ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

Дядя Витя стишки не читает

01.04.2023
Дядя Витя стишки не читает Анатолий АРЕСТОВ остается верен себе, воспевая родной Алтайский край.

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №12 (6267) (31-03-2010)
  • От суррогата к архаике

От суррогата к архаике

От суррогата к архаике

Совместный проект ЛАД
Жогла Наталья

ИСКУССТВО

Без преувеличения можно сказать, что белорусы – нация гончарная и текстильная. Без керамики и ткачества невозможно представить и классическое, и народное творчество. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) сохраняет как архаические, так и многие адаптированные в народном стиле элитарные традиции. Сила их эстетического воздействия в аутентичности, использовании органических, натуральных материалов, традиционного декора. Именно поэтому художники, умеющие заставить материал заговорить на языке своего времени, языке, который вбирает в себя и традицию, и эксперимент,  – гаранты сохранения самобытности, национального колорита в белорусском изобразительном искусстве.

Знание традиций, мастерство и умение творить, мыслить нестандартно, экспериментировать – всё это объединяло художников на Первом триеннале белорусского декоративно-прикладного искусства, инициированном и проведённом Белорусским союзом художников во Дворце искусств в Минске. В экспозиции были представлены гобелены, ткачество, керамика, стекло, фарфор, ювелирные изделия.

Каждый из участников триеннале имеет свой стиль, манеру, пластику, тематику. Каждый сам по себе – яркая личность в художественной среде. Но при этом есть нечто общее, что объединяет их работы, придаёт им духовную целостность, – это бережное отношение к художественному наследию. Его ассоциативно-метафорическое переосмысление. Но дело тут явно не в аутентичности форм и не в создании на их основе новых. Тут другие ориентиры. Это в определённой степени связано с магией, душой и, безусловно, с реальностью, потому что все образы отражают наши представления и впечатления от окружающего мира.

О достижениях и проблемах триеннале ДПИ говорили на круглом столе художники-прикладники Тамара Васюк, Алла Непочалович, искусствовед Евгений Шу­­­­нейко. Вела круглый стол искусствовед Наталья Шарангович.

Наталья Шарангович. Значимость такого события, как Первое триеннале декоративно-прикладного искусства, нельзя переоценить. Работы последних лет, собранные вместе в одном зале, позволяют нам говорить о тенденциях – позитивных и негативных, которые сложились в этой области искусства. Безусловно, декоративно-прикладное искусство подхватило эстафету рукотворного творчества, традиции которого насчитывают не одно тысячелетие. Оно оживило эти традиции благодаря профессионализму художников, которые создают уникальные работы в разных декоративных материалах ручным способом или запускают свои авторские проекты в серийное производство на базе современной машинной технологии.

Евгений Шунейко. Белорусское декоративно-прикладное искусство имеет завидный творческий опыт и ещё мало использованный потенциал. Ему «посчастливилось» родиться на взлёте советской культуры 1960-х годов, и оптимистический пафос создания в жизни и быте современников атмосферы эстетического богатства, праздничности, гармонической красоты не покидает его и сегодня. Благодаря этому белорусское ДПИ не отошло на «эстетические задворки», сохранило своё общественное признание. Его выразительный декоративный стиль сложился в 1970–1980-х и продолжает последовательно развиваться и далее.

Наталья Шарангович. Но можно вспомнить и начало 2000-х, время, которое искусствоведы характеризуют как профессиональное «затишье», даже «растерянность». Всё это связано с наступлением на рукотворную деятельность информационных технологий, что в результате привело к замене всего основательного, эстетически выверенного в пространственной среде эфемерно-однодневной, одноразовой, искусственной штамповкой, так называемым офисным «евростилем». Но сегодня многое изменилось. Художники-прикладники почувствовали заинтересованность зрителей в своём уникальном творчестве. Результатом такой заинтересованности стало проведение Первого триеннале белорусского декоративно-прикладного искусства.

Тамара Васюк. Удачной находкой триеннале я бы назвала привязку к выставке работ седьмого международного пленэра керамики «Арт-Жижаль», который ежегодно проводит наш известный керамист из Бобруйска Валерий Колтыгин. Вот у него каждый год проходит действительно настоящая художественная акция и праздник творчества. В пленэрных работах белорусских и зарубежных мастеров из России, Украины, Германии, Франции и других европейских стран нет даже намёка на периферийность, второсортность или провинциальность. Технология обварной керамики, которую разрабатывают участники пленэра, уникальна своими образными возможностями. Кстати, на первом пленэре никто обварой не занимался, там все работали по японской технологии керамики раку. Но Колтыгин скоро отказался от заимствования зарубежного опыта. Тем более что мы имеем свои национальные примеры. Исследователи Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси доказали, что неолит – начало обварной и задымлённой керамики в Беларуси. Разве это не даёт нам поле для деятельности? Разве не значит, что наша керамика не менее древняя и технологически совершенная, чем японское раку в классическом понимании? Вот на такой идее – от архаики до современности – можно обозначить связь времён в декоративно-прикладном искусстве.

И обозначить её концептуально.

Наталья Шарангович. Мне кажется, по экспозиции мы таких выводов сделать не смогли бы. Ничто не наводило зрителей на мысль, как и из чего создавались работы, какая тайна их появления, на какие технологические особенности надо обратить внимание. И целостного представления о прикладниках не сложилось. Не были показаны приёмы, техники, технологии декоративно-прикладного искусства. Почему бы не поставить рядом керамические изделия из современной электронной печи, в которой часто получается недожжённый сырец, цветную модульную палитру Тамары Киршиной и древнюю обварную керамику, где на открытом огне получается очень звонкий, качественный черепок? Появилась бы основа для размышлений.

Тамара Васюк. Триеннале очень остро показало отсутствие в Беларуси творческой базы для художников-прикладников. Раньше мы могли работать на Борисовском комбинате декоративно-прикладного искусства имени Александра Кищенко. Помню, как известный белорусский скульптор Анатолий Аникейчик на выставке ДПИ в Заславле в 1985 году говорил, что в Беларуси будет организован Дом прикладного творчества, подобно тому как это было сделано в Дзинтари. Даже место около Заславля успел присмотреть. Но перестал существовать Советский Союз, и дом построить никто не успел. В результате у нас сегодня нет даже общей керамической мастерской, кроме небольшого помещения на Минском художественно-производственном комбинате Белорусского союза художников, которое ни оборудованием, ни площадью прикладников не удовлетворяет.

На такой большой выставке, как триеннале ДПИ, керамика обязательно должна была бы делиться по технологическим и художественным качествам. А вот принцип, использованный в этой экспозиции, другой: или это керамика объёмно-пространственная, если она изначально предназначалась для архитектуры, или она целиком выставочная, для камерной среды…

Наталья Шарангович. Как пример вспомню выставку в Музее белорусского народного искусства в Раубичах под названием «Из недр». Участвовали в ней Лидия Малахова и Тамара Васюк со своими учениками. Представили соломку и керамику. Эта выставка сразу прозвучала. Она ответила на важные вопросы: приходит ли в искусство молодёжь, нужны ли её усилия на прикладной ниве? Оказалось, что и соломенные Царские врата сейчас затребованны в новых церквях, и архаика в современной керамике интересует не только исследователей, но и владельцев особняков. И всё потому, что в ХХІ веке, по мнению философов, не хватает в искусстве чего-то настоящего. Слишком много создаётся суррогатов. И наперекор искусственности человек стремится к архаике. В архаике есть искренность, теплота. А в глине такое сочетание получается всегда, когда есть гармоничное совпадение материала и образа, органики и декора.

Тамара Васюк. Архаика, как история, сохраняется в музейном пространстве. В современном искусстве архаика – направление экспериментального творчества. Например, художники экспериментируют с формами –  объёмными фруктами, доведёнными до геометрии. Но это не исключает экспериментов с фактурами, технологиями, что даёт любопытный результат. Даже актуальное не существует без твёрдой основы традиций.

Наталья Шарангович. В керамике очень хорошо видно, что такое основа, база. А как же быть с гобеленом?

Алла Непочалович. Существует ошибочное мнение, что современный гобелен должен строиться только на простой форме, пятне, геометрии фигур. Гобелен может быть таким. Но, к сожалению, мало кто отталкивается от действительно глубинных традиций. Молодые работают быстро, но неаккуратно. Нет утончённости, точности техники исполнения.

Наталья Шарангович. И ещё нет мысли. Если в керамике сам материал вызывает мощное образное переосмысление, то в гобелене и ткачестве не форма играет первоначальную роль, а цветовая гамма, тема, философское размышление. Хочется, чтобы что-то трогало. Это, как ни странно, проблема и старших, и молодёжи. Но самое удивительное: создаётся впечатление, что и стекло выпало из сферы авторского искусства.

Тамара Васюк. У белорусского стекла был свой золотой век. В Национальном художественном музее Беларуси фонды полны художественным стеклом и народной керамикой. А вот работы современных керамистов можно пересчитать по пальцам… Во время триеннале во Дворце искусства выставлялось стекло, которое выпускается у нас миллионными тиражами. Та же проблема с фарфором. Минский фарфоровый завод уже не работает. Частично его коллекцию приобрёл Национальный художественный музей Беларуси. Но это только лучшие примеры тиражного фарфора – чайников, чашек, тарелок. А уникальная творческая пластика не сохранилась.

Алла Непочалович. Мастера художественного стекла больше, чем другие, связаны с производством. Дело в том, что на заводах, где выпускают хрусталь и стекло, после перестройки многое изменилось. Если в 1970-х они поддерживали эксперименты художников, это считалось престижным. Сейчас всех интересуют только объёмы покупаемого ширпотреба, а не авторские варианты.

Тамара Васюк. Печальная ситуация сложилась и на заводе керамической плитки «Керамин», и на стекольном заводе в Берёзовке. Руководство закрывает экспериментальные лаборатории, где было разрешено вне рабочего времени, в свой творческий день делать авторские работы. Сейчас такой возможности не осталось. То же и в нашей лёгкой промышленности. Я долгое время была членом многочисленных художественных советов, где оценивали дизайн одежды и обуви. Сегодня эти советы роли не играют. Решают всё менеджеры. Они взяли на себя и функцию эстетической оценки. Эти люди не имеют профессионального художественного образования, творческого стажа, вкуса, не могут не только оценить, но и обосновать колорит, пропорции, форму изделий. Господствует дилетантизм.

Евгений Шунейко. Художников-прикладников с 1960-х готовит Белорусская государственная академия искусств. Более десяти лет выпускает специалистов с широкой ориентацией на модернизацию народных традиций Белорусский государственный университет культуры и искусств. Художники-текстильщики учатся и в Витебском технологическом институте. Куда же идти молодым после окончания обучения? Кому они нужны?

Тамара Васюк. Часто им только и остаётся, что работать на заказчиков – богатых, но не всегда образованных людей. Я сотрудничала с такой заказчицей, которая даже диктовала пропорции для задуманного интерьера. Я смогла отказаться от заказа, так как доверяю только своему вкусу. Но молодёжь так поступить не сможет.

Наталья Шарангович. Монументальный гобелен мы уже потеряли. Монументальная керамика в былом объёме не выпускается. В прикладном искусстве сегодня всё становится камерным, излишне утончённым.

Тамара Васюк. А мировые тенденции противоположные: из маленьких модулей создаётся монументальное произведение. Так, у Тамары Киршиной модуль не превышает 45 на 45 сантиметров, а общая кубатура работы – 150 метров и более. Это очень современно. Модулем набираются огромные конструкции. На выставке автор представляет два-три произведения, но они масштабные, объёмные, интересные. К сожалению, молодые художники не берутся за подобные проекты. Для модульной пластики необходимы особая технология, определённая печь для обжига, электричество. Это колоссальные расходы.

Наталья Шарангович. Несколько лет назад в Белорусском государственном университете культуры и искусств создавалась экспериментальная лаборатория традиционных ремёсел белорусов. Почему она не стала базой для творческих поисков молодых художников?

Тамара Васюк. Лаборатория уже два года как не финансируется. Она занимается только теоретизацией. Но ещё недавно мы к своим исследованиям могли приложить наработки техник и технологий, которые заинтересовали даже российских и польских коллег.

Алла Непочалович. Поддержку художнику декоративно-прикладного искусства сегодня реально может оказать Союз художников. А пока мы ощущаем свою невостребованность. Неслучайно сегодня в секции текстиля самым молодым членам исполнилось по сорок лет…

Наталья Шарангович. Думаю, триеннале ДПИ показало, что белорусское декоративно-прикладное искусство всё же имеет возможности для развития. Оно долго не может оставаться на «нейтральном поле». Оно включится в международный творческий диалог. Для этого мы имеем все основания: традиции и новаторство талантливых мастеров.

Подготовила Наталья ЖОГЛА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
02.04.2023

Природа, портреты, натюрморты

В РГБМ состоится открытие персональной фотовыставки Степана Чубаева.
02.04.2023

«Песни Нашего Полка»

Накануне 9 мая состоится патриотическая акция, которая включает в себя песенный конкурс и праздничный концерт.
01.04.2023

«Гипертекст»: финал

3 апреля встречаемся в Большом зале ЦДЛ на главном литературном событии весны!
01.04.2023

За профессиональное мастерство

Заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков получил премию в области журналистики «Золотое перо России».
31.03.2023

Дом Ростовых: новая судьба старой книги

АСПИР присоединяется к движению буккроссинга и открывает в Доме Ростовых на Поварской пункт книгообмена.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда