Эволюция альбомного жанра

«Альбомы нынче стали редки…» – этой поэтической строкой Максимилиана Волошина озаглавлена выставка Музея имени А.С. Пушкина, посвящённая эволюции альбомного жанра с конца XVIII до начала нынешнего столетия.

Представлено около 200 рукописных альбомов разных эпох и избранных страниц из собраний государственных музеев и частных коллекций. Основу экспозиции составляют экспонаты из собрания Государственного музея А.С. Пушкина – более 40 альбомов, принадлежавших знаменитым фамилиям, с рисунками и автографами известных художников, литераторов и исторических личностей, в том числе выдающихся художников пушкинской эпохи О. Кипренского и А. Брюллова. Альбомы и записные книжки из своих коллекций демонстрируют также Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Государственный литературный музей, Государственный музей В.В. Маяковского, арт-галерея «Ковчег» и др.

Одним из интереснейших экспонатов выставки является альбом семьи Бакуниных-Полторацких. Его первыми владельцами были Павел Петрович Бакунин – известный дипломат и его жена Екатерина Александровна, урождённая Саблукова. Текста в альбоме почти нет, но зато рисунки – в изобилии: виды городов, пейзажи, портреты, в том числе работы известных европейских художников, с которыми довелось общаться Бакуниным в 1790-х годах по дороге из России в Англию. Позже в этом же альбоме рисовала дочь Бакуниных Екатерина, в которую был влюблён лицеист Пушкин. Последней владелицей реликвии, оставившей там след, была её внучка Вера Кох.

Не менее интересен альбом, принадлежавший президенту Академии художеств, директору Императорской публичной библиотеки Алексею Оленину, в гостях у которого бывали Крылов, Грибоедов, Брюлловы, Глинка. На некоторых листах этого альбома наклеены уникальные автографы – например, Александра I и шефа жандармов графа Бенкендорфа. Самое ценное в альбоме, конечно, рисунки: и владельца, и гостей дома Олениных. В общей сложности 67 акварелей, пейзажей, аллегорических и жанровых сцен, портретов («Женщина в восточном костюме» князя Григория Гагарина, итальянские зарисовки Александра Брюллова и другие).

Альбомы невозможно отделить от уклада жизни дворянства и аристократии XIX века. Они не только рождены дворянской культурой, но, по сути, являются её зеркалом – бесценным источником информации о минувшей эпохе, об особенностях быта, о характере владельцев. С началом ХХ века новаторские открытия авангардных поэтов и художников привели к появлению совершенно новых форм искусства, что отразилось и в альбомах и записных книжках.