ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Поздравим бойцов с 23 февраля!

06.02.2023
Поздравим бойцов с 23 февраля! Писательский проект «Буханка» для Донбасса» отправляет очередной микроавтобус на фронт.

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Восьмой «Русский Гофман»

06.02.2023
Восьмой «Русский Гофман» Открыт прием работ на VIII Международный литературный фестиваль-конкурс, посвященный творческому наследию Э.Т.А. Гофмана.

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • № 17-18 (6118) (25-04-2007)
  • Откуда взять учёности плоды?

Откуда взять учёности плоды?

Откуда взять учёности плоды?

Искусство
Павлова Ирина

КРИК ДУШИ


Искусствоведение пора спасать 

Порой можно услышать мнение, что в нашей стране сегодня отсутствует настоящее искусствоведение. Особенно в этом смысле достаётся молодёжи, решившей посвятить себя данной отрасли знания: её обвиняют в неспособности, более того, в нежелании проникнуть в суть вещей. 

Но проблема, как мне кажется, лежит гораздо глубже. Можно тысячу раз говорить, что молодёжь наша ничем не интересуется, что её главный интерес кроется в как можно более быстром получении дипломов, но без учёта специфики нашего обучения картина будет очень сильно искажена. 

Создаётся ощущение, что государство как будто совсем не заинтересовано в высоком уровне образования, в том, чтобы студенты получали реальные знания. Нередко можно слышать от студентов, по-настоящему любящих и увлечённых своей будущей профессией, что полученные в стенах вузов знания не способны хоть как-то помочь на выбранном ими пути. Вроде бы пять лет учатся, упорно занимаются, а результата как такового нет. И дело не в том, что молодёжь глупая и неспособная, как раз наоборот, а в том, что ей дают такой минимум – если он вообще присутствует, – который ставит перед фактом: либо самообразование (но молодёжь она и есть молодёжь: её надо учить, надо воспитывать), либо дополнительное побочное образование (которое очень дорого, да и не всегда эффективно). 

Сама я прекрасно помню, как мы, студенты, ходили к декану нашего факультета и просили, чуть ли не умоляли поставить нам те предметы, которые нам действительно нужны. Но часто мы получали в ответ: «У факультета денег на такого преподавателя нет» (а надо сказать, что я оканчивала платное отделение). Попытки же добиться хоть чего-то от тех, на кого деньги есть, приводят иной раз к анекдотическим ситуациям. Когда, например, мы задавали вопрос одному из преподавателей о сущности современного искусства, то в ответ слышали: «Ну, вы же искусствоведы, вот и разберитесь в этом». 

Конечно, наверное, нужно благодарить государство за то, что у студентов единые карточки, бесплатный пропуск в музеи (хотя выставки в некоторых музеях платные, без льгот), но, с другой стороны, есть жизнь после вуза. Блага аспирантуры отнюдь не столь велики: в музеях постоянно слышишь, что ты уже не студент, значит, надо платить полную стоимость, а стипендия аспиранта при этом составляет 1000–1500 рублей (хотя у нас в институте давно на доске объявлений статья, где Фурсенко обещает с начала 2007 года стипендию в 2000 рублей). Дневная аспирантура требует полной занятости, но как возможно при такой стипендии вообще жить, не говоря уже о том, что аспирант должен быть, по идее, состоявшимся специалистом и, главное, социально состоявшимся человеком. 

И всё-таки даже при горячем желании чему-либо научиться часто встречаешься с диким непониманием того, что происходит вокруг. Бегаешь на лекции (во время рабочего дня) и либо слушаешь то, что и так давно знаешь, либо чисто субъективную информацию. Молодую поросль отечественного искусствознания укоряют в том, что она-де не умеет мыслить так, как должен мыслить настоящий искусствовед. «Ассоциативное мышление должно преобладать над так называемым информативным; важно не просто выучить наизусть даты и биографии художников, но и уметь выстраивать всё это именно в ассоциативный ряд, искать связи», – часто слышим мы от преподавателей. Но вот этому-то как раз никто и не учит! Мечта встретить хотя бы раз по-настоящему толкового (я уже не говорю одарённого) преподавателя остаётся лишь мечтой. 

Иногда возникает чувство, что никому в принципе ничего не нужно и что искусство (и его преподавание) – суть та же машина для собирания денег. Вот, скажем, ты приобретаешь абонемент на лекции по истории живописи (они иногда действительно доступны) и два часа в неделю слушаешь непонятно что, более всего напоминающее разговоры на кухне. 

Недавно «купилась» на цикл лекций в Русском музее, вернее, в его филиале – Михайловском замке. Название абонемента звучит так: «Живопись и музыка». Казалось бы, серьёзное учреждение, такая история, такие, казалось бы, возможности… Устроено всё по следующей схеме: музыкальная часть и затем уже собственно лекция. С первым вроде бы дело обстоит нормально: молодые ребята, лауреаты всероссийских и даже международных конкурсов, добросовестно исполняют музыкальные произведения, названия которых с некоторой задержкой читает по бумажке ведущая концерта (правда, с ляпами, когда возникают названия на французском и немецком языках). А вот затем после небольшого опоздания выходит лектор и начинает рассказывать, к примеру, про символизм в живописи, позволяя себе то, что иначе как издевательством не поименуешь (а является он при этом ведущим научным сотрудником Русского музея). Даты написания произведений он искал в каких-то своих записях, в названиях ошибался. Но самой замечательной была фраза о том, что он забыл имя преподавателя, к которому ездили учиться русские художники в Париж, и что вроде бы помнит, что начинается его фамилия на букву «к». И даже не счёл нужным извиниться перед сидящими в зале людьми совершенно разного, но в основном вполне солидного возраста, многие из которых после этой фразы стали покидать лекторий. 

Сам по себе цикл этих лекций (они закончатся в конце апреля) пока не оправдывает ни названия, ни затраченных денег. Связи живописи с музыкой, по-моему, никто из присутствовавших так и не почувствовал. 

Я прекрасно помню, как с первого курса в институте нам твердили: самые лучшие искусствоведы – это немцы и Германия в этой отрасли знания впереди планеты всей. Эту же фразу я услышала, когда поступала в аспирантуру. Но одно дело – сидеть в курилке и жаловаться на отсутствие хороших искусствоведов и совсем другое – реально помогать молодым людям, которые действительно стремятся к знанию, становиться таковыми. Если этим хоть в малейшей степени озаботится государство, если будут по-настоящему заинтересованы в воспитании нового поколения учёных преподаватели и исчезнет эта халтура из залов роскошных музеев, то и искусствоведению у нас, думаю, не придётся ощущать себя бедным родственником на фоне важного германского герра. 


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
06.02.2023

Для непрофессионалов

Началась программа Московской лаборатории студенческого театра – творческо-образовательного проекта «Театра МОСТ».
05.02.2023

В поисках смысла...

В Московском доме книги состоится презентация книги Владимира Курносенко «Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия».
05.02.2023

Семнадцать мгновений музыки

В «Доме Рахманинова» на Большой Ордынке состоится музыкально-литературный вечер.

04.02.2023

«Из библиотеки в космос»

Федоровская библиотека открывает новый сезон научно-фантастического кинолектория.
04.02.2023

Идеальный дворец культуры

В Московском Манеже открылась выставка «Дом культуры СССР».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда