Бедная литература в школе! В последнее время её – усилиями составителей новой школьной программы – бросает из крайности в крайность, как подростка в остром пубертатном периоде. После скандала со «списком Ланина» за новую концепцию курса литературы взялась Общественная палата. Будущий вариант программы очередные разработчики объясняют так: «Она будет ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи». Поэтому персонажей русской литературы, которые могут восприниматься неоднозначно, учителя должны подавать таким образом, чтобы им, не дай бог, не возникло желание подражать: прыгать с обрыва, как Катерина, или бросаться под поезд, как Анна Каренина. Правда, Анна Аркадьевна почему-то избежала попадания под подозрение. Зато в списке произведений, «опасных» для неокрепших умов, оказались «Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, сказки Салтыкова-Щедрина и… критические работы Белинского.
Некоторые произведения – например, «Мастера и Маргариту» Булгакова – комиссия Общественной палаты предлагает вообще исключить из школьной программы. Но дело в том,
что исключать из программы классику, которую изучают уже более 100 лет, – не выход из положения. И в советские, и в царские времена в школах и вузах всегда преподавалась либеральная ветвь литературы. А консервативная, например, такие авторы, как Леонтьев, Лесков, не изучались. Исключать ничего не надо, надо просто включить в список другие книги, которые уравновесят либеральные темы. И надо сделать упор на тех писателей, которые до конца жили в России. А в нынешнем списке представлены в основном писатели-эмигранты».
Действительно! В такой литературоцентричной стране, как Россия, слово может иметь самые реальные последствия. И, возможно, катаклизмы 17-го или 91-го годов так или иначе связаны с присутствием в курсе литературы исключительно «революционеров-демократов» и либералов-западников и полным отсутствием писателей консервативного – и тем более славянофильского – направления. Ведь даже «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского в школьной программе не упоминался.
А что происходит сегодня? На что может навести школьника тот же «список Ланина»? На мысль, что стать успешным, в том числе и литератором, можно, либо «свалив» из страны, либо занимая активную антигосударственническую позицию, как Л. Улицкая. Вопрос в том, что это – обычная чиновничья близорукость или целенаправленная деятельность Минобрнауки?
И надо ли школьников «уберегать» от великого разнообразия отечественной литературы или, напротив, показать им эту «цветущую сложность» во всём многообразии и доступно объяснить разницу концепций, направлений и литературных школ?
Может, оставим в покое бедного Виссариона?
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться