САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • № 20 (6120) (16-05-2007)
  • Невозвращение

Невозвращение

Невозвращение

Искусство
Олюнина Валерия

КИНО

Платонов им друг, но свои истины дороже

Кинорежиссёры любят благодарить великие тени, а зрители, в свою очередь, кинорежиссёров за попытку переложить большую литературу на киноязык. Недавно ушедший от нас поэт Анатолий Кобенков писал: «Наши мёртвые слышнее живых, им интереснее внимать и ответствовать. Правда, признаем, что на наши вопросы они отвечают так, как нам удобнее». Как нам удобнее, как нам понятнее…
В 1943 году Андрей Платонов пишет небольшой рассказ «Страх солдата», где главным героем стал Петрушка – сын гвардии капитана Алексея Алексеевича Иванова. Потом писатель его дорабатывает, обостряет и тремя годами спустя публикует в «Новом мире» под названием «Семья Иванова». Был ещё другой вариант названия – «Возвращение». Стоит, наверное, напомнить, что публикация эта вызвала громадный скандал, в конечном итоге окончательно стоивший Платонову возможности печататься. Написанное вопреки той эйфории «литературы праздников», которая начала утверждаться сразу после войн
ы, произведение было, к примеру, названо Александром Фадеевым «лживым и грязноватым рассказцем». К этому многострадальному тексту и обратились создатели вышедшего накануне 62-й годовщины Победы фильма «Отец» – режиссёр Иван Соловов, сценаристы Наталия Чепик и Ираклий Квирикадзе.
Помнится, другой герой Платонова – Макар Ганушкин с другом Петром хотели обрести власть над «гнетущей писчей стервой». В контексте «Усомнившегося Макара» речь идёт, конечно, о чиновниках. В нашем случае это выражение может быть употребимо при сравнительном анализе первоисточника и его киноверсии. Ещё Сергей Залыгин почувствовал, что Платонов «как некий упрёк всем нам – людям с обычным языком и обычными понятиями». Упрекает Андрей Платонович и Чепик с Квирикадзе. Соавторам сценария пришлось и мелодраматизма подбавить, и уголовную историю с убийством героя войны в сортире придумать, и много ещё чего другого с целью овладения зрительским вниманием и интересом. Рассказ «Возвращение» написан чрезвычайно скупыми красками. Это почти камерная история. После тысяч мелькающих лиц, встреченных капитаном Ивановым на войне, его взгляд будто останавливается всего на нескольких людях: девушке Маше, сыне и дочке, жене Любе. В его жизни словно появляется «крупный план». Которого – не в техническом, а в метафизическом смысле – явно недостаёт на экране.
Меня всегда удивляет желание современных сценаристов идти методом от противного, то есть в данном случае от авторского, цепляясь к мелочам, искажая важное. Маша у Платонова служила в столовой помощником повара, а не в прачечной. Ну, хорошо, пусть бельё выдаёт, не в этом главная неправда нового образа. Случайная попутчица, с которой капитан сходит с поезда и в чьём доме остаётся на несколько дней, в рассказе не была беременной, и подвига Иванов никакого не совершал, спасая её честь, просто хотел погулять на воле, прежде чем вернуться домо
й. Сослуживцы звали её «просторной Машей за её большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности». И в этом у автора заложен мощный конфликт, пусть незримый, между двумя женщинами – Машей и Любой. Чистая Маша не любила никого, а грешная Люба рискнула любить, чтобы выжить. Фильм, как и рассказ, должен быть вовсе не о том, что жена фронтовика изменила мужу. А ведь сценаристы эту измену даже уравновешивают – в начале «Отца» с Алексеем прощается любовница, ярко сыгранная Лидией Вележевой.
Исследователь творчества Платонова Светлана Семёнова о героях писателя говорила: «На мир смотрит человек, мучительно раненый смертью». Иванов в кино, бросаясь с упрёками на жену, даже не поблагодарив её за воспитание детей, винит всех, даже изломанного войной Семёна Евсеевича, потерявшего всю семью и отогревшегося возле Любиных детей, – всех, но только не себя. И в этой своей истерически взнервлённой мизантропии он не слишком-то вызывает наше сочувствие. Но у Платонова всё написано несколько по-другому. Победитель приходит домой, и винить его ни в коем случае нельзя. Война виновата. Но Иванов в «Возвращении» всё равно мучается оттого, что скучно ему с Любой, что к Петруше равнодушен и стыдно ему этого равнодушия, и самое главное – что «прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса», но благодаря детям, бегущим за поездом, «внезапно коснулся её обнажившимся сердцем». Платонов в этой сильной сцене отъезда Иванова к Маше до последнего не «жалеет» Алексея, который отворачивается от бегущих детей, желая их оставить в другой жизни. И здесь наступает тот самый пресловутый катарсис. Опять-таки у читающего книгу – не у посетителя кинозала.
Впрочем, в предлагаемых обстоятельствах актёры играли прекрасно: Иванова – Алексей Гуськов, снова выступивший в качестве одного из продюсеров фильма со своим участием, Любу – Полина Кутепова, звезда «Мастерской Петра Фоменко». Восходящей звездой вроде бы уже назвали, причём по праву, и Петрушу – Васю Прокопова из многодетной семьи из-под Рязани. Это его вторая картина. Замечательного мальчика несколько лет назад нашёл режиссёр Александр Баранов и снял в сериале «Громовы». Гуськов и Вася сыграли как бы антагонистов. Вернувшегося домой раздражает подросший сын, от которого не осталось ничего детского, он захватил власть в доме: покрикивает на мать, притесняет сестрёнку. На самом деле Петруша – это двойник Иванова-старшего. Вроде и делает всё правильно, и разумен, но только нет у него любви к ближним. И этот мотив «двойничества», косвенным образом отсылающий и к личной трагедии, пережитой семьёй автора рассказа «Возвращение», похоронившей в войну сына Платона, и от неё далее к Достоевскому – писателю и человеку, является в фильме наиболее ярким, наиболее сильным, наиболее платоновским.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
13.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета примет активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».
12.12.2019

Работа с молодежью

Состоялось совещание молодых литераторов Москвы и Подмосковья.

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика