На открытии выступали представители посольства Италии, института кинематографии «Чинечитта Луче», говорившие о пользе культурного обмена, и директор Итальянского института культуры в Москве Даниэла Рицци, которая порадовала хорошим русским и искренней заинтересованностью в необходимости взаимопроникновения культур, а также от «Искусство кино» Антон Долин, сообщивший, что копии считавшихся безвозвратно утерянными итальянских лент начала прошлого века недавно обнаружены в российском Госфильмофонде.
Для показа в Москве отобрано семь лучших итальянских документальных лент, уже прошедших сито международных фестивалей и многократно награждённых. Фильмом открытия стала лента Алессандро Росселлини «Семья Росселлини».
Удалось поговорить с автором фильма, внуком великого кинорежиссёра, создавшего первую ленту итальянского неореализма «Рим – открытый город» с тогда ещё довольно молодой, без трагических мешков под глазами Анной Маньяни в главной роли. Алессандро внешне не похож на своего величественного деда, к тому же он бывший наркоман, смогший преодолеть зависимость, а теперь помогает избавиться от неё другим. Фильм о семье – первый его опыт в кино.
Мать Алессандро, хорошенькую чернокожую танцовщицу, когда-то полюбил Энцо, старший сын великого режиссёра, но семья Росселлини, в которой он воспитывался, не приняла её. В этом отлично сделанном (особенно для дебютанта) ироничном, добром и мудром фильме она, уже очень больная, в доме для престарелых. Алессандро пытается излечить себя и всех в семье от заболевания, связанного с развитием человека под гнётом авторитета предка-гения, которое он назвал «росселлинит». Все потомки режиссёра с пелёнок слышали душераздирающий крик великой Маньяни из дедушкиного шедевра: «Франческо! Франческо!» У них были колоссальные амбиции, и почти ни у кого соразмерной судьбы не случилось. Из всех многочисленных родственников, к которым приезжает Алессандро в фильме, лишь у Изабеллы Росселлини творческая судьба – достойная памяти отца и матери (выдающейся актрисы Ингрид Бергман). И тем интереснее вместе с Алессандро всмотреться в неё и «неудачников» семейства Росселлини. В финале почти всех удалось собрать вместе, и стало понятно, что главное всё-таки не успех и слава, на пути к которым можно многое потерять, а доброта и милосердие. Отрадно, что у бывшего наркомана и неудачника Алессандро открылся перспективный дар режиссёра-документалиста.
Также удалось поговорить с темпераментной Селин Гейёр и её соавтором Оливье Болером, которые эмоционально представляли свой фильм «Италия. Пламя, пепел» о немом кино. У него было своё, в соответствии с итальянскими традициями несколько экзальтированное, «оперное» лицо. Жаль, что создатели этого фильма не видели русских фильмов начала века, было бы интересно сравнение звёзд итальянского Великого немого с нашими Иваном Мозжухиным и Верой Холодной – этот пробел авторы фильма обещали восполнить. Как и Алессандро Росселлини, не видевший шедевра Юлия Райзмана «Машенька», а его киноведы считают предвестником неореализма. Он поклялся посмотреть «Машеньку».
Вот так и происходит взаимопроникновение культур.