком исполнении: Лада Трусова из Ардатовского района с «Подруженьками» Степана Писахова, Аня Кострова – «Огневушка-поскакушка» Бажова, Сурилова Патрина из Дивеевского района, прочитавшая рассказ С.Образцова «Леший».

1-.jpgЗапомнилось и особо порадовало прочтение Логиновой Машей из Семеновского района отрывка из повести «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Надо сказать, что ярчайшая по языку и драматургии трагикомическая книга Павла Санаева – это новая интереснейшая планета для юных чтецов, и замечательно, что нижегородский край уже открывает и осваивает новейшую русскую литературу.

Запомнился драматичный отрывок из Артема Весёлого – ещё раз подчеркну, - не инсценировкой и костюмом, а серьёзной смысловой планкой, драматургией текста и образа, – в исполнении Михаила Грунцова из Сеченовского района.

На редкость чисто и прозрачно - как интересна может быть простая история! - если её глубоко прочувствовать и рассказать от всего сердца, - выступил Женя Поняхин из 145-й Доскинской средней школы Автозаводского района. Он прочитал рассказ «Серая шкурка» Юрия Яковлева.

-164.jpgЗвучала проза Константина Паустовского, Федора Абрамова, Виктора Астафьева, Сергея Алексеева, Светланы Алексиевич и других писателей двадцатого века. Настойчиво возвращаются и устойчиво присутствуют «Дикая собака Динго», «Сын полка» и «Повесть о Зое и Шуре».

Среди зарубежных авторов традиционно лидировали Андерсен и Сент-Экзюпери, звучал Киплинг. Но мне хотелось бы сказать, ещё раз подсказать учителям, готовяшим детей к этому конкурсу, что в искусстве звучащего слова только глубина и мерцание смыслов родного языка позволяют раскрыть дар речи во всей полноте.

Итак, региональный тур и отбор завершен. Лучшие встретятся в Москве, в самом начале июня, на заключительном туре. Интересно, какая картина нарисуется словом – и – услышится - там?

Живи, классика! Возрождайся снова. Мы тебя слышим…

Марина Кулакова, Нижний Новгород