САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • № 17-18 (6118) (25-04-2007)
  • Заложник имиджа

Заложник имиджа

Заложник имиджа

Книжник
Шатурин Сергей

ОБЪЕКТИВ

Тимур Кибиров. Кара-барас. – М.: Время, 2007. – 64 с. – (Поэтическая библиотека).

На мой взгляд, творческая судьба Тимура Кибирова сложилась вполне удачно. Менее чем за тридцать лет издано полтора десятка сборников, получено как минимум шесть литературных премий, в том числе и таких довольно престижных, как Пушкинская премия фонда А. Тёпфера (1994) и Антибукер в номинации «Незнакомка» (1997). О поэзии его писали такие известные критики, как А. Архангельский и Н. Богомолов, Е. Ермолин и В. Курицын, А. Немзер и М. Эпштейн. Но главное даже не в этом – в сознании довольно широкого круга ценителей современной поэзии сформировалось представление о Т. Кибирове как об одном из наиболее ярких и реализовавшихся поэтов, работающих в духе концептуализма, соц-арта и постмодерна.
Однако, признавая справедливость этих выводов, приходится высказать некоторые сомнения и вопросы. Такой повод дают тексты из нового сборника поэта «Кара-барас». В нём, как и в прежних его книгах, проявилась та двойственность, которая присуща Кибирову. С одной стороны, в стихах этих несомненно присутствие серьёзного чувства, искренней боли и высокой стихотворной техники:

Вот и снова ты один,
Ты один – и никотин,
Никотин – и алкоголь.
Алкоголь – и боль…
(«Очередная песнь квартиранта»)

Автор умеет играть смыслами, символами и цитатами самого неожиданного уровня и свойства и со вкусом делает это, раз за разом переигрывая по классу своих единомышленников С. Гандлевского, Д. Пригова, Л. Рубинштейна:

Сникерснуть
Сделать паузу – скушать Твикс…
Быть лидером
Мочить в сортире
Не дать себе засохнуть
Убить Билла-1
Убить Билла-2…
Монетизировать и растаможить
Зажигать
Бесстыдно, непробудно –
И не такой ещё, моя Россия,
Бывала ты, не падая в цене!
(«Инфинитивная поэзия»)

Хотелось бы сказать, что это – не простое жонглирование рекламными и идеологическими слоганами и штампами. Здесь чувствуются и сумасшедшая стилистика нашего времени, и её неприятие, и необходимость смириться, и ещё много всякого.

Кто-то возразит: подумаешь, а то мы центонов не читали! Да читали, конечно же. Но реальность поэтического процесса поэтов либерального стана, увы, такова, что те, кто раньше подавал надежды, почему-то очень быстро и бесповоротно «спеклись» (исписались, что ли?). Где метаметафористы, с которыми так долго носились К. Кедров и КО? Где инфернальный Иван Жданов с глазами дикой серны? Где головокружительный Алексей Парщиков со своими накрученными метафорами? Где, наконец, Александр Ерёменко, поражавший современников неординарностью юмора? Увы и ах! Даже их более молодые собратья, как те же яркие, но неглубокие «Куртуазные маньеристы», и то слиняли в одночасье, не оставив за собой более глубокого следа, чем хит «Как упоительны в России вечера». К сожалению, приходится признать, что и это нетленное создание Виктора Пеленягрэ стало добычей радио, не более того.

Тимур Кибиров выстоял в этой толчее и неразберихе, сохранил собственное лицо и чувство юмора:

Моисеевы скрижали
Мы прилежно сокращали,
Мы заметно преуспели
В достиженьи этой цели…
И один лишь не сдаётся
Бастион обскурантизма –
Предрассудок «Не убий!»…
Добрый доктор Гильотен,
Добрый доктор Геворкян
Прописали нам лекарства
Против этого тиранства.
(А от заповедей прочих
Доктор Фрейд успешно лечит!)…
(«Моисеевы скрижали…»)

Но вот что приходит в голову при массированном чтении этих перепевов и пародий: этот юмор довольно быстро наскучивает, как приёмы и шаблоны КВН или «Комеди Клаб». И когда в стихах в очередной раз встречаешь явную цитату, то становится уже не смешно, а грустно, как если бы в батоне колбасы нам попался гвоздь или кусок шпагата:

«Сидит Ваня на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает то лицо,
Чем садятся на крыльцо!»
(«К вопросу о ЕДИНСТВЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ»)

Сотни раз мы слышали эту частушку. Как она обогащает стилистику поэта – непонятно. Кроме разочарования, никакой другой эмоции не испытываешь. И таких мест в сборнике – пруд пруди. Кибиров – мастер работать с чужими текстами, но всегда ли столь частое обращение к ним оправдано?.. Так, в поэме, навеянной образами К. Чуковского, воспроизведён чуть не весь текст «Мойдодыра»:

Мёртвых воскресенья чаю,
К Честертону подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?..
(«Кара-барас»)

Эти переделки детских стихов по-своему остроумны. Но дело в том, что подобные «шутки юмора» рождаются в любой мало-мальски интеллектуальной компании десятками. Это интерпретация и не более того, ведь все побочные и переносные смыслы, которые Т. Кибиров извлекает из сочинений К. Чуковского, уже изначально были заложены в авторском тексте. Исследователь детской поэзии М. Петровский и не такое ещё находил в «простых» детских стишках... 

Некоторые сомнения вызывает, конечно, и отношение Т. Кибирова к стране, где он родился, где жили и умирали его предки. Ещё в прежние времена он лихо и раскованно играл с патриотической семантикой, выдавая себя за «Зятька», а Россию – соответственно – за «Тёщу». Анализировать здесь ассоциативные ряды вряд ли имеет смысл. Но вот что характерно: многие критики, писавшие о Кибирове, отмечали, что в плане национальной самоидентификации у него всё довольно непросто. Будучи осетином по происхождению, поэт не чувствует в себе кавказских корней, но тема родной земли для него весьма существенна. Однако в оценке событий и фигур прошлого и настоящего он последовательно негативен. Отрицательные характеристики даются им Николаю I и П. Чаадаеву, Н. Хрущёву и В. Путину, коллегам и «родимым колхозничкам». 

Но если вся отечественная история трактуется им как беспросветный, непроглядный мрак, то это уже не ирония, не юмор, а довольно занудливое, монотонное брюзжание. А ещё важнее то, что высмеивание и обличение всего и вся постепенно надоедают и понемногу начинают напоминать сознательное самоограничение – игру на одной струне. И это особенно обидно, поскольку в поэтическом инструментарии Тимура Кибирова этих струн немало. И владеет он ими профессионально: в предыдущих сборниках нередко звучали ноты задушевности и проникновенности. Но, вероятно, сегодня эти эстетические категории у постмодернистов уже не пользуются кредитом доверия.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
28.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
28.02.2021

«Близкий Достоевский»

Библиотека имени Ф.М.Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» запускают любопытный видеопроект.
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда