ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №1 (6153) (16-01-2008)
  • Дрова

Дрова

Вислов Александр

Дрова

Театральная площадь
Вислов Александр

ПРЕМЬЕРА: ДВА МНЕНИЯ

«Горе от ума», комедия, «осовремененная» с особым цинизмом

Уместно вспомнить одни не слишком известные стихи: 

Эй! Господа!
Сюда! сюда!
Для деловых людей и праздных
Есть тьма у нас оказий разных…


Первые строки грибоедовской поэтической антикритики, или, пользуясь жанровым определением самого автора, фасесии «Лубочный театр» (направленной некогда в адрес «дурака Загоскина»), при желании вполне могли бы быть использованы «Современником» в рекламной кампании своей последней премьеры. Тем более что определённая необходимость в ней явно имеется: особого зрительского ажиотажа в дни, когда даётся «Горе от ума», перед зданием на Чистых прудах вы не обнаружите. Лишние билетики не только не спрашивают, а напротив – предлагают. Здесь подобные картины куда как нетипичны. Но Москву не обманешь, на мякине не проведёшь. Княгиня Марья Алексеевна уже, видать, вынесла свой суровый вердикт, и сарафанное радио не дремлет.
А ведь у Римаса Туминаса всяческих «оказий», казалось бы, действительно припасено в щедром избытке. С места в карьер спешит постановщик всеми правдами и неправдами зацепить пресыщенную столичную публику в ответе на классический профессиональный вопрос «Чем будем удивлять?», для него истинно все средства хороши. Появившийся на сцене Фамусов не станет тратить время на жалкий флирт с Лизанькой – «управляющий в казённом месте» Сергея Гармаша мужчина крутой, ему недосуг дожидаться III действия, для того чтобы произнести хрестоматийное «Забрать бы книги все, да сжечь»: подвернувшийся под руки томик будет моментально самым варварским образом изрублен топором. Следом ещё одна, не сказать чтобы эстетического воздействия, сцена: с грубоватой деловитостью ощупывает Павел Алексеевич дочь свою Софью, мнёт грудь, заглядывает под юбки – проверяет, стало быть, на предмет «целостности». И это только начало. Дальше – больше.

…Есть дикий человек, безрукая мадам!
Взойдите к нам!


Самый натуральный «дикий», не человек даже, а скорее, цепной пёс г-на Фамусова не просто имеется в наличии, но вырастает до одной из центральных фигур спектакля, читай: символа. В звании повышен не кто иной, как буфетчик Петруша, команду «Ату!» понимающий без слов, за что хозяин в порыве суровой нежности может у него иной раз и вшей в волосах подавить. Надо отдать должное и исполнителю – молодой артист Евгений Павлов старательно и с огоньком вживается в шкуру своего зооморфного персонажа, такому хоть как-то порадеть не грех.
И про «безрукую», условно говоря, мадам также не позабыли. Старуха Хлёстова в новой версии безнога и, похоже, полностью парализована не только в физическом, но и в интеллектуальном плане. «Живой труп» перемещают по сцене в специальном кресле-каталке, а играет свояченицу Фамусова – вы обхохочетесь, есть прямая опасность животики надорвать – мужчина! (Причём мне довелось наблюдать уже третий, судя по программке, состав – Геннадия Богадиста.) Режиссёрский «приём», что и говорить, мощный и беспроигрышный, только вот не вполне понятно, чего ради стоило так уж стараться, напрягать фантазию. Ведь Хлёстова, как и большая часть представителей «фамусовской Москвы», сведена в сцене бала до положения бессловесного – не функции даже, а элемента «живой картины», массово олицетворяющей агрессивно-послушное большинство. Оно, конечно, преоригинально и забористо – мужик в чепце! – но дальнейшего развития таящая столь богатейшие возможности заявка, увы, не получает.
Если допустить, что Туминас относится к тем режиссёрам, что избирают себе при работе над пьесой одну фразу, реплику из неё в качестве своеобразного смыслообразующего девиза, то она в данном случае очевидна. «Какие-то уроды с того света…» (причём распространяется не только на гостей, как у Грибоедова, но ещё в большей степени на хозяев дома). Надо ли говорить, что в спектакле, где авторский текст, как уже понятно, помаран весьма основательно, этих слов нет. Да и что там, сказать по совести, воздух сотрясать (монолог «А судьи кто?», к примеру, долой, зачем он нужен), когда и так всё нарочито жирно подчёркнуто, видно невооружённым глазом.

Добро пожаловать,
кто барин тароватый,
Извольте видеть – вот
Рогатый, нерогатый
И всякий скот…


А как же Чацкий? Что же Александр Андреич? Вы, возможно, зададитесь несколько наивным вопросом: что же там насчёт небезызвестного конфликта и всего такого? Да нет в «Современнике» никакого особенного конфликта и не может быть, поскольку герой комедии по большому счёту плоть от плоти фамусовского холодного дома (где гигантская печь да поленницы дров – по сути, единственные предметы обстановки), он с остальной компанией одним миром мазан. Тоже, в общем, слегка не в себе юноша, да ещё слонялся где-то, видать, ветром голову окончательно надуло. В исполнении Ивана Стебунова на подмостки является странный, невнятный человек, который принимается ныть что-то плаксивым голосом и которого с самого начала никто здесь и всерьёз-то не воспринимает. Так, отмахиваются, включая Фамусова, ровно от надоедливой мухи, с его словоизвержениями, а когда слишком уж станет действовать на нервы, то навалятся, скрутят сердечного в два счёта, обрядят во что-то типа смирительной рубашки и произведут загадочный «шаманский» обряд в виде натирания женскими волосами, дабы окончательно привести в общепринятую норму.
Тут, правда, возникает небольшая проблема, а именно: что играть дальше? Туминас, похоже, особо долго не размышлял – сперва бросил на прорыв, словно чертей из табакерки, Репетилова с Загорецким, заставив их в манере ярмарочных Петрушек (всё ж таки «Лубочный театр»?) несколько раз подряд отбарабанить свой диалог…

Они хоть не смешны, да сам зато уж он
Куда смешон!


…А там уж и Молчалину время настанет кидаться хищным самцом то на одну, то на другую из обитательниц здешнего жилища. При чём здесь Чацкий? И был ли мальчик?..
Пьеса классика чудовищным образом сопротивляется режиссёрской трактовке, сюжет жалобно трещит по всем швам, фабула чадит, подобно сырым дровам, едким и не дающим тепла дымом. А постановщик, словно бы ощущая это, упорно бросает в топку всё новые и новые «аттракционы», льющие поток воды на единственную нехитрую идею – да, господа хорошие, догадал же вас чёрт родиться в России (момент «ума и таланта» с прибалтийской корректностью отставляется в сторону).
Самое досадное, что если бы не эта узконаправленная «сверхзадача», подмявшая под себя всё и вся, то могла бы, кажется, выйти в «Современнике» любопытная работа. Порукой тому сделанное двумя другими участниками литовской «постановочной бригады»: сценограф Адомас Яцовскис с его печью, вырастающей в Ивана Великого, предложил действительно концептуальную, точную и «вкусную» сценическую метафору, а композитор Фаустас Латенас, на разные звучные лады «ремиксировавший» грибоедовский вальс, также продемонстрировал «отменную манеру». Да и сам Римас Туминас, как ни крути, сумел выказать себя мастером профессии, подтвердил уровень выдающейся национальной школы – несколькими роскошными мизансценами, исполненной величия темпоритмической партитурой, от чистых и впечатляюще выверенных переходов которой несколько раз захватывало дух. Несколько парных сцен Чацкого с Софьей в исполнении Марины Александровой (которая, опять-таки по Пушкину, похоже, так не разобралась, кого же, собственно, играет – «то ли б…, то ли московскую кузину») были несколько парадоксальным образом в общем контексте действа пронизаны завораживающей печальной мелодией несостоявшегося счастья и одновременно – полунамёком, обещанием театрального представления какого-то совсем иного толка… Но это, как говорится в другой великой русской пьесе, «были только моменты».
Если принять на веру тот не однажды уже воспроизводившийся в прессе закулисный анекдот о чистой случайности возникновения самой идеи этого спектакля, то можно, наверное, лишь посочувствовать режиссёру, позволившему себе столь неосторожное высказывание со столь далеко зашедшими последствиями. Ну не нравится, судя по всему, ему «Горе от ума», ну отчаянно раздражает этот хрестоматийный текст – чем-то не вполне отчётливо понимаемым, но при этом весьма изрядно. И всё в нём как-то неправильно, нелогично, не так, как надо…
Остаётся надеяться, что в Театре
им. Евг. Вахтангова, где Р. Туминас с недавних пор занимает пост художественного руководителя, ситуация будет складываться куда более гармоническим образом. И будет у него возможность с такой же страстью и накалом, столь же гражданственно и решительно высказаться со сцены, основываясь на материале не в пример более близком и приятном душе. Ну, скажем, взяв какое-нибудь из произведений родной литовской драматургии.
Тогда, надо полагать, возникнет у нас повод для настоящего, серьёзного разговора, а не то, что сейчас:

Махнул пером – отдал сыграть,
А вы, пожалуй, рассуждайте!
Махнул пером – отдал в печать,
А вы читайте! 

Александр А. ВИСЛОВ

ИТАР-ТАСС


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда