До Пушкина поэтов в России практически никто никуда не ссылал. Ссылка уже известного в ту пору поэта в Михайловское – в далёкую деревню, в глушь, стала в то время новым событием общественной жизни.
8 июля 1824 года стало известно о высочайшем повелении «находящегося в ведомстве государственной коллегии иностранных дел коллежского секретаря Пушкина уволить от службы». 11 июля последовало новое, дополнительное решение – не только уволить, но и отправить «за дурное поведение» на жительство в Псковскую губернию под надзор местного начальства. В логике власти это было удаление не за творчество, но за «дурное поведение».
Казалось бы, друзья должны сочувствовать и метать громы и молнии против царя, душителя свободы. Изгнанник мечтает о побеге за границу, он ждёт поддержêè и возможной помощи друзей. Но ничего подобного не происходит.
Н.М. Карамзин – П.А. Вяземскому: «Поэту Пушкину велено жить в деревне отца его – (Михайловское принадлежало матери поэта. – И.Б.), разумеется, до времени его исцеления от горячки бреда. Он не сдержал слова, им мне данного в тот час, когда мысль о крепости ужасала его воображение: не переставал врать словесно и на
бумаге, не мог ужиться даже с графом Воронцовым, который совсем не деспот!» (17 августа 1824).
Из хора таких же голосов выбивается возглас П.А. Вяземского в письме А.И. Тургеневу 13 августа 1824: «…Кто творец этого бесчеловечного убийства? Или не убийство заточить пылкого кипучего юношу в деревне русской? … Да постигают ли те, кто вовлекли власть в эту меру, что есть ссылка на Руси? Должно быть богатырём духовным, чтобы устоять против этой пытки. Страшусь за Пушкина».
В советские годы методичка предписывала экскурсоводам именно этим письмом начинать экскурсию по дому поэта в Михайловском. Но его адресат – близкий ко двору А.И. Тургенев, директор Департамента духовных дел, знающий Пушкина с детства. И Вяземский мог надеяться на заступничество Тургенева. Именно он когда-то посоветовал родителям поэта отдать сына учиться в Лицей. Но главное – вся русская читающая публика увлечена личностью и творчеством английского поэта лорда Байрона. Как вспоминал сам Вяземский, стало модным даже хромать, подражая хромому от рождения Байрону. Перед нами прежде всего указание на байронический, литературный образ изгнанника, где возвышенный романтический герой противопоставляется не понимающей его толпе. Изгнанник, заключённый изначально, – страдалец, взывающий к милосердию.
Царь только ждал повода,чтобы примерно наказать автора оды "Вольность" и стихотворения "Деревня",за призывы к народу "Восстаньте падшие рабы!",за влияние на организацию декабристов и тесную с ними дружбу., за его страстное "Тираны мира,трепещите!" и т.д.Воронцов - полуподлец - полуневежда, наконец такой повод царю предоставил.У Пушкина,конечно,было много друзей,например,семья Раевских,тот же генерал Ермолов и многие другие.Но врагов было ещё больше.О них упомянул Лермонтов после убийста Пушкина на дуэли.Поганые гомики из загнивающей Европы уже тогда вредили,как могли России,в тесном единстве с клеветниками России.Карамзин оказался не на высоте.Гнилая интеллигенция - это и о нём.
из Тамбова с любовью.
В четверг 6 июня как всегда зашла в киоск «Тамбовпечать» за свежей прессой. Это единственное известное мне место в городе Тамбове, где можно купить «Литературную газету». Не увидев газеты на стеллаже, спрашиваю: приходила ли «Литературка»? Продавец мне отвечает: «мы её больше возить не будем»… Дохлые креветки и незрелый авокадо привозят из заморских стран, а «Литературную газету», выходящую в столице моей Родины – городе-герое Москве, я купить не могу. Подписка и интернет-версия для многих ваших читателей – дорогое удовольствие. Вот так своеобразно отметили Пушкинский день – газету, которую основал Александр Сергеевич в Тамбов больше не возят.
…от имени Ваших бывших читателей - тамбовчан.
Не потому что не берут, а потому что культуры должно быть как можно меньше,
такова политика власти нашей-несменяемой.
Город где я часто бываю: Тюмень. "Литературку" Вы вней вряд ли найдёте, точно знаю одно место! Это киоск в накопителе аэропорта в Рощино, в котором я ни разу не видел продавщицы, но можно попросить продавщицу мороженного и она может сходить и продать Вам любимую газету. А вот в городе Новый-Уренгой Литературную Газету вообще незавозят! Наверно холодно слишком потому Спид-инфо на каждом шагу. Наверное, Наверное везде так? Малые городки севера просто "тонут" и откровенно деградируют в культурном плане, там "план" совсем иного характера завозят.
Может, это связано с тем, что Василий Иванович сам испытал на себе, что такое ссылка, правда, уже в 50-летнем возрасте. И труд поначалу был далеко не творческий, а на лесоповале, тяжёлый. Молодой же Поэт был сослан «в Михайловское – в далёкую деревню, в глушь», по словам Н.М.Карамзина, «разумеется, до времени его исцеления от горячки бреда». Но никакого тяжёлого физического труда, только отстранение от службы и политической жизни страны, отдаление от родных и друзей. И всё же: «Не убийство заточить пылкого кипучего юношу в деревне русской?» (П.Вяземский – А.Тургеневу). Нет, не убийство, а спасение: «…теперешняя ссылка твоя лучше всякого места» (П.Вяземский – А.Пушкину).
А может, шухаевская работа перекликается со статьёй И.Панина «А был ли Пушкин негром?». Вон как белые одежды подчёркивают смуглость кожи нашего «Солнца русской поэзии»! Но это Солнце светит, и в его лучах сильнейшего позитива будет всегда сгорать подобный бред, исторгаемый теми, кто занимается бесполезной, а порой вредной болтовнёй о цвете кожи, о национальности, о процентном соотношении крови, которая течёт в жилах той или иной творческой личности. Всё дело в Духе и только в нём! Я не могу даже представить, чтобы у Пушкина появился главный герой, который бы сидел на обочине дороги нашей русской истории и наблюдал, что происходит в стране. Нет, такая наблюдательская позиция несвойственна русскому человеку! Он обязательно будет в гуще событий, он открыт в любви и в ненависти, в правде и во лжи, ему чужды интриги и заспинные сплетни. Таким был Александр Сергеевич, такими были его любимые герои! Говоря о его творчестве, можно сказать его же словами: «там русский дух… там Русью пахнет!» Пушкин и Россия неотделимы!
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться