В последнее время спортивная журналистика из прессы во многом переместилась в интернет, в социальные сети, на телеэкран, в прямые эфиры… Конечно, эти формы СМИ мобильны, оперативны, популярны у молодёжи. Но там часто не поговоришь о чём-то более серьёзном, долгосрочном: времени не хватает. А между тем у нашей газетной журналистики богатые традиции. Например, написать на футбольную тему не считали для себя зазорным Юрий Трифонов, Игорь Фесуненко, Алексей Нилин.
Когда-то на весь Советский Союз (а это помнят только болельщики-долгожители) гремели такие имена, как Вадим Синявский, Николай Озеров, Ян Спарре, Котэ Махарадзе, Владимир Маслаченко, Нина Ерёмина, Сергей Кононыхин...
Уходящий в прошлое чемпионат мира по футболу также даёт немало пищи для размышлений. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на высокую степень объективности наших журналистов. Наверное, кому-то из зрителей не по душе нордическое спокойствие. Но мы всё-таки благодаря судьбе живём не в Бразилии. К тому же в такое взрывоопасное время, как сегодня, лучше не допускать накала страстей (вспомним погром автомобилей на Манежной площади во время ЧМ-2002). Эмоций и так хватает. Кстати, это прочувствовали также игроки и арбитры: матчи чемпионата проходили довольно корректно. А вот поведение болельщиков за пределами спортивных арен, к сожалению, иногда выходило за рамки дозволенного.
В любом случае комментарии и экспертные оценки журналистов можно смело занести в их актив. Как всегда, квалифицированными были выступления сотрудников канала «Матч-ТВ» Константина Генича, Георгия Черданцева, Романа Трушечкина, Михаила Моссаковского, Романа Нагучева, Дмитрия Занина, Тимура Журавеля и многих других знатоков спорта.
С Журавелем, правда, случилась небольшая накладка. В начале чемпионата нам все уши прожужжали о его намерении побывать на всех матчах турнира и таким образом попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Затея, честно говоря, довольно мелкая и суетная. В какой-то момент даже стало казаться, что в этом-то и состоит главная интрига мундиаля. Потом, правда, эта тема ушла, судя по слухам, представители Гиннесса отказались принять заявку, но не по спортивным, а по политическим соображениям: на войне как на войне.
Нужно сказать и о футбольных экспертах этого телевизионного фестиваля: действительно, веское слово, звучавшее из уст Евгения Ловчева, Рашида Рахимова, Игоря Корнеева, Александра Мостового, добавляло перца к и без того острому блюду. Эти комментарии были содержательными, профессиональными и опять-таки не содержали оттенка тенденциозности, хотя и носили глубоко личный характер. У каждого из нас свой взгляд на игру, на команду, на спортсменов, и переубедить кого-либо просто невозможно.
Отдельно хочется сказать об одной технической детали матчевых трансляций. Ещё лет тридцать тому назад, примерно во время чемпионата в Италии, у телевизионщиков появилась техническая возможность графически выносить на экран расстояние от мяча до ворот во время штрафных и дальних ударов. А после нанесения удара указывалась и скорость мяча.
Электроника и компьютерная графика за это время ушли далеко вперёд, но на картинке футбольных трансляций это никак не отразилось. На последнем турнире в Катаре телезрители практически были лишены этой полезной информации. Почему?
Очевидно, руководители эфиров (в данном случае канал «Матч-ТВ») посчитали, что такие математические выкладки отвлекают болельщика от собственно игры. Но так ли это? В среднем за девяносто минут встречи возникает два-три десятка моментов, при которых хотелось бы знать, какова дальность и сила удара: не такое уж количество, чтобы постоянно морочить нас подробной цифирью – в глазах не зарябит. Тем не менее мы были лишены такой возможности.
При этом комментаторы на своих мониторах видели эту информацию, о чём устно докладывали зрителям. Указывалось даже, какова была скорость вращения мяча. Всё это крайне интересно: давно известно, что спортивные состязания – это не в последнюю очередь статистика. Конечно, интереснее всего сама игра. Любопытны психологические моменты матча как на поле, так и на тренерской скамейке. Операторы зорко фиксировали поведение запасных игроков, выходы футболистов в раздевалку. А вот с цифровизацией получается такая досадная накладка.
Понятно, что это – мировая практика: на других турнирах происходит то же самое. Но тогда получается, что режиссёры и редакторы трансляций сливают ценную информацию комментаторам, а нас, болельщиков, держат за лохов. Обидно!
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться