В Сети появился эмоциональный, хлёсткий текст известного сценариста, актёра и общественного деятеля Ивана Охлобыстина под названием «Боевой ценз». Приводим его полностью.
«Насмешила новость, что съёмки многих кинофильмов, запущенных в производство, резко меняют графики по причине бегства части артистов, причём мужской, за границу. Мобилизации боятся.
А как же они прелестно выглядели, символизируя и олицетворяя на экране героев прошлых войн, заступников сирых и убогих, расследователей глубин человеческих душ.
Хрустели мышцами, поражали приёмами рукопашного боя, сияли брутальными профилями в зареве батальных сцен, беспощадно пучили глаза, изображая последнее мгновение перед героической гибелью!
А слова какие говорили! Какие большие, правильные слова!
Девчата в кинотеатрах, глядя на них, губы до крови кусали, локтем в бок толкали своих неказистых парней, мол, почему ты у меня не такой?! Тебе бы только пиво пить и под своей колымагой с разводным ключом в мазуте валяться.
И вот. Пришло, настало, понадобилось.
Неказистые парни отложили в сторону бутылки с пивом, разводные ключи, буркнули что-то совсем не хайповое типа надо так надо, Родина всё-таки!
И пошли на фронт.
А экранные герои набили кремом для загара рюкзачки и на самокатиках, с испуганными лицами, свалили на курорты, запивать пережитый стресс безалкогольным смузи, чтобы не навредить здоровью.
Такой вот культурный срам.
Стоит, наверное, ввести в киноискусстве этакий нравственный ценз – изображать героев должны герои, а не всякая куртуазная слизь. Иначе зритель не поймёт».
Соглашаясь с пафосом Ивана Охлобыстина в отношении тех, кто покинул Родину после 24 февраля или бежал недавно, испугавшись частичной мобилизации, отметим, что, может быть, и слава богу, что нас оставили деятели, сочувствующие Бандере и Зеленскому? Информационный воздух в стране стал чище. Хотя жаль, что актёры, профессионально неразрывно связанные с Россией, с её языковой средой, публикой, совершили такой профессионально самоубийственный шаг. О том, какую ошибку совершили, они поймут со временем. Но в отношении оставшихся всё же хочется не эмоций, а разъяснений от ответственных лиц, занимающихся нашим кинематографом, который большей частью финансируется государством, и от военных комиссариатов.
Во-первых, актёры – такие же граждане России, с такими же правами и обязанностями, как люди всех других профессий. И могут быть призваны в армию. Но никого из актёров, занятых в значимых проектах (сьёмках сериалов или кинофильмов), в армию не призывали. Мне известен только один случай. Но имеющий востребованную военно-учётную специальность актёр «Современника» Евгений Павлов (в сериале «Таинственная страсть» он сыграл Андрея Вознесенского) от призыва не уклонялся и сейчас проходит «боевое слаживание». Честь ему и хвала!
Однако как всё же быть с кинопроизводством, если актёр, играющий в фильме или сериале важную роль, пошёл служить? В репетируемом спектакле можно заменить исполнителя, а в кино придётся переснимать весь фильм. А если лента патриотическая и задействована в важной пропагандистской кампании? Вспомним, что во время Великой Отечественной войны снималось много фильмов («Два бойца», «В шесть часов вечера после войны», «Секретарь райкома» и другие), в них участвовали получившие бронь замечательные, известные тогда всем актёры Борис Андреев, Марк Бернес, Иван Любезнов, Василий Ванин, Михаил Жаров и многие другие. Более того, в 1943 году, в разгар войны, была основана Школа-студия (вуз) при МХАТе и абитуриентов снимали с фронтов, чтобы они «учились на артистов», – на первый курс поступили фронтовики: выдающийся киноактёр Михаил Пуговкин, известный театральный деятель Виктор Монюков и другие.
Действительно, странно, если популярный актёр в зону боевых действий приехал не с фильмами и концертами, а в качестве миномётчика или разведчика, – всё же Михаил Пореченков, например, или тот же Иван Охлобыстин будут полезнее, если сделают что-то для армии в сфере своего призвания. В кино или театре.
Кстати, почему о событиях на Донбассе у нас снято так мало художественных фильмов, а о «революции гiдности и майдане незалежности» практически ничего? Надеялись, что всё как-то само собой рассосётся? Не рассосалось. Снимали в основном что-то абсолютно ненужное и даже вредное.
Пользуясь случаем, сейчас надо произвести ревизию уже снятого, а также планируемого, причём критерий должен быть один: работает ли фильм на победу России в противостоянии с её врагами или нет. Может быть, важнее не актёров призывать в связи с частичной мобилизацией, а провести полную мобилизацию кинематографических сил. Чтобы наконец кино начали делать для нашего народа, а не для того, чтобы понравиться нашим врагам на зарубежных кинофестивалях.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться