САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  

«Предрассудки – разум глупцов»

03.12.2019
«Предрассудки – разум глупцов» Вольтеру – 325.
О юбиляре подробно и увлекательно рассказывает Наталья ЛОГИНОВА.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?

Не «по заказу государства»

29.11.2019
Не «по заказу государства» Манипуляция сознанием – один из важнейших инструментов политики, считает Наталия НАРОЧНИЦКАЯ.
  • Статьи
  • 2012 год
  • №1-2 (6353) (18-01-2012)
  • Новый год на Цветном бульваре

Новый год на Цветном бульваре

Новый год на Цветном бульваре

«ЛГ»-досье
Синяков Юрий

Длинный коридор четвёртого этажа здания «Литературки» на Цветном бульваре вёл прямо в наборный цех – в декабре 1966 года в редакции «ЛГ» это была настоящая «горячая линия». Из приёмной Чака и Сыра оттиски полос, как стаи белых птиц, летели в секретариат, а оттуда – с размашистой визой Горбунова – приземлялись на столе нашего метранпажа Льва Гаврилова.

Сколько версий новой газеты «выпек» в декабре наборный цех – десять, пятнадцать, двадцать? Думаю, не меньше – по крайней мере три из них сохранились с той поры в моём личном архиве.

Призванный под знамёна «Литгазеты», в ноябре 1966 года я присоединился к команде, которая с Чистопрудного бульвара (дома издательства «Московская правда») дружно переехала на Цветной – вслед за Виталием Сырокомским и Валерием Горбуновым. По существу они, первый зам. главного и ответственный секретарь, возглавили штаб по запуску новой газеты. Одновременно, три раза в неделю, продолжала выходить и старая «Литературка». В её последнем номере, отпечатанном в конце декабря, сообщалось: следующий выпуск «ЛГ» – 4 января 1967 года.

Выходит по средам, на 16 полосах, в двух «тетрадках», литературной и общественно-политической, – пожалуй, вот что было известно всем, кто работал тогда в редакции. Никто, даже сам А.Б. Чаковский, не знал, что же точно войдёт в первый «толстый» номер – практически ежедневно менялось не только содержание, но и внешний облик газеты.

Вот такой, например, выпуск, отпечатанный на бледно-розовой бумаге, с грифом «для служебного пользования», сейчас лежит передо мной. Перелистаем его страницы – на двух колонках первой литературной тетрадки читаю новогодние размышления Льва Успенского, автора книги «Слова о словах». Рядом стихи Александра Яшина и Юнны Мориц. Следом – разворот новогодних тостов, 15 писателей из 15 союзных республик выступают под пушкинской «шапкой» «Поднимем бокалы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум!». Здесь же – большой, на полполосы, рассказ Василия Аксёнова «Поэма экстаза». Согласитесь, вполне достойный новогодний набор, каждый из материалов мог бы украсить праздничный выпуск.

Но, как говорится, нет предела для совершенства – поэтому в первом номере на их место встали рассказ Николая Тихонова, отрывок из книги Корнея Чуковского, стихи Александра Твардовского, Расула Гамзатова, Сергея Орлова, Ираклия Абашидзе, Самуила Маршака, статья Эдуарда Межелайтиса, а также диалог поэта Николая Грибачёва и критика Александра Дымшица.

Самой «многострадальной», конечно же, оказалась первая полоса новогоднего выпуска – она менялась бесчисленное количество раз. «Лицом» новой газеты занималась едва ли не вся редакция – сюда «заявлялись» стихи и репортажи, письма и карикатуры. Пробные, экспериментальные версии первой полосы то носили «литературный» уклон, то изобиловали иллюстрациями и анонсами, то делали ставку на информацию. Вот, например, рубрики одной из таких полос – «интервью по телефону», «путеводитель по номеру», «статистика», «реферат «ЛГ», «нонпарелью».

Хорошо помню, как обсуждался и такой вариант первой страницы, центром которой должен был стать дружеский шарж на Брежнева. «Генсек у руля мирного парохода, взламывающего льды холодной войны» – рисунок примерно такого содержания редакция хотела заказать Борису Ефимову. Однако предложение как чересчур радикальное было отклонено «в верхах». Тем не менее знаменитый карикатурист всё-таки оставил свой след в новогоднем выпуске, став автором рисованной плашки для фирменной рубрики отдела искусств «Кресло № 13». Персонаж, сидящий в этом кресле, изображён художником с различными выражениями лица: то мрачное, злое, как в первом номере новой «Литературки», поскольку просмотренный фильм ему не понравился, а то с довольной, сияющей улыбкой, если печатается хвалебная рецензия.

Над первой полосой в ту пору трудилось и немало художников, специализирующихся в области газетного дизайна. Запомнилось, например, появление в газете Аркадия Троянкера, ныне признанного лидера в деле оформления книг. Надо сказать, макет номера, выполненный им по нашему заказу, произвёл в редакции впечатление – отличавшийся высоким художественным вкусом, он диктовал жёсткий регламентированный подход к вёрстке. Это касалось не только оформительских элементов, скажем, шрифтов или колонок, но и затрагивало «святая святых» – содержание: например, размер статей, принципы построения заголовков и анонсирования. Такой макет, скорее, подходил бы для издания журнального типа – еженедельная газета не смогла бы выполнить и половины его строгих требований.

Достаточно тесно сотрудничал с газетой Икар Марголин, до того оформлявший журнал «Советский Союз» – издание, богато иллюстрированное, рассчитанное на зарубежного читателя. Неслучайно в его макете было много больших фотографий, книжной графики и рисунков, их надо было размещать за счёт текста, что, естественно, не поддержала редакция. Вместе с тем некоторые идеи этого макета нашли применение в 16-полосной «Литературке», особенно в то время, когда Марголин в течение нескольких месяцев был её главным художником.

Важнейшим элементом оформления первой полосы «ЛГ» стал силуэт Пушкина – как символ преемственности нового издания и пушкинской «Литературной газеты». Не помню, к сожалению, кому принадлежит сама идея разместить Пушкина на первой полосе, но точно знаю, кто эту идею осуществил – художник Валерий Красновский. И в этом ему помог сам Александр Сергеевич, который, как известно, замечательно рисовал, сопровождая свои рукописные тексты выразительными рисунками, набросками, дружескими шаржами. Особенно хорошо ему удавался собственный профиль. Сохранилось, к счастью, множество пушкинских автопортретов.

– После долгих обсуждений редакция остановилась на рисунке с длинными, вьющимися волосами, – вспоминал в недавнем разговоре со мной Валерий Красновский. – Мне же оставалось придать ему газетную форму и найти подходящее место – рядом с газетным логотипом пушкинская «марка» возникла в самый последний момент, уже на этапе вёрстки первого номера.

Тогда же, в день выпуска первого номера, на последней странице появился и список новой редакционной коллегии. В него помимо литературного начальника Георгия Маркова и редакционного начальства (Александр Чаковский, Виталий Сырокомский, Евгений Кривицкий, Артур Тертерян, Валерий Горбунов) вошли мэтры советской литературы Чингиз Айтматов и Леонид Леонов. (В конце января 1967 года состоялось первое заседание редколлегии, на котором Леонов произнёс пространную речь. Живой классик выступал красиво, но размашисто, легко перескакивая с одной темы на другую, подчас не имеющую никакого отношения к обсуждаемым проблемам. Говорят, что он вообще не хотел иметь дело с нашей газетой, а злые редакционные языки даже утверждали, что право включить Леонова в редколлегию было куплено у него за двухсотрублёвый месячный оклад.)

Жаркие сражения велись и за место на другой половине новой газеты. Наиболее острая конкуренция разворачивалась вокруг 9-й полосы – как-никак она открывала вторую тетрадку. За неё отчаянно бились общественно-политические отделы «ЛГ». Поначалу успех сопутствовал «науке», но в конце концов победил иностранный отдел, выпустивший целую страницу уникальной по тем временам информации. Её буквально по крупицам собирал Анатолий Куров, главный автор и организатор полосы «Семь дней в январе», которую он назвал в духе популярного в то время романа «Семь дней в мае».

Страстными, креативными, как бы сегодня сказали, газетчиками зарекомендовали себя в ходе вёрстки первого номера такие журналистские зубры, как Анатолий Рубинов и Александр Левиков, Соломон Смоляницкий и Ростислав Поспелов, Константин Серебряков и Владимир Михайлов. Большая нагрузка выпала и на отдел иллюстрации, в штате которого служили известные фотомастера – Михаил Трахман и Лев Нисневич. Благодаря стараниям этого отдела в первом номере напечатан рисунок Эрнста Неизвестного, ставшего впоследствии постоянным автором «ЛГ».
Особые ожидания новая газета связывала с отделом юмора. «Администрация клуба 12 стульев» – как сразу же назвали себя Виктор Веселовский и его зам Илья Суслов – в неравной борьбе с куратором отдела А.С. Тертеряном билась буквально за каждое слово, за каждую эпиграмму, за каждое объявление в стенгазете «Рога и копыта». Получив достаточно быстро постоянную «прописку» на 16-й странице, полоса юмора, как ни странно, почти не претерпела изменений в ходе декабрьских перевёрсток – статья Марка Розовского, его же «Бурный поток», рассказ Григория Горина, а также «Рога и копыта», выдержав испытание пробными номерами, благополучно дошли до читателей первого номера. Не будем сегодня забывать, какие великие имена вышли из «шинели» этого клуба в минувшие годы!

Конечно же, не одни юмористы обязаны своей славе новой «Литературке». С первых номеров 1967 года на страницах «ЛГ» засверкали такие писательские звёзды, как Леонид Жуховицкий, Евгений Добровольский, Евгений Богат, Аркадий Ваксберг, Алла Латынина.

Вспомним наконец всех, кому 45 лет назад довелось работать в тогдашней редакции на Цветном бульваре, участвовать в выпуске первого номера новой «Литературной газеты». День её выхода в свет, 4 января 1967 года, был не просто фактом их биографии – стал общественным событием в жизни огромной страны.

Юрий СИНЯКОВ, заместитель ответственного секретаря «ЛГ» в 1966–1973 гг.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
07.12.2019

«Русская литература» в Париже

Писатели России и Франции приняли участие в открытии престижного салона.
07.12.2019

КГБ убил Альбера Камю?

В бестселлере итальянца Джованни Кателли выдвигается именно такая версия.
06.12.2019

«Чистая книга» обнародовала шорт-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с коротким списком претендентов.
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».
05.12.2019

Арсеньевская премия огласила короткий список

Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» им. В.К.Арсеньева обнародовала «шорт-лист».

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика