ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

Оруэлл смотрит с небес…

23.05.2022
Оруэлл смотрит с небес… В стихах Владимира СПЕКТОРА не только боль и отчаяние, но также и вера в торжество добра.

Живет на свете кошка

16.05.2022
Живет на свете кошка Стихи Анны ЖЕЛТОНОГОВОЙ лиричны, в чем-то наивны, но по-своему трогательны.

Урок окончен

11.05.2022
Урок окончен К 75-летию поэта и учителя Владимира СУВОРОВА. Вступительное слово Сергея БАГОЦКОГО.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.

Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

18.05.2022
Сюжеты из будущего – это «воспоминания» Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.

Перекличка памяти с судьбой

14.05.2022
Перекличка памяти с судьбой Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет»

10.05.2022
Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет» День Победы в Израиле официально считается еще и новым иудейским праздником. Здесь он называется День Спасения и Освобождения.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №11 (6215) (18-03-2009)
  • Большая семья

Большая семья

Фомина Мария

Большая семья

Штрих-код
Фомина Мария

СОБЫТИЕ

«Художников Маковских» во всей их красе и разнообразии демонстрирует ГРМ

В.Е. Маковский. «Объяснение», 1889–1891. Холст, маслоРусский музей привык радовать любителей изящных искусств тематическим разнообразием своих выставок. Тут и стремление охватить целые стилевые направления (экспозиции, посвящённые русскому романтизму, символизму, импрессионизму, неоклассицизму), оригинально взятый мотив (красный цвет или образ дороги, «пути-перепутья» в русском искусстве), наконец, обширные монографические выставки.

К числу последних относится и одна из тех, что развёрнуты в Русском музее сейчас, при том что посвящена она не одному «отдельно взятому» мастеру, но целой художественной династии. Выставка «Художники Маковские» пользуется большим успехом у посетителей. Что ж, наглотавшись актуального искусства и постмодернистских «сарказмов» – до состояния полной эстетической сытости, – широкий зритель, похоже, изрядно соскучился по реализму и академизму, которые когда-то казались столь надоевшими, скучными, безнадёжно устаревшими.

На первом этаже корпуса Бенуа зрителя приветствует портрет основателя династии – Егора Ивановича Маковского, служащего Экспедиции кремлёвских строений, коллекционера, одного из учредителей натурного класса, который позднее вырос в славное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В его доме, где любили собираться К. Брюллов, М. Щепкин, А. Гурилёв, всё способствовало творческому вдохновению. Портрет написан в тропининской манере (в руках – гитара: все Маковские были  и музыкально одарены) и принадлежит кисти старшего сына Егора Ивановича, тогда ещё юного, а вскоре столь прославившего фамилию Константина Маковского (1839 – 1915).

Этот блистательный мастер парадных портретов и боярских сюжетов, наружностью и виртуозностью кисти напоминавший Карла Брюллова, да его младший брат Владимир, мастер передвижнической бытовой жанристики на грани анекдота, – вот, пожалуй, те имена и та «типология», с которыми в первую очередь ассоциируется у нас имя собственное – Маковские. Однако выставка наглядно демонстрирует, насколько семья была и разветвлённой, и яркоодарённой.

Расположение картин и графических листов подчинено логике и хронологии, правда, весьма ненавязчивой. Номером первым – и по старшинству, и по известности – выступает, конечно же, великолепный Константин. Когда-то прочно прописанный по ведомству «салонного академизма», здесь он представлен не только большим стилем «русской оперы» («Поцелуйный обряд», «Минин на площади Нижнего Новгорода…»). Не только роскошью парадного блеска маэстрийных портретов – будь то изображения прекрасной молодой второй жены и красивых (прямо до сладости) деток или высшей знати империи и самих августейших Романовых. Организаторы выставки напоминают нам, что Константин Маковский вместе с  братом Владимиром был одним из основателей передвижничества: написанное ещё в 1869-м монументальное «Народное гулянье…» и крестьянские образы, правда, тронутые флёром академического понимания красоты, – «Дети, бегущие от грозы», 1872  (они вынесены на плакат выставки), красочные малоросски, прекрасногрудая «Жница», кормящая в поле младенца, «Селёдочница», столь похожая на итальянок Кипренского и Брюллова. А рядом замечательные своим реалистическим звучанием акварельные иллюстрации к «Мёртвым душам».

Владимир Маковский (1846 – 1920) наиболее знаком старшему поколению посетителей, воспитанному на главенстве передвижнического реализма. Он по-прежнему притягивает глаз глубоким драматизмом и сдержанной живописностью своих самых известных двухфигурных композиций –  пронзительным «Свиданием», печальным предпленэрным «На бульваре».

Но для молодых кажется уже непривычной такая подробная сюжетность маленьких новелл в живописи – «Любители соловьёв», «В приёмной у доктора», «Варят варенье» (последнее, сейчас вдруг подумалось, – ни дать ни взять иллюстрация к знаменитому розановскому ответу на извечный русский вопрос: «Что делать?»). Бытописательству В. Маковского в целом свойственен «тенебризм», которому были столь привержены русские современники французских импрессионистов. Но рядом – почти «обесцвеченный пленэр» «Ночлежного дома», поражающего современностью образов бездомных бедняков, и по-академически «нарядные» крестьянские дети.

Для того чтобы мы не забывали о пересечении стилей и манер, в залы с картинами Владимира Маковского вкраплены откровенно салонные работы Константина. Эта салонность становится почти невыносимой в монументализированных «Русалках», устремляющихся в небо какой-то демонически-эротической «лествицей», или в «Офелии», созвучной грёзовским страдающим отроковицам. Поражает «семирадская» виртуозность восточных сюжетов К. Маковского. И тут же рядом со сверкающей салонностью – «Похороны жертв Ходынки» Владимира Маковского, где натурализм носит отчётливо академический оттенок.

Далее идут их дети, внуки и даже внучки. Среди них, например, Александр, старший сын В. Маковского, ученик Репина и студии Кормона в Париже (где подолгу работал, кстати, и Константин Маковский). В своём женском портрете «Радостный май» сакраментального 1913 года написания он выступает типическим мастером декоративно-красочного модерна. А вот жестокий натурализм «Войны» (1922) – сестра милосердия среди окровавленных тел – своего рода поздний передвижнический ответ на немецкие послевоенные картины. Невольно вспоминается недавнее сильное впечатление от впервые экспонированного группового портрета русских офицеров времён Первой мировой (1917 года написания!) кисти В. Шухаева на интереснейшей выставке неоклассицизма в ГРМ.

…Значительно раньше своих братьев умерший Николай Егорович, архитектор, путешествовавший с Константином на Ближний Восток, писавший виды городов (прелестная панорама центра Москвы 1880-х годов – картинки невозвратимого облика Первопрестольной). Сестра Александра Егоровна – одна из первопроходцев женского художественного ремесла в России, живописец, офортистка, работы которой покупали и Павел Третьяков, и великий князь Константин (К.Р.).

Наконец, младшее поколение плодовитой семьи. Долгожительница, почти как и мать, Елена Константиновна (в замужестве Лукш). Такая же многодельная – и скульптор, и иллюстратор, учившаяся у Репина и в школе Тенишевой, у Матэ и Беклемишева. Жена австрийского скульптора, жившая в Вене и Гамбурге, родившая трёх сыновей, два из которых тоже стали художниками. В этом же зале рядом с портретами её кисти отца и брата Сергея – замечательные фотографии: Константин – русский барин a la Шаляпин; Владимир, работающий над портретом императрицы Марии Фёдоровны в рост по фото времён её молодости.

А вот и хорошо знакомый всем ценителям мемуаристики, поклонникам Серебряного века Сергей Маковский. Петербуржец, парижанин, эстет, издатель, участник «Мира искусства», основатель журналов «Старые годы» и «Аполлон». Кто из «посвящённых» не зачитывался его воспоминаниями «На Парнасе Серебряного века». В самом его образе, запечатлённом кистью сестры Елены, кажется, отразился весь дух и стиль эпохи ар-нуво. Прекрасный юноша, кажется, тоже не знал, на каком пороге / Он стоит и какой дороги. / Перед ним откроется вид. Но в отличие от другого персонажа эпохи был наделён фамильным счастливым долголетием, переступив из «календарного» – в «настоящий ХХ век», вплоть до его бурных шестидесятых.

От «Маленького антиквара» К. Маковского, изображающего юного Сергея, будущего эмигрантского мемуариста, до внучек Владимира Маковского, ставших исследовательницами древнерусского искусства уже в советское время, пролегает увлекательная и поучительная история династии русских дворянских интеллигентов. По-разному, но честно служивших своему призванию, не ронявших достоинство высокого ремесла.

На фоне размывания всех и всяческих критериев, чудовищной игры на понижение – культуры, образования, самого человеческого достоинства – какой пример для подражания! Хорошо бы водить на подобные выставки не только организованные группки школьников или интуристов, но и спецгруппы «социально ответственных» бизнесменов. А вдруг пример отца-основателя династии Маковских натолкнёт их на какие-нибудь вдохновляющие заждавшееся общество мысли?

Мария ФОМИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
24.05.2022

«Большая книга» огласит шорт-лист

В Демонстрационном зале ГУМа будут объявлены финалисты Национальной литературной премии.
24.05.2022

«На благо мира»

Премия за доброту в искусстве объявляет прием заявок на участие в конкурсе 2022 года.
23.05.2022

Суровый край ищет таланты

На Кольском Севере начался отбор конкурсантов на соискание губернаторской премии.
23.05.2022

Память о поэте

В Уржуме вручили литературную премию имени Николая Заболоцкого.
22.05.2022

В Николаеве демонтирован памятник Пушкину

Очередной мемориал великому русскому поэту уничтожен украинскими нацистами-вандалами.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Как они это делали?

Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла...

Литература
Сафронова Елена

Опасная профессия

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда