ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

Лицей-2022: проза (часть вторая)

28.05.2022
Лицей-2022: проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: проза (часть первая)

27.05.2022
Лицей-2022: проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: поэзия

25.05.2022
Лицей-2022: поэзия Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«Попробуйте понять ушедшего меня…»

27.05.2022
«Попробуйте понять ушедшего меня…» О барде-афганце Игоре МОРОЗОВЕ рассказывает Петр ТКАЧЕНКО.

О макулатуре, самозванцах и не только

25.05.2022
О макулатуре, самозванцах и не только В Библио-Глобусе состоялась творческая встреча с писателем Шамилем ИДИАТУЛЛИНЫМ, приуроченная ко Дню пионерии.

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Про людей в Херсоне и их отношение к России

26.05.2022
Про людей в Херсоне и их отношение к России Депутат Госдумы Дмитрий КУЗНЕЦОВ считает, что херсонцы могут с чистым сердцем проголосовать за вхождение в РФ.

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №10 (6162) (12-03-2008)
  • Хельмар Лерский – светописец метаморфоз

Хельмар Лерский – светописец метаморфоз

Хельмар Лерский – светописец метаморфоз

Штрих-код
Батулин Марат

ОСТАНОВЛЕННОЕ МГНОВЕНЬЕ

Из серии «Метаморфозы посредством света»Ещё лет восемьдесят назад портретная фотография была весьма плотно связана с эстетикой живописного портрета. Композиция и общий стиль подчинялись исключительно законам живописи. Свето-теневой рисунок лица, психологизм образов, одежда и общий антураж подразумевали чёткую узнаваемость портретируемого и прямое указание на его статус и социальное положение. Фотография изо всех сил старалась быть похожей на «настоящее» изобразительное искусство. И вот на этом, достаточно «высокопарном» фоне появляется фотограф, принявшийся показывать лицо одного и того же человека с самых разных, порой неожиданных ракурсов, в различных вариантах освещения. Лицо перестаёт быть идентификатором личности, но становится пластичным материалом для создания художественных образов.
Хельмар Лерский, чья выставка прошла в галерее Гари Татинцяна, отнюдь не всегда был фотографом. Это случилось с ним только в сорокалетнем возрасте. Его театральное прошлое дало возможность увидеть, как жёсткий свет прожекторов меняет облик актёров. И тогда возникла идея использовать фотоаппарат не просто для документальной фиксации, а как инструмент для «светописи» человека. «Свет – это тот инструмент, с помощью которого фотограф может воссоздать то, что он видит своим внутренним зрением, так же как и художник, скульптор или дизайнер», – говорил Лерский. Вершиной многолетних исследований стала серия фотографий, сделанных им в течение нескольких месяцев 1936 года на крыше собственного дома в Тель-Авиве. Около 140 крупноплановых портретов одного-единственного человека, давнего знакомого инженера-строителя Лео Ушатса, получили название «Метаморфозы посредством света». Некоторое количество работ из этой серии, показанных в Москве, действительно поражает и сегодня. Зачастую даже трудно поверить, что перед нами один и тот же человек.
Изобретённая «технология» дала возможность автору сформулировать с помощью серии портретов собственное представление о еврейском народе, продемонстрировать своеобразный архетип жителей Земли обетованной. Серия «Еврейские лица», с одной стороны, была документальной фиксацией национального типа. Но с другой – стала своего рода гимном нации. Реакция была куда как неоднозначной: Лерского обвинили в пропаганде сионизма, и только благодаря поддержке весьма влиятельных людей (в том числе Эйнштейна) эти «Лица» были приняты европейским общественным мнением.
На выставке были представлены и несколько работ из серии «Человеческие руки». Очень жаль, что совсем мало. Ведь «портретирование» рук – один из сложнейших жанров фотографии, ещё один способ рассказать о личности, увидеть не очевидное – по сути говоря, открытый Лерским.
Невозможно переоценить вклад художника в мировую изобразительную культуру. Ему удалось найти совершенно уникальный, присущий только фотографии способ раскрытия внутреннего мира реальных людей через реальные же изображения их лиц. Фотография стала своеобразным окном в другое измерение, в другую реальность, существующую параллельно и совершенно не заметную обычному взгляду.
Для создания новой реальности Лерскому не нужен был фотошоп и современные цифровые фотокамеры. Он пользовался широкоформатными карданными камерами (гармошкой), театральным (если не было солнца) светом и большим количеством отражателей, затенителей. Глядя на его работы, очередной раз убеждаешься, что фотограф – это не тот, кто обладает дорогущей фотокамерой и владеет продвинутыми компьютерными технологиями, а тот, который независимо от технического оснащения умеет видеть и мыслить. Для серьёзных фотографов ценовая категория фототехники и количество мегапикселей имеет весьма относительное значение и уж точно не гарантирует выдающегося конечного результата.
Чтобы сполна убедиться в этом, достаточно было посетить выставку Хельмара Лерского и задуматься о времени, о человеке и о современных ценностях. 

Марат БАТУЛИН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
28.05.2022

От истоков – к взлету

Библионочь в Библиотеке имени Федорова будет довольно насыщенной.
28.05.2022

Названы лауреаты премии Шейха Заида

Эта премия присуждается поэтам и прозаикам, переводчикам, издателям и культурным организациям.
27.05.2022

Сенсация Библионочи-2022

РГБМ превратится в НИИ Культурных Скреп и Традиций.
27.05.2022

К 350-летию Петра Великого

В Библионочь в центре Москвы стартует квест «Петровские ассамблеи».
26.05.2022

Неизвестный Иван Ефремов

Клуб «Некрасовские пятницы» впервые представит тайную прозу фантаста.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Дмитрий Воденников

Бессмертие боровика

Это только кажется, что кофе бодрит. На самом деле я от него засыпаю.

События и мнения
Воеводина Татьяна

Навсегда

Часто дивная возможность приходит в обличье злополучия и провала. И в частной че...

Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда