ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Русский миф» и его некоторые приметы

29.05.2022
«Русский миф» и его некоторые приметы О поэтических прозрениях Юрия КУЗНЕЦОВА размышляет литературный критик Вячеслав ЛЮТЫЙ.

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.
ЛГ плюс

Лицей-2022: проза (часть вторая)

28.05.2022
Лицей-2022: проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: проза (часть первая)

27.05.2022
Лицей-2022: проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: поэзия

25.05.2022
Лицей-2022: поэзия Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«Попробуйте понять ушедшего меня…»

27.05.2022
«Попробуйте понять ушедшего меня…» О барде-афганце Игоре МОРОЗОВЕ рассказывает Петр ТКАЧЕНКО.

О макулатуре, самозванцах и не только

25.05.2022
О макулатуре, самозванцах и не только В Библио-Глобусе состоялась творческая встреча с писателем Шамилем ИДИАТУЛЛИНЫМ, приуроченная ко Дню пионерии.

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Про людей в Херсоне и их отношение к России

26.05.2022
Про людей в Херсоне и их отношение к России Депутат Госдумы Дмитрий КУЗНЕЦОВ считает, что херсонцы могут с чистым сердцем проголосовать за вхождение в РФ.

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №11 (6215) (18-03-2009)
  • Искусство царапать скрижали

Искусство царапать скрижали

Искусство царапать скрижали

Литература
Шатохина Ольга

ЛИТПРОЗЕКТОР



Ольга ШАТОХИНА

Борис Гребенщиков. Книга Песен БГ. – М: ОЛМА Медиа Групп. – 640 с.

Книга – безжалостное испытание для стихотворца. Прочитанное, пропетое, выкрикнутое слово – иной раз и корявое сойдёт, а бумага хоть и стерпит всякое, поскольку сама по себе белая и бессловесная, но выставит напоказ, а то и на смех всякую неладность. «Книга Песен БГ» – яркий тому пример. Объединив всё, что спето Борисом Борисовичем к данному моменту, под солидной классической обложкой, тёмной с золотом, она обеспечивает читателю возможность побаловаться интеллектуальной игрой «найди смысл». Преданные адепты Великого рок-гуру Гребенщикова, конечно, отыщут с десяток подтекстов в любом предлоге и не меньше пяти – в каждой второй запятой. Но они на то и адепты, чтобы впадать в экстаз, не задумываясь об истинной значимости объекта, и выплёскивать на страницы виртуальных дневников поток незамутнённого критичностью сознания: «ооо!!! Бориса Гребенщикова можно либо обожать, либо ненавидеть, равнодушным не останешься – это точно! тексты полны глубины, интереснейших метафор и в то же время детской простоты, и такие они порой забавные!!! у-ху-ху! так умиротворяет… хорошо!..»

Что ж, попробуем и мы заглянуть в упомянутую глубину. Начнём со сравнительно ранних произведений, так легче будет оценить динамику развития, если таковая имеется. Альбом «Табу» (1982), композиция «Пустые места»:

Она использует меня,
чтоб заполнить пустые места.
Использует меня,
чтоб заполнить пустые места.
Знаешь, если бы мы были вместе,
То эта задача проста,
Но я дал тебе руку, и рука осталась пуста…

Догадаться, какую глубокую мысль хотел выразить автор, конечно, можно. Во всяком случае, можно попробовать. Но вряд ли результат будет стоить приложенных усилий. Тем паче что через несколько страниц найдётся «Игра наверняка» как пример похвальной откровенности:

Мы до сих пор поём, хотя я не уверен,
Хочу ли я что-то сказать…
В игре наверняка – что-то не так;
В этой игре наверняка что-то не так.

А то и не так, что сказать-то, в общем, нечего, но если отсутствие содержания назвать новым словом в искусстве и протестом, обязательно протестом против… не важно против чего, но как же без этого, то получится игра наверняка. А портвейн да пиво и вовсе чудо как умиротворяют по части придирчивых поисков смысла…

Тексты, говорите, – не стихи, и нельзя их судить по критериям поэзии? А вот прямо в книжку всё это, выходит, можно? Тогда не обессудьте. Печатное слово, книга со свойственной ей беспощадностью уравнивает в сравнении то, что можно лишь шептать в микрофон, когда публика изрядно разогрета, а звукорежиссёр, проведя «сравнительный анализ вина», путает рукоятки на пульте, и то, что действительно можно читать в тишине и одиночестве.

Зато с публичностью Борису Гребенщикову повезло. А раз так, неминуемо найдутся желающие отыскивать в словесной путанице о-хо-хо какие глубины и у-ху-ху какой смысл жизни. Даже если автор вдруг пожелал бы выбирать слова из вокабулярия методом научного тыка.

И так, за редким исключением, вся книга. Слова, слова, слова, просто слова, конструктор слов, набор слов, игра словами. Немножко актуальных для момента написания того или иного альбома реалий, обыгрывание всевозможных способов расширения сознания и многократно повторенное слово «постель» – вот в большинстве случаев и все сокровища смысла. Маловато для поэзии, прямо-таки неприлично скудно. Зато в одном Борис Борисыч несомненный виртуоз – в умении намекать, не говоря прямо, обещать откровения, ни разу обещания не выполнив, и старательно избегать сколь-нибудь открытой и ясной речи. Будто на заре туманной юности кто-то пригрозил ему вечным позором за всякую попытку «не говорить красиво»…

Но нормальный читатель книг, привыкший к тому, что поэтическое слово должно нести в себе если не серьёзный анализ одиннадцати томов «Натурфилософии» Кара, то хотя бы неподдельную страсть, взяв в руки «Книгу Песен», быстро приходит в недоумение.

Неутомимо плыть ручьями строк,
в проливы глав вступать неторопливо

– все эти простые читательские радости, воспетые когда-то Гумилёвым, оказываются недоступными в краю непуганых духовных паровозов.

Кстати, мятеж, протест и прочее пламя Парижа, которыми вроде бы так славен русский рок, в этой красивой книжке придётся искать так же старательно, как и смысл, и не факт, что более успешно. Эпатаж – одноразовая игрушка, кто первый встал, того и тапки. Написанные задом наперёд слова и строки «Поэзии» времён «Треугольника» покажутся верхом версификаторской дерзости лишь тем, кто слыхом не слыхивал про кубофутуристов. Потому что

Дыр бул щыл убешшур
скум вы со бу
р л эз

А. Кручёных всё равно было круче. И гораздо раньше.

А после «Табу» проходит десять с лишним лет. На свет является альбом «Zoom, zoom, zoom» и радует нас, среди прочего, таким обещанием:

Я буду жить в доме из костей земли
И с большой дороги будут заходить дети,
Чтобы любоваться на мои кристаллы,
Сияющие во фрактальном свете,
И на семь чудес с семи концов света.
Я не стану размениваться на мелочь,
Ведь очень скоро у меня будет Это,
И я буду ясно знать, что с Этим делать.

Мы тоже ясно знаем, что… Не надо было Это печатать где-нибудь, кроме буклетов к дискам.

Мадонну Джеки Браун
взял в жёны наш Бог-Отец.
Вначале было плохо,
Потом пришёл обычный скорбец.

Что мы видим, безобидный стёб? Продолжение культуры карнавала, осмеивающего незыблемое, колеблющего священное, позволяющей выбросить избыток энергии мучительных противоречий из человеческой души в пляску?

Может статься, русский рок и был чем-то вроде карнавала, куда выплеснулись накопившиеся за очередной период времени противоречия. Да и вся культура, наросшая толстой коростой вокруг всего лишь музыки с двенадцатитактовым квадратом, тоже была им – приступом веселья. Нам бы ещё вспомнить, что за мешаниной вывернутых одёжек, европейским ли карнавалом, масленичными ли гуляниями на Руси, исстари следовало время покаяния и размышления, Великий пост.

Вряд ли Борис Борисыч собирался об этом напоминать, но невольно так вышло. Толстая книга в переплёте с позолотой наводит вселенскую грусть и вынуждает искать ответ: да кого ж мы возводим в кумиры, кому кумирни ставим?.. Как же нас так угораздило?..


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
29.05.2022

По следам Че Гевары

На сцене Большого зала дома Кино прошло вручение наград Китайской Академии документального кино.
29.05.2022

«Обломов» продан за 150 тысяч

Аукционный дом «Литфонд» провел распродажу редких книг, рукописей, автографов и фотографий.
28.05.2022

От истоков – к взлету

Библионочь в Библиотеке имени Федорова будет довольно насыщенной.
28.05.2022

Названы лауреаты премии Шейха Заида

Эта премия присуждается поэтам и прозаикам, переводчикам, издателям и культурным организациям.
27.05.2022

Сенсация Библионочи-2022

РГБМ превратится в НИИ Культурных Скреп и Традиций.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Дмитрий Воденников

Бессмертие боровика

Это только кажется, что кофе бодрит. На самом деле я от него засыпаю.

События и мнения
Воеводина Татьяна

Навсегда

Часто дивная возможность приходит в обличье злополучия и провала. И в частной че...

Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда