«Старая Москва» в старой Елабуге

В феврале в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника состоялось торжественное открытие выставки «Старая Москва Евгения Куманькова» из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (г. Москва). Это уже третий совместный выставочный проект двух музеев.

Е.И. Куманьков – народный художник России, художник-постановщик киностудии «Мосфильм», главный художник Академического Малого театра. В числе фильмов и спектаклей, декорации к которым создавал Куманьков, – «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Царь Борис», «Горе от ума», «Русские люди», «Дети Ванюшина», «Господа Головлёвы». Для них характерен особый пиетет по отношению к наследию русской классики.

С Государственным музеем А.С. Пушкина художника связывали дружеские и профессиональные отношения: в музее не раз проходили выставки художника; в фондах хранятся 11 авторских иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и 125 живописных и графических работ, посвященных Москве.

Директор Государственного музея А.С. Пушкина, заслуженный работник культуры РФ Евгений Богатырев рассказал о личном знакомстве с Евгением Куманьковым, передавшим в дар музею серию своих картин с изображением послевоенной Москвы. «Это первый выезд выставки за пределы столицы, и ее путешествие по России начинается с Елабуги», – отметил Е.А. Богатырев. Ранее «московские» работы Евгения Ивановича экспонировались в музее И.С. Тургенева.

Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко поделилась своими впечатлениями о выставке и отметила, что она создает необычно теплую атмосферу: «Сегодня в старой Елабуге нам предоставлена уникальная возможность созерцать полотна, на которых изображена ушедшая в прошлое Москва».

Многие из собравшихся в этот день в Выставочном зале отмечали, что елабужанам повезло: если на картинах Куманькова, по его словам, изображена «Москва, которой не будет», то в Елабуге по сей день сохраняется дух купеческого города XIX века.

Всего на выставке представлены 55 работ, в каждой из которых прослеживается лиричность, глубокая одухотворенность и романтичность восприятия автором истории ставшего для него родным города. Это уникальная по своим художественным и историческим достоинствам живописная и графическая летопись Москвы как города и архитектурного памятника, над которой мастер работал в течение многих лет. Художник сумел создать глубоко личный образ столицы. Он сохранил на своих полотнах уходящие в небытие кварталы столицы, арбатские, остоженские, пречистенские, замоскворецкие переулки и дворы. Многие из дорогих художнику московских адресов связаны с именем Александра Пушкина и других знаменитых представителей великой русской культуры.

Евгения Ильина, пресс-секретарь Елабужского государственного музея-заповедника