Мегаземлетрясение силой более 8 баллов с зоной поражения от Камчатки и Курильских островов до Филиппин и Индонезии предсказал на начало марта, основываясь на своих наблюдениях за планетарной геометрией, нидерландский исследователь Фрэнк Хугербитс. Официальная наука к сообщению сейсмолога-любителя отнеслась скептически. По мнению учёных, прямой связи между выравниванием небесных тел и сейсмической активностью нет. Успокоить землян частично удалось, но предсказание остаётся в топе новостей, уступая лишь событиям на Украине, тем более что нас действительно трясёт. Помимо Турции и Сирии толчки были зафиксированы в Индонезии, Новой Зеландии, США, Греции, Ираке, Египте, на Филиппинах, в Таджикистане, на границе Киргизии и Китая, в Японии и на юге России. 26 февраля произошло землетрясение магнитудой 6 баллов на Сахалине, 28 февраля с такой же силой на Камчатке и в Иркутской области, 3 марта поволноваться пришлось жителям Курильских островов.
Подземные «бури» случаются ежегодно. Только в Турции начиная с 2000 года произошло 19 землетрясений. Самое разрушительное в феврале нынешнего магнитудой в 7,7 и 7,6 балла унесло более 46 тысяч жизней в Турции и около 6 тысяч жизней в Сирии. В гуманитарной помощи, по данным ВОЗ, теперь нуждаются около 26 млн человек.
Сейсмическую грозу за три дня до толчков предсказал как раз Фрэнк Хугербитс. Правда, он не назвал точных сроков, но если бы и назвал, что можно было бы сделать? Только эвакуировать несколько миллионов человек, что вряд ли можно организовать за столь короткий срок. А если бы предсказание сбылось не через три дня, а через три месяца? Где бы находились миллионы эвакуированных?
Пока, увы, невозможно не только предотвратить землетрясение, но даже точно его предсказать. Единственное, что можно сделать, это уменьшить плотность населения в сейсмически опасных зонах и ужесточить нормы строительства здесь зданий. Территория Турции находится в крайне сейсмоопасной зоне, на стыке литосферных плит. Землетрясение, произошедшее 6 февраля 2023 года, стало настоящей катастрофой. Согласно последним данным итальянских сейсмологов, смещение плит относительно друг друга произошло не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Разрушены тысячи домов. Не выдержали колебаний не только старые, построенные без учёта сейсмоопасности, но и возведённые недавно.
С 1940 года в Турции стали разрабатываться строительные нормы и правила для сейсмоопасных зон. С тех пор было более десяти редакций кодекса. Существенное обновление строительных норм произошло в 2000 году после землетрясения в Измире, в результате которого погибло 17 тысяч человек. Сделано районирование в зависимости от сейсмоактивности и состояния грунтов, нулевой цикл выделен в отдельный этап строительства. Согласно обновлённым правилам, строители в сейсмоопасных регионах должны использовать высококачественный армированный бетон, а колонны и балки распределять так, чтобы эффективно поглощать деформации от подземных толчков. Кроме того, в кодекс включили требование о более глубоком заложении фундаментов и о проведении геологических изысканий с целью определения состава грунтов в сейсмоопасных районах.
«Максимальная сила толчков во время этого землетрясения оказалась разрушительной, однако нельзя однозначно сказать, что она была достаточной для разрушения правильно построенных зданий, – считает профессор аварийного планирования и управления Университетского колледжа Лондона Дэвид Александер. – В большинстве мест уровень толчков был меньше максимального, поэтому мы можем сделать вывод, что очень многие из тысяч обрушившихся зданий не выдерживают никаких строительных норм и правил на случай землетрясений».
То есть, несмотря на мощность прошедшего землетрясения, здания, построенные по нормам, должны были устоять. Почему же не устояли? По мнению многих экспертов, причина в строительных амнистиях, ставших привычными с 1960-х годов. По существу это легальное освобождение от наказания за строительство зданий без сертификатов норм безопасности. В зонах, пострадавших от землетрясения на юге Турции, такие амнистии, по утверждению главы стамбульского отделения турецкого Союза палат инженеров и Палаты архитекторов-градостроителей Пелин Пынар Гиритлиоглу, получили строители 75 тысяч зданий. А по данным журналистов турецкой службы Би-би-си, половина зданий в Турции, почти тринадцать миллионов, построены с нарушением правил.
Не землетрясения убивают людей, а здания. Эту аксиому очень хорошо знают в Японии, расположенной в одном из самых сейсмоопасных районов планеты. Ежегодно здесь происходит больше тысячи землетрясений. В прошлом году, например, было около двух тысяч подземных толчков, в том числе шесть магнитудой 6+ и одно магнитудой 7,3 балла. В 2011 году произошло Великое восточно-японское землетрясение магнитудой 9,0 балла. Но высотные здания устояли. В интернете есть видео, где токийские небоскрёбы заметно раскачиваются, но не разрушаются.
Устойчивость достигается благодаря стальной раме, которая располагается снаружи или внутри здания и может колебаться и вибрировать. Кроме того, рама поддерживается дополнительными тросами, помогающими конструкции возвращаться в первоначальное положение. Ещё один способ снижения нагрузки на конструкцию во время землетрясения – применение «прослойки» между зданием и грунтом. Фундамент поднимают над поверхностью, тем самым уменьшая передачу энергии в основную часть дома. Конструкция, похожая на автомобильную подвеску, как бы гасит неровности дорожного покрытия. В её основании лежит тяжёлая свинцовая пластина, покрытая чередующимися слоями резины и стали. Пластины крепятся к фундаменту, на котором возводится здание. Такая система позволяет снизить сейсмическую нагрузку на 80%.
Ещё одна современная технология – «парящие» здания. Конструкция состоит из сенсоров и компрессоров. При фиксации датчиками подземных толчков компрессоры мгновенно нагнетают воздух между фундаментом и зданием. Создаётся воздушная прослойка толщиной в три сантиметра, которая гасит вибрацию. Сегодня такая система уже является одним из стандартов строительства зданий в Японии.
Самый высокий статус стране даёт безопасность её граждан. И трагический опыт Турции необходимо знать всем. На огромной российской территории тоже немало сейсмоопасных районов. Например, в зонах сквозных разломов, таких как Европейско-Африканский, который проходит через Кавказ, Поволжье, Алтай, Западную и Восточную Сибирь, Камчатку. Масштабы разлома соответствуют масштабам страны. Землетрясения происходят как в горной, так и в равнинной местности. Вот хроника последних лет: 1995 год – Сахалин, 2003-й – Алтайский край, 2006-й – Курильские острова и Камчатка, 2008-й – Чечня и Байкал, 2011-й – Бурятия и Тува, 2013-й – Кемеровская область, 2020-й – Иркутская область и Бурятия, 2022-й – Дагестан.
Мы также помним трагические события в Крыму в 1927 году, на Камчатке в 1952-м, в Дагестане 1970-м и в Армении в 1988 году, унёсшее жизни 25 тысяч человек.
В 2018 году в России был принят новый свод правил «Строительство в сейсмических районах», в котором, в частности, определяются расчётные сейсмические нагрузки (силовые или моментные), установлены требования к высоте зданий, к фундаментам, стенам, перекрытиям, к устройству антисейсмических швов. Например, фундаменты высоких зданий на нескальных грунтах следует выполнять свайными, свайно-плитными или в виде сплошной фундаментной плиты. В каркасных зданиях для восприятия горизонтальной сейсмической нагрузки предусмотрен каркас с заполнением, каркас с вертикальными связями, диафрагмами или ядрами жёсткости. Также представлены требования для панельных, монолитных, блочных и других зданий.
Сейсмический мониторинг осуществляет Геофизическая служба Российской академии наук (ГС РАН), объединяющая свыше 300 сейсмических станций. Кроме обычных станций имеются инженерно-сейсмометрические, предназначенные для многоточечного мониторинга интенсивности колебаний строительных объектов, строительных конструкций объекта и прилегающих к нему грунтов основания. Кроме того, станция должна в автоматическом режиме информировать органы власти о сейсмическом событии и о техническом состоянии здания.
На первый взгляд, и с наукой, и со строительными нормами у нас всё достаточно хорошо. Но не стоит расслабляться и ждать проверки стихией. Экзамен может оказаться очень жёстким. В 1995 году во время землетрясения на Сахалине был практически полностью разрушен посёлок Нефтегорск. Дома были рассчитаны на 6-балльную нагрузку, а тряхнуло, по разным подсчётам, с силой в 8–10 баллов…
Сергей Соловьёв,
инженер-строитель
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться