ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

Дядя Витя стишки не читает

01.04.2023
Дядя Витя стишки не читает Анатолий АРЕСТОВ остается верен себе, воспевая родной Алтайский край.

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №1 (6153) (16-01-2008)
  • «Беломорканал»

«Беломорканал»

«Беломорканал»

Панорама
Роганов Сергей

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

Сорок дней назад не стало Натальи Дуровой

ИТАР-ТАССМосква просто оплывала от зноя раскалённым асфальтом, город задыхался с самого утра.
Наталья Юрьевна пригласила меня в свой Театр зверей. Я пробирался к знаменитому особняку тенистыми переулками с букетом белых лилий. Еле слышный приторный дурман из вольеров и клеток дуровских «артистов» тянулся над проспектом и подсказывал мне дорогу.
Мы, я и мой букет, пришли в себя уже внутри старинного особнячка. Тишина, прохлада и какие-то антикварные сумерки. Дом не дом, музей не музей. Картины, портреты, камин. Она появилась в дверях в своей знаменитой шляпе… Приняла букет лилий и подняла правую руку, унизанную чудными перстнями, и стала похожа на диковинную мадонну в шляпе, не хватало только придворного иконописца. Вся не здесь, передо мной, а там, в соседнем зале. Не обращая внимания на мои слова, лилии, прислушиваясь, с какой-то лёгкой ласковой дрожью в голосе:
– Жора. Слышите, Жора с вами здоровается! Это мой любимец. Жора, Жора, скажи громче, поздоровайся с гостем....
В музее всегда чувствуешь невидимую жёсткую грань реальности: экспонаты и ты сам. Мебель, скульптуры, посуда нереальны именно потому, что ни ты, ни никто другой не может пользоваться вещами под стёклами или за красными лентами, а здесь, у Дуровой, здесь всё было по-другому.
И весь этот антиквариат её комнаты был обычными вещами: столами, диванами, креслами, фигурками, вазами, которыми пользовалась она, которыми пользовались вы, и впервые ощущали реальность вещей из других веков, человеческую, а не музейную реальность.
Мы сели за маленький, круглый столик из светлого дерева в углу комнаты, – она – в высокое кресло, я – на диван с непривычными валиками, обивкой, подлокотниками.
Она тут же достала пачку «Беломорканала». Закурила, и на столе появилась пепельница из цельного тёмного камня.
– Вы курите? Курите, курите....
Я не стал доставать свой «Кент» и спросил с улыбкой:
– Ленинградский?
Она тонко улыбнулась в ответ и удовлетворённо ответила:
– Конечно, ленинградский. Теперь – петербургский, но всё равно....
Мы поняли друг друга сразу. «Беломор» если и существует, то ТОЛЬКО ленинградский. Других не бывает. Где бы ты ни жил, но если понимал толк в папиросах, других никогда не покупал и не курил. И заказывал, и привозили тебе сетками «Беломорканал» из Ленинграда...
Мы курили папиросы без остановки, и пепел сыпался на старинную полировку. Она руками в перстнях аккуратно смахивала его в пепельницу и совсем не спешила говорить. Во всяком случае, обо всей той газетной чепухе, с которой я к ней пришёл. Она говорила о времени, о театре... Об артистах, о животных...
Говорила как будто бессвязно, так, будто ей до смерти надоели обычные вопросы и расспросы, и она рассказывала о том, что ей самой вспоминалось, о чём ей хотелось говорить самой.
Мы курили «Беломор».
За небольшим столиком из светлого дерева. Помню, одна только фраза мягко толкнула под сердце:
«Я ответила им: «Мне нечего и некого бояться. Я – народная артистка. СССР. Народная артистка СССР. Это мой народ, я всегда была с ним, я всё делала для своего народа». И затянулась папиросой. И потрескивали крупицы табака, и пепел отламывался и падал опять на стол.
Так не сумеет произнести никто. Теперь уже никто. «Народная». Такого тембра, твёрдости, гордости и простоты не осталось.
Я сам потянулся собрать пепел, и она лукаво посмотрела на меня:
– Это столик самого Пушкина. Я вам покажу альбомы с его записями. Он писал именно за этим столиком.
Пыталась рассказывать, но закончились папиросы, и она достала новую пачку «Беломорканала».
Звонил телефон, как будто из сказок Корнея Чуковского, – тяжёлый, с металлическими «штучками», причудливой трубкой и диском для набора...
Появилась ещё одна посетительница, почему-то с пакетом черешни, который она попыталась примостить на пушкинский столик, между пепельницей и пачкой ленинградского «Беломорканала».
Дурова и бровью не повела: «Жоре какой гостинец, он любит фрукты. Вот спасибо». И пакет черешни был тут же отправлен в соседнюю залу с попугаями, и остолбеневшая гостья из далёкой Мордовии отправилась наконец в театр.
– А вы давно были в театре? У нас новый номер – МЧС. Вы обязательно должны посмотреть. Обязательно....
Город за антикварными окнами остывал, и вечер понемногу начинал выбивать чечётку на крышах Садового кольца и подмигивать неоновыми ресницами улиц и переулков.
Я прощался с ней и даже не с ней, а с каким-то другим временем, пропахшим детством, московским квасом, студенческим «Беломорканалом» и гастролями Театра зверей Дурова в моём родном Харькове.
– Подождите!.. Подождите...
Она вышла за мной в большой холл:
– Я вам дам с собой папирос, как же вы без «Беломора» пойдёте... Где теперь его возьмёшь, разве в магазинах ещё продают?
Сорок дней назад не стало её…
Я увидел в новостных лентах дежурные строки, но как будто забыл что-то и никак не мог вспомнить. Я пытался вспомнить её голос, тембр голоса и те фразы: «Мне нечего и некого бояться. Я – народная артистка. СССР. Народная артистка СССР. Это мой народ, я всегда была с ним, я всё делала для своего народа». Так теперь не сумеет сказать никто. Таких голосов уже нет. Твёрдых, сильных, грудных, гордых. Разве что в антикварных мирах…
Я всё вспомнил. Перед табачным киоском, когда пытался глазами отыскать забытый «Беломорканал». Продавщица в киоске удивилась и переспросила:
– Вам «Беломорканал»?
– Да. «Беломорканал». Ленинградский, то есть петербургский?
– Не знаю. Смотрите сами, – обиделась девчонка в киоске...
Я закурил сразу. Легко потрескивали табачные листья, и неуклюжий дымок цеплялся за рукав, и пепел отламывался и падал на серый асфальт... И вечер, как и в тот день, начал выбивать лёгкую чечётку на крышах Арбата и грустно щуриться неоновыми ресницами.
Нам всем нужна хорошая затяжка именно советского «Беломорканала» над пушкинским столиком. Рядом с Натальей Юрьевной Дуровой. Народной артисткой СССР.
Может быть, тогда мы наконец опомнимся. 

Сергей РОГАНОВ

Фёдор ЕВГЕНЬЕВ

На церемонии открытия в столице памятника Марине Цветаевой первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова назвала поэтессу «самой-самой московской». Памятник установлен к 115-летию Марины Ивановны в Борисоглебском переулке напротив её дома-музея. Собравшиеся возложили цветы к памятнику, почитали стихи Цветаевой.

Фёдор ЕВГЕНЬЕВ

ИТАР-ТАСС

В новогодние праздники в Москве открылись две новые станции метро «Сретенский бульвар» и «Строгино». Теперь «Сретенский бульвар» образует станционный треугольник со станциями «Тургеневская» и «Чистые пруды». А станция «Строгино» стала пока последней на Арбатско-Покровской линии. В дальнейших планах строителей метро – открытие станций «Волоколамская» и «Митино».


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.04.2023

«Гипертекст»: финал

3 апреля встречаемся в Большом зале ЦДЛ на главном литературном событии весны!
01.04.2023

За профессиональное мастерство

Заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков получил премию в области журналистики «Золотое перо России».
31.03.2023

«Увидеть неизвестное» на Крымском валу

Эта выставка продолжает проект «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное», первая часть которого завершилась в феврале 2023 года.
31.03.2023

Книги об «особых» героях – в помощь инклюзивному обществу

В РГБМ соберутся специалисты в сфере работы с людьми с аутизмом, родители аутичных детей и подростков.
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда