ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

Оруэлл смотрит с небес…

23.05.2022
Оруэлл смотрит с небес… В стихах Владимира СПЕКТОРА не только боль и отчаяние, но также и вера в торжество добра.

Живет на свете кошка

16.05.2022
Живет на свете кошка Стихи Анны ЖЕЛТОНОГОВОЙ лиричны, в чем-то наивны, но по-своему трогательны.

Урок окончен

11.05.2022
Урок окончен К 75-летию поэта и учителя Владимира СУВОРОВА. Вступительное слово Сергея БАГОЦКОГО.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.

Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

18.05.2022
Сюжеты из будущего – это «воспоминания» Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.

Перекличка памяти с судьбой

14.05.2022
Перекличка памяти с судьбой Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет»

10.05.2022
Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет» День Победы в Израиле официально считается еще и новым иудейским праздником. Здесь он называется День Спасения и Освобождения.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №11 (6215) (18-03-2009)
  • Метафизика по-рахматуллински

Метафизика по-рахматуллински

Метафизика по-рахматуллински

Московский вестник
Силятицкая Ирина

СТОЛЬНАЯ КНИГА

Если б да кабы, да во рту росли грибы, так это был бы не рот, а целый огород!
Народная мудрость

Книга Рустама Рахматуллина «Две Москвы, или Метафизика столицы» начинается словами: «Если бы первым словом о Москве было второе…». В этом странном зачине – вся её суть. Произведение, которое анонсировалось как «смесь путеводителя, книги для чтения по истории и философского трактата», не является по сути ни первым, ни вторым, ни третьим. А представляет собой набор довольно известных фактов, приправленный различного рода странными ассоциациями из разряда «если б мишки были пчёлами».

Кречеты похожи на Китоврасов, Китоврасы – на Аристотеля Фиора-ванти. Аристотель – на Ивана III, святого Трифона и боярина Патрикеева одновременно, а заодно уж на Барму и Постника, а также на Казакова и Баженова в одном лице.

Слово за слово, и белое становится чёрным. А чтоб никто не догадался, излагается всё языком, имитирующим то ли древние сказания, то ли философическую прозу начала века. Вычурные синтаксис и лексика призваны создать эффект загадочности. Хотя в итоге оказывается, что они скрывают элементарный недостаток доказательств.

Конечно, сравнить можно что угодно с чем угодно. Вопрос только – зачем? От сравнения должен быть какой-то эффект. Либо для ума, и тогда мы получаем науку, либо для сердца, и тогда это – поэзия.

Науку автор, понятное дело, не уважает. В предисловии специально оговаривается, что наука – это не наш метод. А наш метод – это интуиция, которая вправе «не ведать своих доказательств». Как остроумно заметил в своей рецензии журналист «Афиши» Лев Данилкин, «автор безапелляционно требует верить себе на слово или убираться вон».

Отношение «москвоведа» к науке понятно и вполне объяснимо. Дело в том, что критерии выбора объектов для сравнения, для изучения в науке оговорены достаточно строго. Тут не получится просто сказать «если б первое было вторым», тут надо объяснить, почему мы хотим переставить их местами, с какой целью и какой от этого предполагается результат.

Но остаётся ещё поэзия. Поклонники труда Рахматуллина в своих рецензиях отмечают, что автор написал поэму. Поэмой этот семисотстраничный кирпич могут считать только те, кто полагает, что поэзия в отличие от науки никаких законов не имеет и сводится лишь к набору странных ассоциаций, перемежаемых рефреном «о, это весьма таинственная история!».

Сложно сказать, кому может понравиться данный труд. Кроме, разумеется, ярых поклонников краеведа, для которых достоинства или недостатки книги совершенно не важны, а важно только имя автора. В одной из экзальтированно хвалебных рецензий говорится, что особенно повезло тем, кто «может слышать в строчке звук его голоса», т. е. тем, кто ранее бывал на лекциях и экскурсиях. Слова «его» и «голос» пишутся пока с маленькой буквы, но до заглавной, судя по всему, недалеко, потому что сам труд пафосно назван Книгой («Мне пришлось наблюдать, как из разрозненных заметок, из наблюдений […] через статьи в газетах и журналах […] из экскурсий и докладов […] получалась – Книга»). Вообще-то для любого мало-мальски образованного человека Книга с большой буквы существует в истории человечества только одна. Но поклонников «Таланта» такие мелочи не смущают.

Но зададимся вопросом, можно ли написать стройную по доказательствам, да при этом ещё и занимательную, лёгкую для чтения книгу на такую тему, как философия или метафизика города? Может быть, любому, кто увлечён такой темой, ничего и не остаётся, как пробираться через дебри рахматуллинских ассоциаций? Ничего подобного! Интересные книги на эту тему есть, в том числе и о Москве.

Есть, например, книжка, написанная преподавателем кафедры истории философии Российского университета дружбы народов Василием Викторовичем Ванчуговым и изданная небольшим тиражом в 1997 году. Называется она «Москвософия & Петербургология. Философия города». По объёму – раз в пять меньше «Метафизики столицы», по содержанию – раз в тысячу интереснее.

Кстати, предисловие обеих книг в чём-то схоже. Оба автора говорят о сложности темы. Василий Ванчугов оговаривается, что не хотел бы, несмотря на все особенности темы, скатиться в визионерство в духе «белибердяевщины». И ему это удаётся. В то время как у Рахматуллина получается именно последнее.

Есть великолепная книга «Культура Два» Владимира Паперного, полностью посвящённая архитектуре Москвы. Автор предлагает оригинальную концепцию, которая не столько научна, сколько занимательна. Читается книга на одном дыхании, как захватывающее художественное произведение. И, кстати, в отличие от «Метафизики…» она может использоваться как путеводитель. Ещё в течение нескольких месяцев после прочтения книги сохраняется её влияние, когда во всех московских зданиях видишь проявления культур Один или Два. Можно найти сколько угодно неточностей в этой концепции, можно её критиковать, но её очарование – на уровне именно интуиции, не требующей доказательств, – несомненно.

Одним из достоинств своего труда Рустам Рахматуллин считает введение понятия «местная фабула» (или главная тема места). Опять-таки эрудированный читатель знает, что есть достаточно известное выражение genius loci, отражающее ту же самую интуицию. И есть блестящая, великолепная как по богатству содержания, так и по стилю изложения книга «Гений места» Петра Вайля. Там, правда, речь идёт не только о Москве, но о многих городах мира.
Всё это примеры блестящих, исключительно талантливых работ на тему, за которую взялся автор «Метафизики…» и которую он одолеть не смог.

То, что автор любит Москву и достаточно много знает о городе, сомнений не вызывает. Но этого оказалось мало. Для того чтобы интересно рассказать о Москве, а тем более в разрезе её метафизической сущности, одной любви мало. Почему не получилось? В том числе и потому, что был выбран путь между наукой и поэзией. В результате получилось ни то ни сё. Понимание науки, её сил и возможностей осталось на уровне примерно века XIX. Неслучайно автор не раз называет науку «позитивной» и противопоставляет её метафизике. Типичный взгляд XIX века. Межу тем именно гуманитарные науки в XX веке достигли невиданных успехов. В результате как раз и стало возможно появление исключительно богатых по научному содержанию, но при этом увлекательных, как детективы, исследований, вроде уже упомянутых книг Паперного или Вайля. Или, например, романов Умберто Эко. В «Маятнике Фуко» есть эпизод, который часто мне вспоминался при чтении «Метафизики столицы». Один из героев романа – Алье – показывает собеседникам на цветочный киоск, стоящий неподалёку, и говорит следующее: «Предлагаю вам самим отправиться и измерить эту будку. Вы увидите, что длина прилавка составляет 149 сантиметров, то есть одну стомиллиардную долю расстояния между Землёй и Солнцем. Высота его задней стенки, разделённая на ширину окошка, даёт нам 176/56, то есть 3,14. Высота фасада составляет девятнадцать дециметров, то есть равна количеству лет древнегреческого лунного цикла. Сумма высот двух передних рёбер и двух задних рёбер подсчитывается так: 190 х 2+176 х 2=732, это дата победы при Пуатье. Толщина прилавка составляет 3,10 сантиметров, а ширина наличника окна – 8,8 сантиметров. Заменяя целые числа соответствующими литерами алфавита, мы получим C10H8, то есть формулу нафталина».

Такого рода совпадениями пестрит и книга Рустама Рахматуллина. Вроде того факта, что дворик дома Пашкова имеет форму трапеции, как и площадь Капитолия в Риме. В конце концов, всё похоже на всё. Вопрос только в том, какие именно сравнения выбрать. И что это всё значит. Герой романа «Маятник Фуко», развивая свою мысль, продолжает так: «…если весь мир, как низменный, так и верховный, являет собой систему соотношений, где перекликается всё, tout se tient, вполне естественно, что и киоск, и пирамида, оба представляющие собой плоды рук человека, подсознательно отображают в своём устройстве гармонию космоса. Эти так называемые пирамидологи открывают невероятно затруднёнными методами линейную истину, гораздо более старую и уже известную […] Зачем доказывать то, что иначе быть бы не могло? Если секрет имеется, он гораздо глубже. Эти ваши авторы просто не идут глубже поверхности».

«Метафизика столицы» как раз и получилась «не глубже поверхности». Здесь полно «открытий», которые не являются открытиями и описаны уже даже в популярных путеводителях. А с другой стороны, полно утверждений, которые как раз требуют, прямо-таки вопиют доказательств, но остаются без внимания. В результате оказывается, что и путеводители есть более занимательные, и книги по истории более доказательные, да и философский трактат на тему «метафизика столицы» ещё ждёт своего автора.

Ирина СИЛЯТИЦКАЯ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
24.05.2022

«Большая книга» огласит шорт-лист

В Демонстрационном зале ГУМа будут объявлены финалисты Национальной литературной премии.
24.05.2022

«На благо мира»

Премия за доброту в искусстве объявляет прием заявок на участие в конкурсе 2022 года.
23.05.2022

Суровый край ищет таланты

На Кольском Севере начался отбор конкурсантов на соискание губернаторской премии.
23.05.2022

Память о поэте

В Уржуме вручили литературную премию имени Николая Заболоцкого.
22.05.2022

В Николаеве демонтирован памятник Пушкину

Очередной мемориал великому русскому поэту уничтожен украинскими нацистами-вандалами.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Как они это делали?

Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла...

Литература
Сафронова Елена

Опасная профессия

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда