17 декабря 2014 Большой зал Московской консерватории
Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева даст концерт, посвященный празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Программу составили произведения Джоаккино Россини, Павла Юона и Михаила Плетнева. Концерт станет кульминацией и ярким завершением юбилейных торжеств, проходивших на протяжении всего года и включавших в себя разнообразные события в области культуры, искусства, науки, образования, медицины и экономики.
В 2014 году отмечается 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. В феврале 1814 года император Александр I отправил в Швейцарию официального представителя – Чрезвычайного Посланника и Полномочного министра Иоанна Каподистрию. Именно тогда и были официально установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Старт масштабным празднованиям, посвященным круглой дате, был дан зимой этого года в Сочи во время проведения XXII Зимних Олимпийских игр. В течение всего года юбилей отмечался разнообразными событиями в области музыки и танца, визуальных искусств, литературы, спорта, гастрономии, медицины, экономики и образования. Концерт Российского национального оркестра, который состоится в 17 декабря в Большом зале Московской консерватории, станет кульминацией и торжественным финалом празднований в честь 200-летия российско-швейцарской дипломатии.
В концерте примет участие интернациональный состав исполнителей, чье творчество так или иначе связано с культурами обеих стран. Выдающийся пианист и дирижер, основатель Российского национального оркестра Михаил Плетнев на протяжении многих лет выступал со швейцарскими коллективами, в 2008 - 2010 годах являлся главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera Italiana), вместе с которым провел большое количество выступлений как в самой Швейцарии, так и за ее пределами. Он также неоднократно участвовал в Международном музыкальном фестивале в Лугано, который с 2002 года проводится под патронажем знаменитой аргентинской пианистки Марты Аргерих.
В московском концерте слушатели также познакомятся с одним из лучших камерных коллективов Швейцарии – Швейцарским фортепианным трио (Swiss Piano Trio). Основанное в 1998 году, Трио является победителем Международного конкурса камерной музыки в Кальтаниссетте (Италия, 2003) и Международного конкурса имени Иоганнеса Брамса в Вене (2005). На сегодняшний день Трио имеет репутацию одного из самых востребованных ансамблей, чьи концерты проходят в лучших залах мира. Обширная дискография Трио включает записи сочинений Дворжака и Моцарта, фортепианных трио Чайковского, Мендельсона, Шумана, швейцарских композиторов Павла Юона, Франка Мартена, Даниэля Шнайдера и многих других.
Вечер откроется увертюрой к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». Посвященная легендарному народному герою Швейцарии – искусному лучнику и борцу за независимость Вильгельму Теллю – последняя опера Россини стала самым масштабным и значительным итогом его творчества. Увертюра к опере сегодня является популярнейшим произведением, звучащим в симфонических концертах по всему миру. Центральное сочинение программы может смело претендовать на статус филармонической редкости. В исполнении солистов Швейцарского фортепианного трио и Российского национального оркестра прозвучит Тройной концерт Павла Юона – русского и швейцарского композитора, чье творчество одинаково тесно связано с русской, немецкой и швейцарской музыкальными традициями. Брат художника Константина Юона, воспитанник Московской консерватории (класс композиции Аренского и Танеева), после Октябрьской революции 1917 года Юон эмигрировал в Швейцарию. Многие годы он являлся профессором Берлинской Высшей школы музыки, последние же годы жизни провел в Швейцарии. В наши дни в Цюрихе действует Международное общество Юона, занимающееся изучением и пропагандой его творчества. Тройной концерт – одно из самых известных произведений композитора, практически не звучащее в отечественных залах.
Завершат концерт произведения Михаила Плетнева, также не случайно вошедшие в программу вечера. Фантазия Helvetica для двух фортепиано и симфонического оркестра впервые была исполнена швейцарским Симфоническим оркестром Винтертура под управлением автора в декабре 2006 года. Два года спустя Helvetica прозвучала в Лугано на международном фестивале Марты Аргерих. Солирующие партии исполнили Марта Аргерих и Александр Могилевский, за пультом Оркестра итальянской Швейцарии стоял автор. В Москве это сочинение прозвучало лишь однажды – в апреле 2007 года в рамках концерта, посвященного 50-летию Михаила Плетнева. Финальной точкой праздничного вечера станут «Два марша на швейцарские темы» Михаила Плетнева, который в этот вечер предстанет перед публикой сразу в трех ипостасях – не только в качестве композитора, но и солиста, и дирижера.