ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №1 (6153) (16-01-2008)
  • Без культа духа нас ждёт тупик эволюции

Без культа духа нас ждёт тупик эволюции

Без культа духа нас ждёт тупик эволюции

Общество
Ходанов Михаил

ЗАЧЕМ НАМ ВЕРА?

Статья, опубликованная питерским писателем-атеистом Столяровым, «Крестовый поход в никуда» (№ 49, 2007) предъявляет Русской православной церкви три обвинения.
Первое: пользуясь сложившейся ситуацией, Церковь проводит тотальную клерикализацию общества и недалёк тот час, когда, образно говоря, повсюду запылают костры инквизиции для всех иноверных и уж тем более атеистов.
Второе: христианство противопоставляет науку вере, и если общество станет жертвой влияния «конфессионального реликта», то оно выпадет из цивилизации XXI века в болото дремучего невежества и архаики.
И третье: Церковь якобы порождает ксенофобские настроения в обществе, поднимая приблизительно такой лозунг: если ты русский, то ты должен быть православным! А если ты не православный – ты чужак! То есть Церкви присваивается эпитет националистической.
Писатель в силу присущего ему образного мышления позволяет себе не раз и не два отдаляться от логики. Это касается, к примеру, уже отмеченного выше голословного обвинения верующих в ксенофобских настроениях и в стопроцентной богословской безграмотности (если, мол, богослужение в РПЦ взять да и провести по католическому образцу, то никто из верующих ничего и не заметит).
Далее, по Столярову, никто из христиан вообще «не знает», что же это такое – христианство. Апофеоз салтыково-щедринского сарказма автора по поводу дремучести верующих – сюжет с девочкой, вернувшейся из храма, где её научили, что основатель христианства – Понтий Филарет из Пакистана и что надо креститься левой рукой. Хлёстко, но перебор налицо. Что ж, как всегда: язык мой – враг мой. Давайте по порядку.

КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ – МИФ!

Роман МУХАМЕТЖАНОВВо-первых, об «опасности клерикализации». Эта тема в наиболее концентрированном виде прозвучала в известном письме десяти российских академиков. Однако о какой клерикализации может идти речь, если в обществе сегодня в плане нравственном царит совершенный шабаш?!. Эзотерика, оккультизм, шаманство, ясновидение, «третий глаз»… Православные программы по телевидению составляют по сравнению с ними ничтожный процент и уже совершенно тонут в массмедийном океане «новых ценностей»: эстетизации зла, половой переориентации и нравственной вседозволенности, безудержной развлекаловки, пофигизма, карьеризма, экстрима и эротического разгула.
Кроме того, православные передачи демонстрируются в крайне неудобное для просмотра время, когда вся страна либо ещё спит, либо уже пошла на заработки. Религиозное же чувство в народе и особенно в молодёжной среде стремительно падает. Разве это не видно невооружённым глазом?! Ведь ничто так не убивает религию, как культ плоти, силы и мамоны. А все эти три слагаемых в жизни общества налицо. Их постоянное и навязчивое присутствие в качестве духовной альтернативы прежней «архаике» зашкаливает. А если что-то всё время без конца повторяется, то это – идеология, не так ли?
Молодое поколение, идущее нам на смену, переживает колоссальный духовный кризис. Его идейность на сегодняшний день заключается в стремлении к богатству, насилию и власти. Эти страсти подпитываются боевиками, экранной кровью и блокбастерами, подкуриваются «косячками», подкачиваются «колёсами» и поднюхиваются «дурью». Добавляют масла в огонь и поощряемые многими СМИ душевный цинизм, равнодушие к высоким понятиям. Долго ли протянет молодёжь при такой идеологии? Страшно представить себе, что произойдёт уже в ближайшем будущем с её психикой после такой обработки.
Что, этого кошмара писатель-атеист не видит? Какой же выход он предлагает? Вытеснять христианство, не соучаствующее в этой вакханалии и не приемлющее греха? Но почему? Странно. Разве мы, христиане, способствуем развалу страны и её нравственной деградации? Почему бы не переключить негодование на реальных носителей общественного зла, которые толкают страну в пропасть? Нет, всё внимание упорно сосредоточено на самой мирной религии, несущей человеку только одну любовь и жертвенность.
Не правда ли, любопытная картина? Ну да ладно. Атеизм – он и в Африке атеизм. И всё же надо иметь в виду: вышеозначенные общественные пороки, как показывает многовековой опыт, не вытравливаются ничем – ни нотациями, ни атеистическим «просвещением», ни дубиной с электрическим стулом. Они преодолеваются только помощью свыше и личным свободным волевым усилием человека. Иными словами, тем же христианством.
Когда читаешь дореволюционных церковных писателей, узнаёшь: в стране в период так называемой реакции (после поражения революции 1905 года) начались беспорядки, упала нравственность среди деревенских жителей, особенно среди молодёжи. Повсюду – густой мат, жестокие игры, в которых зачастую кого-то убивают. К Церкви – полное охлаждение, в семье – отсутствие элементарного уважения к родителям. Среди населения активно распространяется порнография, чтобы окончательно добить нравственность.
Знакомый сценарий, не так ли? Кстати, вполне атеистический. То есть происходило всё то, что происходит и сейчас. Чем это закончилось, – тоже известно – реками крови.
Так что нет у нас никакой клерикализации. Утверждение о её «существовании» – просто миф.

БОМБУ СОЗДАЛИ АТЕИСТЫ

Во-вторых, о науке и религии: между ними никаких противоречий быть не может. Каждая из них занимается своей областью. Наука исследует мир естественный во всех его проявлениях, религия – мир духовный. Антагонизма здесь быть просто не может по причине несовпадения предмета исследования. Вопрос заключается в другом: как обеспечить разумное взаимодействие науки и религии, благотворное влияние веры на ум и совесть учёных. Поверьте, кроме пользы, здесь ничего не будет.
Многие современные учёные веруют в Бога. Вообще для науки страх Божий – единственная гарантия того, что те открытия, которые происходят в области той же генной инженерии или военных разработок, не будут использованы против человечества. Других реальных гарантий здесь нет и быть не может. Вспомним, как прошло первое испытание атомной бомбы. Её взорвали, несмотря на то, что никто не знал, как поведёт себя цепная реакция – не превратит ли она нашу землю в огненный шар. Не знали – и всё равно пошли на испытание. Ибо разработчики бомбы не имели веры, сдерживающей человеческий произвол и жажду власти, но руководствовались требованиями госзаказа.
Так что нет ничего плохого в том, чтобы в России преподавались основы православной культуры (ОПК). Будущие учёные и специалисты страны формируются именно в школах. И так важно, чтобы ребята с самого начала получили представление о христианской духовности, о её миролюбии и уважении к человеческой личности и свободе.Посудите сами: общество заново открывает для себя христианство. И это – прекрасно. Такой интерес может стать началом поистине великого обновления для России. Нормальный человек не может не поразиться и не склонить голову перед светлым ликом Христа, нравственной высотой Его заповедей.
Какое потрясающее богатство открывает христианство людям в плане красоты внутреннего покаяния, видения своих (а не чужих) грехов, глубинного духовного роста, чистоты межличностного общения, абсолютного межнационального и межрасового равенства, возвышенного и целомудренного отношения к противоположному полу, великого смысла жизни ради Бога и ближнего!
А глубочайшее знание христианством законов духовной жизни, которое – и только оно одно – помогает человеку по-настоящему избавиться от гнёта мучающих его злых страстей?! Да здесь можно перечислять все потенциальные блага православия до бесконечности. Все они работают на формирование полноценной человеческой личности и консолидацию нашего донельзя ослабевшего в духовном плане общества.
Вспомните хотя бы следующее: христианство возникло в рабовладельческую эпоху и никогда открыто не призывало к отмене рабства. Но со временем именно христианская религия способствовала всеобщему смягчению нравов и в конечном счёте упразднению рабовладельческой системы.
В этой связи предстают крайне странными рассуждения Столярова на тему каких-то фундаменталистских настроений среди верующих, которые якобы формирует Церковь.

ХРИСТИАНИН НЕ СТАНЕТ СКИНХЕДОМ

В-третьих, о «ксенофобии». Эта тема также возникла в связи с вопросом преподавания основ православной культуры. Признаемся: этот курс действительно знакомит нас с нашей духовно-культурной традицией. Да, в России существуют другие конфессии и культуры.
Но исходя из главного принципа демократического централизма – приоритета большинства над меньшинством (а он действует во всех структурах общества и на всех уровнях – от выборов президента РФ, считающихся легитимными даже при перевесе всего лишь в один голос, до иерархических отношений самого мелкого начальника с подчинёнными), православие имеет право при всеобщем равенстве конфессий на дополнительные приоритеты. Это связано с тем, что большинство нашего общества исповедует именно православие, а значит, имеет и первоочередное право на адекватное удовлетворение своих конфессиональных интересов.
Столяров утверждает: выводы статистики о том, что 70% населения России будто бы исповедуют православие, – сплошная фикция; они в большинстве своём, заявляет писатель, просто отдают дань традиции, а в Церковь ходит только 6% россиян, и на самом деле православных – «ничтожное меньшинство».
Как же это примитивно!.. Если человек говорит о своём исповедании Христа как Бога, то, наверное, всё-таки не надо его формально препарировать и уточнять, а ходит ли он в храм, а причащается ли, а исповедуется ли, и если – да, то как часто. Это очень тонкая область. Есть много людей, находящихся на переходном этапе, когда духовные ценности ими уже определены, но пока ещё не воплотились в конкретный образ жизни. Такие люди – тоже православные. И недопустимо уничижать их веру и искреннее расположение ко Христу. Им просто пока трудно решить всё сразу. В вопросах духовных нужно всё делать постепенно, с чувством здравой меры.
Кстати, задача курса ОПК отнюдь не сводится к тому, чтобы обратить всех в православие, чего так опасается писатель Столяров. Основы православной культуры, как отражение совершенной интернациональности христианства, направлены также и против ксенофобии.
Сейчас в России исключительно много мигрантов. В московских школах, например, по статистике, обучаются 12% школьников-азербайджанцев. В таких условиях крайне важно, чтобы эти дети получили шанс посмотреть на нашу веру, на нас самих не с осуждением, а с пониманием и доверием. Это – задача-минимум курса. Те мусульмане, с которыми я разговаривал, укоряют нас, русских, только в том, что мы недостаточно внимания уделяем развитию православной культуры.
Это замечание – чисто практическое. И знаете, почему? Потому что образованный православный человек никогда не станет обкуренным скинхедом и убийцей таджикской девочки. И наоборот – в бездуховной массе ксенофобские настроения могут вспыхнуть в одночасье. Именно этого мои собеседники-мусульмане и боялись. То же самое, я думаю, могут подтвердить и иудеи с буддистами.

***
В самом конце статьи Столяров оставляет наконец РПЦ в покое и привычно замахивается на небеса, вопрошая: а зачем нам вообще Бог? Ну не будет его во Вселенной, ну и что?.. Только вот о смерти забыл порассуждать писатель. Наверное, понимает, что это заведомо проигрышное, тупиковое, неконструктивное дело и что «небытием» всех можно вогнать только в депрессию.
А вот христианство и здесь конструктивно, обещая бессмертие…
Так что не можем мы холодно относиться к той религии, которая дала России жизнь. Это не мракобесие, не шовинизм, не угар, а возвращение к истокам. 

Михаил ХОДАНОВ, протоиерей, член Союза писателей России, главный редактор духовно-светского журнала «Шестое чувство»

P.S. Ждём ваши мнения по адресам gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».
28.03.2023

«Орфей» для малышей

Популярная радиостанция запускает цикл концертов «Музыкальные истории дядюшки Дениса для самых маленьких и не очень».
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда