ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №1 (6153) (16-01-2008)
  • Горький дым отечества

Горький дым отечества

Горький дым отечества

Театральная площадь
Лебедина Любовь

ПРЕМЬЕРА: ДВА МНЕНИЯ

Римас Туминас прочёл комедию А.С. Грибоедова как ироничную историю нового русского Гамлета

Столичный «Современник», в прежние годы вовсе не чуждый открытой социальности, нынче отошёл от неё на достаточное отдаление, как, впрочем, и многие другие прославленные театры, кроме всего прочего, изрядно подуставшие в советский период от «датских» спектаклей, прославляющих равенство, братство и справедливость. Но время не остановилось, более того – оно имеет обыкновение иногда прихотливым образом закольцовываться, даже возвращаться вспять, и вот уже вновь встал перед нами вопрос «кому живётся весело, вольготно на Руси?»: консерваторам ли, либералам ли, монархистам или демократам и по какому пути пойдёт обновлённая Россия, укрепляя вертикаль власти?
Современная драматургия, за редчайшими исключениями, пожалуй, вряд ли даст ответы на эти злободневные вопросы, а вот предвидения и гениальные прозрения наших классиков – это в плане революционных перемен в евразийском государстве пища куда как достойная для признанных театральных умов. Хотя в основе дела вполне может лежать простое стечение обстоятельств, ни к чему на первый взгляд не обязывающий разговор, сказанная впроброс фраза. Так, литовец Римас Туминас в ответ на настойчивые просьбы памятующих об очевидном успехе их первой совместной работы «Играем… Шиллера» современниковцев поставить на этой сцене ещё что-нибудь как будто бы произнёс: «Разве «Горе от ума» Грибоедова – даром, что ли, его памятник стоит недалеко от вашего театра». Шутка или по меньшей мере «доля шутки» обернулась одной из самых громких – безотносительно взаимоисключающей зачастую тональности бурных восклицаний – премьер прошедшего 2007 года.
Пока Туминас репетировал на Чистых прудах, Юрий Любимов сравнительно неподалёку, на Таганке, выпустил к своему 90-летию своё сложносочинённое «Горе от ума – Горе уму – Горе ума». Что это: случайность, прихотливое совпадение или же плоды осознанной художественной реакции на происходящие в стране события? Ну, с Юрием Петровичем, положим, всё понятно: он со времен диссидентской режиссёрской молодости на дух не принимал психологию молчаливого стада, идущего туда, куда ему укажут, и против того, на кого укажут. Потому Чацкий у Любимова – красноречивый выкидыш объявленной демократии, не вписавшийся в высокопоставленные коридоры. У Туминаса Чацкий совсем иного рода – наивный романтик, вернувшийся на Родину в полной уверенности, что увидит новую, непоротую Россию и займётся её преобразованием. Но… развязка, как говорится, известна.
Оба постановщика смотрели в одну сторону – в направлении «прекрасного далёка» либеральных идей, и в то же время каждый из них решал непростую проблему их осмысления на нынешнем этапе по-своему. Туминас попытался прочесть грибоедовский сюжет как историю современного Гамлета, препарированную, однако, в ироничном ключе. Как мы помним, Принц датский, прибыв в Эльсинор на похороны отца, неожиданно попадает на свадьбу собственной матери с братом умершего короля и начинает расследование всех обстоятельств произошедшего. Чацкий, возвратясь из дальних странствий в родное отечество, дым которого так сладок и приятен, обнаруживает ту, которую он считал своей без пяти минут невестой, с другим избранником и тоже принимается распутывать клубок сложившейся ситуации. Попутно он выясняет, что всё в родных пенатах так же скверно, как и раньше (если не хуже), что рабское сознание по-прежнему процветает и что сила остаётся на стороне тех, которые, прикрываясь лозунгами житейской мудрости, следуют неписаному закону: «Грех – не беда, молва – не хороша». И главная дилемма Гамлета – «быть или не быть» – имеет самое что ни на есть прямое и всячески подчёркиваемое касательство к чистопрудному Чацкому в исполнении Ивана Стебунова: речь, правда, не касается категории «мстить или не мстить», суть мучительно решаемого вопроса – в том, надо ли смириться и уснуть, дабы ничего не видеть, не слышать и быть как все, влиться в стройную шеренгу московского света. Этот вопрос засел у него в мозгу, словно ржавый гвоздь, и чем дальше он пытается вывести на чистую воду изменницу Софью, её отца, любовника Молчалина, тем явственнее ощущает себя в окружении ненормальных людей. Ибо всё происходящее в доме Фамусова – это сплошной абсурд, достойный не печально-саркастической улыбки, но грозного осмеяния. Чего стоят одни нагромождённые по всей гостиной дрова или самый натуральный хозяйский раб, готовый по первому приказу броситься на людей как собака. Не отстают и здешние гости: Репетилов с Загорецким, к примеру, словно заведённые по нескольку раз кряду долдонят один и тот же, превращающийся в апофеоз бессмысленности диалог, а потенциальный жених Скалозуб в блистательном исполнении Александра Берды, как выясняется, вовсе не интересуется женщинами и не прочь полюбезничать с юным Чацким. Наверное, для кого-то подобные смелые режиссёрские импровизации покажутся в классической комедии сущей дикостью, но ведь что такое общество Фамусова, как не королевство кривых зеркал, а значит, и герои пьесы имеют все основания на то, чтобы быть наделёнными выразительными признаками аномалии, столь отчётливо различимыми сквозь «увеличительное стекло» XXI столетия.
Весьма современно решён и вышеупомянутый «дым отечества». В спектакле он обретает вещественный смысл. От дыма печки, выстроенной по личному, надо полагать, проекту главы дома в виде вавилонской башни, угорают все, но тепла от неё никакого. И тем не менее Фамусов с упорством маньяка продолжает колоть дрова, чтобы поддерживать огонь в своём «детище», ибо греют его сугубо отвлечённые идеи. Брутальный Сергей Гармаш, что называется, купается в этой роли, пришедшейся аккурат по нему, как эффектный царственный тулуп, надетый поверх шёлкового халата, в качестве знака непримиримого русофила. Свои маски он меняет, подобно искусному лицедею. Это и заботливый отец, и защитник национальной идеи, и меценат, тонкий ценитель изящного, впрочем, мгновенно пускающий в ход кулаки при малейшем ощущении угрозы своему благополучию. До синяков избивает Молчалина, подозревая его в интимной связи с Софьей, прилюдно и по-солдафонски её обыскивает, а найдя французский роман, рубит книгу топором на мелкие кусочки. В довершение всей этой фантасмагории нам предлагается лицезреть музыкально-пластический этюд-триллер в исполнении служанки Лизы и буфетчика Петруши, поставленный Фамусовым для услады гостей на балу, которые, однако, повально храпят на представлении, включая графиню Хлёстову, уморительно сыгранную Валерием Шальных. И один лишь только Чацкий всё нервно мечется между этими мумиями, мучительно пытаясь понять: притворяется Софья или ей действительно нравятся окружающая пошлость и диковатые выходки папеньки, его тяга к топору, его шоу. И как тут не вспомнить «Убийство Гонзаго», разыгранное в Эльсиноре труппой бродячих артистов, ставшее для принца «моментом истины»?.. В версии Туминаса и «Современника» Чацкий не только обличитель, судья, но и жертва собственных заблуждений, поэтому он не кричит: «Карету мне, карету!», а тихо исчезает, оставляя в память о себе чудный «Грибоедовский вальс» и гору чемоданов, которые перейдут в собственность к Фамусову и Софье – в качестве компенсации за их старания по изничтожению гордого ума, возомнившего себя свободным.

Любовь ЛЕБЕДИНА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда