Конкуренции у него фактически нет, разве что «Периферийные устройства» смогут побороться за это почётное звание или диснеевский «Андор» замахнётся, нещадно эксплуатируя ностальгию по «Звёздным войнам». Но на данный момент, в последние дни уходящего года, нельзя припомнить такое кино, чтобы, как «Разделение», обозначило интересную научно-фантастическую концепцию, сопряжённую с рядом философских, моральных и этических задач. Неразрешимых задач, заставляющих зрителя задуматься всерьёз.
«Разделение» – классическая «мягкая» научная фантастика, фокусирующаяся на различных социальных последствиях обозначенного в сюжете фантастического допущения. Некое достаточно близкое будущее (или альтернативная вселенная), где разработана технология разделения, когда в человека подселяется копия его личности, активизирующаяся в строго заданном участке пространства, например на определённом этаже здания. Таким образом, существуют основная личность и дополнительная, созданная, чтобы работать, – фактически контролируемое расщепление личности, психическое расстройство, но полностью управляемое. И от этой нехитрой идеи весьма умно и развивается целый комплекс критических рассуждений относительно современного мироустройства, в особенности касательно трудовых отношений и вообще роли труда в жизни человека.
Естественно, знатно оживились граждане левых убеждений, дабы возвестить о том, что «Разделение» критикует капитализм. Поскольку ничто так не оживляет левого, как вопрос труда, особенно если он поставлен резко, так сказать ребром. Однако уже во второй половине сериала становится совершенно очевидно, что «Разделение» – нечто большее, нежели социальный памфлет. Это качественное исследование природы человеческого сознания, восприятия человеком реальности, социальной архитектуры и многого другого, в чём левые, естественно, увидели лишь свою больную тему, дескать, злой мистер капиталист обирает их, бедняжек. Присваивает! А тут и вовсе похитил у пролетариев самое дорогое. Что именно?
И это, вероятно, самое интересное в фильме. Дело в том, что все его персонажи чего-то желают, но ни один из них не осознаёт, ни чего он хочет, ни зачем, ни почему. В этом моменте, в плане психологии, сериал выходит на совершенно иной уровень. Дубли сознания инстинктивно ищут свой неосознанный опыт, а оригиналы пытаются осмыслить своё существование с запертым внутри них новым человеком. Особенно сильная линия вышла у Хейли, нового сотрудника, чьё сознание разделяется в самом начале фильма. Бескомпромиссное желание дубля её сознания донести до основной личности своё недовольство не имеет границ, она даже готова рискнуть собственной жизнью, лишь бы добраться до своего ментального близнеца. Простая, казалось бы, идея, однако при грамотном и умелом разворачивании она превратилась в изящную критику практически всех концепций бытия и сознания. Cogito ergo sum? А вот и нет!
Отдельно хотелось бы отметить, что режиссировал большую часть эпизодов Бен Стиллер, ещё раз подтвердивший, что при желании он может показать себя превосходным режиссёром, что было видно ещё по «Кабельщику». Дан Эриксон – великолепный дебют в кино. Создатель сериала работал курьером и проект фильма привёз на питчинг между развозкой заказов. А четвёрка главных героев и вовсе гениальна: Адам Скотт, Зак Чери, Джон Туртурро и Бритт Лауэр превосходны, особенно Скотт хорош, которого я вообще считал актёром крайне посредственным и чьим потолком был второсортный ситком «Парки и зоны отдыха». И превосходная техническая работа кинематографистов, создававших сериал: постановка, монтаж, работа оператора, декораторов, звуковиков, вплоть до самых незначительных мелочей. Иногда хорошие научно-фантастические идеи напрочь убиваются посредственным исполнением, но случай с «Разделением» – замечательное исключение. А неожиданное завершение первого сезона заставляет с нетерпением ждать второй.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться