Шедевры иконописного творчества – «Невьянское чудо» в Коломенском!

5 декабря открытие уникальной выставки церковной живописи Урала - Невьянского чуда.

Выставочный проект, собравший в одном месте экспонаты из трех музеев Уральского региона, рассказывает о феномене Невьянской иконы. Здесь можно увидеть подлинные шедевры этого иконописного творчества. Например, фрагмент иконостаса с изображением Михаила Архангела из моленной в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых, который был выполнен в начале XIX века в знаменитой мастерской Богатыревых. Почти все иконы, представленные на выставке, созданы в известных иконописных мастерских Урала, о чем свидетельствуют даты и автографы иконописцев, Это является одной из отличительных черт уральской иконы. Выделение этого направления иконописания и само понятие «Невьянская икона» начали формироваться относительно недавно, в конце XIX века. Однако особый характер церковной живописи Урала проявился значительно раньше.

Зарождение Невьянской школы иконописи относится к первой половине XVIII века и непосредственно связано с развитием горнозаводской промышленности на Урале и возникновением промышленного крепостничества.. Невьянский завод, которым владели одни из богатейших предпринимателей – Демидовы - одним из первых начал производить чугун в 1701 году. Среди рабочих завода были крестьяне из северных и центральных районов России, в том числе и беглые, среди которых преобладали старообрядцы. Невьянск в первой половине XVIII века стал уральским центром Поморского согласия беспоповцев-часовенников и был тесно связан с Выговской пустынью. Позднее сюда устремился поток старообрядцев из Нижегородской губернии, с берегов Керженца. Все это дало основание многим исследователям связать невьянскую икону со старообрядчеством. Действительно, старообрядчество и иконописание, связанное со старообрядческими центрами северной, западной и центральной России несомненно оказало на нее сильное влияние.

174_132.jpgКак жили старообрядцы, какими были особенности их быта, одежды? Выставка дает ответ и на эти вопросы. Здесь вы увидите бытовавшие в среде противников нововведений патриарха Никона костюмы – праздничные, свадебные, траурные, а также предметы быта и церковного обихода.

Окунуться в духовный мир раскольников помогут и представленные на выставке портреты уральских старообрядцев, и пейзажи кисти А.К.Денисова-Уральского - не только талантливого живописца, но и выдающегося ювелира и камнереза.

Музей-заповедник пригласил к участию в этом проекте четыре крупнейших музея Уральского региона: Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Невьянский государственный историко-архитектурный музей, Челябинский государственный музей изобразительных искусств. Помимо предметов из собраний этих музеев на выставке будут экспонироваться иконы из частной коллекции В.В. Маслакова.

Выставка будет работать в залах Сытного двора до 1 марта 2015 года.