Недавно большой переполох устроила Польша, официально выдвинув к Германии требования о выплате 1,3 трлн евро репараций за Вторую мировую войну. За резолюцию польские парламентарии проголосовали почти единогласно – всего четверо были против.
Полякам будто невдомёк, что с моральной точки зрения всё очень неоднозначно. Выплаты требовались для восстановления разрушенного хозяйства после войны, но теперь в претензиях трудно не увидеть желания нажиться на горе предков. Или даже на самих убитых, ведь большую часть суммы (почти триллион) составляет компенсация за гибель 5,22 млн польских граждан. На основе «чисто экономической оценки человеческой жизни через призму убытков для ВВП» был выставлен счёт в размере около 180 тыс. евро за каждого.
Если смотреть строго, большинство погибших – не поляки по национальности. Почти 3 млн – евреи, жертвы холокоста, и по ним ФРГ давно расплачивается, но, что объяснимо, не с Польшей. А ещё значительная часть убитых – восточные славяне с тех территорий, которые осенью 1939-го занял СССР.
Германия ответила полякам отказом, а её канцлер сделал недвусмысленный намёк на перспективу пересмотра статуса территорий, перешедших после войны к Польше (около трети её площади). Поднятие этой темы – бомба под все послевоенные границы. Впрочем, Берлин может просто затребовать материальную компенсацию за эти земли плюс реституцию прав собственности изгнанных с них немцев. А это будут деньги больше тех, что запросила Варшава.
Но ничто её не останавливает. Созданный в прошлом году Институт военных потерь теперь займётся новыми подсчётами – уже для требований по репарациям от России.
Польша много лет билась, чтобы Европа признала СССР ответственным за развязывание войны наравне с Германией, и в 2019-м ей что-то удалось – Европарламент принял специальную резолюцию. Теперь в планах устроить «Нюрнберг-2» – международный суд над СССР и коммунизмом. Ну и денег потребовать, конечно, – за материальные убытки и «катынский геноцид».
Только Варшаве и этого мало. Там заявляют, что должен быть подсчитан ущерб от присоединения к СССР её «восточных кресов», то есть захваченных ею в 1920-м западных областей Украины и Белоруссии. Поднимается и вопрос о возмещении за «грабёж возвращённых земель». Имеются в виду репарации, полученные Москвой после войны с тех немецких территорий, которые потом она сама же подарила Польше. Да, наглость – второе счастье.
Более того, Москва должна будет рассчитаться и за убытки от «послевоенной оккупации» (до 1989 г.). А ещё в Польше вспомнили про так и не полученные 30 млн рублей золотом, которые Советская Россия обязалась заплатить ей по Рижскому договору 1921 года как компенсацию за имперскую «оккупацию» с XVIII века.
Глава правящей партии Ярослав Качиньский заявил, что от современной России вряд ли удастся получить все эти деньги, но вот от будущей демократической – наверняка. Идея «демократизировать Россию» становится в Польше очень привлекательным бизнес-проектом. Ожидать в будущем нормализации отношений на таком фоне не приходится.
Впрочем, все эти требования для того и нужны, чтобы множить распри между народами. Варшава видит себя главным союзником США в ЕС и берётся играть роль идеального провокатора – на пользу американским интересам. О том, куда это может завести Европу, там не думают. Это уже ответственность не их уровня.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться