Бонни Гармус. Уроки химии: роман / пер. с англ. Е. Петровой.
– СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2022. – 512 с. – (Азбука-бестселлер)
Сначала несколько слов для литераторов. Если вы не из тех, кто готов писать в стол ради сохранения, так сказать, смыслообразующего символизма своей жизни, а жаждете литературной известности здесь и сейчас, рецепт создания романа «Уроки химии» – для вас. В книге есть всё для попадания на верхние ступеньки рейтингов продаж массовой литературы. Бонни Гармус (это первый опубликованный её роман) мгновенно стала знаменитой.
Итак, роман должен быть натянут, как полотно, на острия актуальных проблем общества (в случае с «Уроками химии», разумеется, западного). Несмотря на то что действие перенесено в середину ХХ века, основные социальные сигналы – сегодняшние. Во-первых и в-главных, это феминизм – протест против «дискриминации по признаку пола», против того, что «женщина – существо со знаком минус», а «искусственные культурные и религиозные догмы ставят мужчин в совершенно незаслуженную однополую позицию лидерства». Отчётлива и тема толерантности, штрихами подчёркнуты антирасизм, антикатолицизм, несправедливость судов, а также всё остальное, чем дышит западное общество: от недовольства современной школой до увлечения кулинарией. Мировоззренческий фон – доминирующий материализм. По наивной мысли главной героини Элизабет Зотт, всё в мире – химия, больше ничего нет. Может быть, только в настоящей любви есть нечто ещё необъяснимое, правда, необъяснимое с точки зрения той же химии.
Во-вторых, роман способен вызвать симпатию читательниц благодаря возможности проецировать образ Элизабет Зотт на себя: трудное детство, конфликт с родителями, для которых «святая святых» только бизнес, комплекс неполноценности, гендерное унижение – необходимость делать карьеру «через постель», психическая травма (героиня в пору студенчества изнасилована шефом), бунт против «вторичной роли», мечта о «гениальном ребёнке» (пятилетняя индиго-дочь главной героини читает Набокова и Фолкнера) и так далее. И, конечно, вечная тоска о великой любви. И тайная вера в то, что ей «на роду написано выделиться из общего ряда»... В общем, здесь попадание в десятку.
И не важно, что сама Элизабет Зотт хотя и ведёт кулинарную программу «Ужин в шесть», всегда мечтала не о телевизионной славе, а о самореализации в науке. Именно потому она отказала любимому мужчине – молодому гению-химику Кальвину Эвансу, не желая становиться его женой из опасения «повторять судьбу Милевы Эйнштейн или Эстер Ледерберг». Этот мотив для интеллектуалок.
И, в-третьих, есть точные «зацепки» для читателей-мужчин: Элизабет Зотт – красива, верна единственной любви и памяти о погибшем Кальвине Эвансе, к тому же прекрасно готовит. И многие читатели, несомненно, одобрят рассуждения главной героини о «фаворитизме, неравенстве и всеобщей несправедливости» в современном обществе, о том, что из-за нелепых предрассудков «путь в науку закрыт для множества блестящих умов», о постоянной, обязательной «грязишке» в СМИ и т.д.
Кредо автора высказывает в романе преподобный Уэйклит: «Человек вправе исповедовать любые убеждения, если только его убеждения не причиняют вреда окружающим. Более того, я считаю, что наука представляет собой разновидность религии». Так и есть: химия в романе – религия фанатичной Элизабет Зотт. Она сурово учит телезрителей «рациональному питанию» с учётом химического состава продуктов. На телевидение Зотт, не устающая повторять, что она учёный, а не лицедейка, попала случайно, вынужденно, но домохозяйки, очарованные кухонной химией, припадали к телеэкранам, и «по окончании кулинарной передачи Элизабет Зотт вся нация дружно садилась к столу»...
Что сказать потенциальным читателям? Книга читается легко. А некоторые несоответствия в тексте вряд ли будут бросаться в глаза. К примеру, писательница не раз подчёркивает своеобразный стиль Элизабет Зотт: на экране она фактически не улыбается, отказывается от сексуальных нарядов, режиссёр программы Уолтер Пайн сравнивает её с Жанной д’Арк. Почему же Зотт в журнале называют «Конфетка Лиззи»? Ну, допустим прозвище – рекламный трюк какого-то репортёра, однако есть и более отчётливые несуразицы. К примеру, в конце романа приоткрывается, что биологический отец Кальвина Эванса «был спортсменом. Гребцом», но через несколько страниц утверждается, что его отец «был музыкантом» или хотел им стать. Спонсорша Научно-исследовательского института Гастингса, «фея»-миллионерша, оказавшаяся родной матерью погибшего Кальвина, как выясняется, давно знала о романе Зотт с Кальвином, но, видимо, неспособная к логике, все годы считала, что занимается темой абиогенеза (главная научная тема Элизабет) некий Зотт-мужчина. Психологически недостоверно и то, что любившая Кальвина и потрясённая его гибелью героиня думала из-за бытовых трудностей избавиться от маленькой дочки, уже в младенчестве похожей на погибшего отца. Впрочем, на мелкие недочёты «Уроков химии» можно закрыть глаза, обратив внимание на перевешивающие достоинства.
Чётко обрисованы, чуть утрированно, образы Майерса, считавшегося выдающимся деятелем науки, хотя его научные труды создавали за него магистры, и научного карьериста Донатти, публикующего под своим именем статью Зотт. Психологически достоверен Боривиц, тихо присваивающий чужие научные идеи. Теплом веет от образа помощницы-подруги Гарриет: атеистка Элизабет Зотт «усматривала в Гарриет Слоун божественное начало. Гарриет напоминала ей истинного пастыря, которому не страшно открыться, поведать свои страхи, надежды, ошибки, чтобы взамен получить <...> урок житейской мудрости». Симпатичен Пайс, оставшийся, как ему казалось, «последним из племени Вежливых Людей, ныне вымершего, известного тактичным поведением и хорошими застольными манерами».
Интересно и то, что прячется за «сценой» текста: сходство характеров Зотт и её отца, их способность внушать и завладевать аудиторией; проступает и вина Элизабет в гибели Кальвина: отказавшись стать его женой, она психологически надломила его – такой надлом нередко приводит к трагедии...
Сюжет «закручен», продвигается, не буксуя, способен даже искушённого книгочея удивить поворотами и неожиданными развязками. И, конечно, читателю преподнесён «хеппи-энд». Книга учит идти к своей цели, не сгибаясь под ветром тяжёлых жизненных обстоятельств, и вопреки всем испытаниям, предназначенным героине, излучает оптимизм.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться