ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.

Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая

14.01.2023
Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая Продолжаем публиковать большой очерк Бориса ЛУКИНА о специальной военной операции и российском обществе.
ЛГ плюс

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.

Они вернутся…

04.01.2023
Они вернутся… В стихах Анны БЕССМЕРТНОЙ – боль и переживания за своих, но в то же время и надежда, что все в итоге будет хорошо.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Состоялась церемония вручения «Золотых орлов»

30.01.2023
Состоялась церемония вручения «Золотых орлов» Основные лауреаты – создатели фильмов «Чемпион мира», «Сердце Пармы», «Здоровый человек».

Бюст патриарха

29.01.2023
Бюст патриарха В Гостином дворе состоялась презентация портрета в бронзе философа Александра ЗИНОВЬЕВА.

«Петербург в те годы пробудился от спячки»

28.01.2023
 «Петербург в те годы пробудился от спячки» С популярным писателем Сашей КРУГОСВЕТОВЫМ о его новой книге беседует Алексей КУЧЕРСКИЙ.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Литмафия и таланты

24.01.2023
Литмафия и таланты Писатель-патриот Дмитрий КОНАНЫХИН решил разоблачить редакцию «ЛГ».

  • Статьи
  • 2008 год
  • №12-13 (6165) (26-03-2008)
  • Пусти свой хлеб по реке

Пусти свой хлеб по реке

Пусти свой хлеб по реке

Телеведение

ТЕЛЕРАЗГОВОР

Придя на встречу к Евгению Герасимову, я не рассчитывала на длительное интервью – человек занятой – вообще не очень понятно, как он успевает возглавлять Комиссию по культуре и массовым коммуникациям столичной Думы, исполнять обязанности председателя Союза кинематографистов, снимать кино да ещё и самому в нём сниматься. Смущало меня также, что разговор предстоял о новом телефильме, который я не видела. 

Я приготовилась включить диктофон, но Евгения Владимировича куда-то вызвали по срочному делу. «Это ненадолго. Давайте я вам пока диск поставлю, будете моим первым зрителем», – предложил он. Я вздохнула с облегчением – буду по крайней мере знать, о чём фильм. Очнулась на середине второй серии: знаменитый адвокат Плевако внимательно слушал исповедь своего не менее знаменитого подзащитного – купца Саввы Мамонтова, обвиняемого, как сейчас сказали бы, в нецелевом использовании государственного кредита. Евгений Владимирович появился в кабинете, я уже расстроилась, что так и не узнаю, чем же всё закончилось, но оказалось, что возникла ещё какая-то непредвиденная ситуация, и я снова углубилась в сюжет. Последние 30 минут из двухсот (фильм будет четырёхсерийным), мы уже досматривали вместе.


– Евгений Владимирович, ярких личностей в русской истории немало. Почему вашим героем стал именно Мамонтов? 

– Мысль снять о нём фильм давно витала в воздухе. Уж очень его биография по-хорошему современна. Более того, она может служить достойным подражания примером для тех, кто сегодня составляет заново формирующуюся деловую элиту. Мне предлагали сыграть эту роль. Но сценарии как-то не впечатляли и желания сниматься не возникало. Пока мне в руки не попал сценарий Саши Бородянского. Снимать должен был Всеволод Шиловский, он-то меня и пригласил в картину. Но неожиданно у него возник другой, гораздо более масштабный проект, от которого невозможно было отказаться. Нужно было срочно искать другого режиссёра. Сроки поджимали, бюджет небольшой… 

– …И вы, что называется, вызвали огонь на себя? 

– Просто очень хотелось довести дело до конца. Мне очень близок Савва Иванович, человек сильный, волевой и очень талантливый. У него был изумительный голос, и если бы он целиком посвятил себя искусству, достиг бы высокого уровня. Жизнь, однако, заставила его заниматься совсем не тем, к чему лежала душа. Впрочем, он и в свой бизнес, строительство железных дорог, тоже вкладывал душу. Любовь, честь, предательство, талант – плата за успех. Через это многие проходят, значит, каждый найдёт в этой истории что-то созвучное собственной жизни. 

– Проходят-то многие, но сегодня в обществе преобладает резко негативное отношение к состоятельным людям: если богач, то непременно негодяй. Вы пытаетесь хоть немного изменить привычный угол зрения? 

– В бизнесе у нас была своя исторически сложившаяся культура ведения дел, как, кстати, и культура отношений между людьми. Соблюдались традиции, высоко ценились честь семьи и чувство собственного достоинства. А сейчас все делают вид, что до 17-го года вообще ничего не было. Всё втиснуто в клише: цари развлекались, интеллигенты – ныли, а крестьяне и рабочие – по,том обливались. Реальные жизни в схему втиснуть нельзя. Задумайтесь: чем Мамонтов отличается от большинства тех, кто сегодня обладает гораздо большими средствами? Он, как и другие лучшие представители промышленности и купечества, не в пример нынешним финансовым воротилам, был истинным патриотом: нажитые им капиталы работали на страну, а не оседали в заграничных банках. Он вкладывал их в российскую промышленность: заводы, поднятые его усилиями, работают до сих пор. Кроме того, он создал первую русскую частную оперу, где сам не раз выступал в качестве режиссёра. Если бы это было единственным делом в его жизни, то, кто знает, возможно, система Станиславского была бы сегодня известна как система Мамонтова (Константин Сергеевич бывал на репетициях и очень высоко ценил режиссёрское дарование Саввы Ивановича). А помощь художникам?! Неизвестно, как сложилась бы судьба Серова, Врубеля, Коровина, если бы не Мамонтов. А Шаляпин! Это же его открытие. В общем, можешь зарабатывать – зарабатывай! Но думай и об общем благе, трать не только на себя. Одновременно на десяти виллах жить нельзя и плавать на двух яхтах – тоже. 

– Для фильма был выбран самый, пожалуй, драматичный эпизод в жизни Мамонтова, ставшего жертвой интриги всесильного министра Витте. Жизнь на благо отечества, на благо искусства, а в финале – тюрьма, суд, разорение… 

– Самое замечательное – Савва Иванович ни на кого не в обиде: отдал людям всё, что мог. Он был щедр, дарил всем свой талант и ничего не просил взамен. 

– Делай, что должен, и будь что будет?
– Если хотите – да. Несмотря на все перипетии, он не переставал радоваться жизни, любить искусство, любить своих близких, увлекаться. Есть такая английская поговорка – пусти свой хлеб по реке, и он вернётся, намазанный маслом. В фильме «Человек, которого я люблю» её произносит мой экранный «отец», роль которого играл Георгий Жжёнов, и продолжает: а может, и не вернётся, ну и пусть. Вот у Мамонтова как раз такое отношение к жизни. 

– Такой пример неличного успеха? 

– Конечно. Человека судят по тому, что остаётся после него. В этом смысле он – успешный человек. Но заплативший за свой успех очень высокую цену. 

– Да, он явно не супермен, который из любой передряги выходит сухим. 

–
Сейчас на экране очень много «условных» бизнесменов, таких же ненастоящих, как кубанские казаки из небезызвестной советской ленты. Кино по-настоящему промывает мозги. Оно это делало тогда, продолжает делать и сейчас. И зритель, привыкая к этом «сладкому миражу», подсознательно начинает желать, чтобы в жизни было как в кино: чтобы у него всё было, и ему за это ничего не было. Но это же нонсенс! В реальности же за каждый свой поступок надо нести ответственность, «запасных» жизней ни у кого нет, нельзя «переключить» свою судьбу на другой канал или «пропустить» несколько «серий». 

– Проблема исторической достоверности в кино была предметом бурной дискуссии на страницах «ЛГ». Насколько фактологически точен фильм? 

– Придуманы только диалоги. Все ключевые события абсолютно достоверны. 

– Можно было бы закончить картину зажигательной речью Плевако и освобождением главного героя. Вы же пусть и коротко, но рассказали, что ждало его впереди – разорение, одиночество. Вы намеренно лишили зрителя хеппи-энда? 

– Толстой как-то упрекнул Тургенева в том, что он заканчивает свои произведения как раз тогда, когда всё самое интересное только начинается. Если уж мы взялись рассказывать о жизни этого выдающегося человека, то нужно было довести этот рассказ до логического конца. Мне очень хочется, чтобы Савва Мамонтов стал для зрителя героем. Ведь прожить такую жизнь – это, мне кажется, подвиг. 

– Когда же нам ждать встречи с «Саввой»? 

– Не хочу загадывать: переговоры с телеканалами ещё впереди. Но картина найдёт своего зрителя. Я в это верю.Я тоже верю. Зритель устал от сериальной пошлости, от мерзких комеди-клабовских сальностей и бутафорской крови боевиков. Ему хочется человечного, то есть душевного и духовного, кино. Чтобы ни драк, ни убийств, ни погонь, ни откровенных постельных сцен. Чтобы звучал чистый, правильный русский язык, без какого-либо намёка на ненормативную в недалёком прошлом лексику. И чтобы на экране не гламурные «медиаперсоны» мелькали, а серьёзные актёры, привыкшие играть не «схему», а судьбу. 

В «Савве» всё это есть. Не говоря уже о замечательном актёрском ансамбле: Татьяна Лютаева (Елизавета Мамонтова, жена Саввы), Лев Борисов (Плевако), Борис Плотников (Витте), Валерий Бабятинский (отец Саввы). Отточенная, филигранная актёрская игра, продуманность нюансов, мастерское владение тем, что принято называть «школой», – на телеэкране сегодня это большая редкость. И молодое поколение – Мария Козлова (Лиза в юности), Владимир Герасимов (Савва в юности), Игорь Евтушенко (Всеволод, сын Саввы), Надежда Горелова (оперная прима Татьяна Люботович), – не испорченное сериальной подёнщиной, достойно партнёрствует с мастерами. Остаётся надеяться, что руководители телеканалов, в руках которых в скором времени окажется судьба картины, порадуют своих зрителей и найдут для неё достойное место в сетке вещания, руководствуясь при этом не товарно-денежными, а иными, менее меркантильными соображениями. 

Беседовала Виктория ПЕШКОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.
29.01.2023

«Уникальная Россия»

Презентация бюста в бронзе философа и писателя Александра Зиновьева прошла в Гостином дворе.
29.01.2023

Не стало Дмитрия Курилова

Трагически погиб бывший сотрудник «Литературной газеты».
28.01.2023

Цветаева ушла за 7 миллионов

«Литфонд» провел очередные торги, самой дорогой продажей которых стала рукописная книга Марины Цветаевой.
27.01.2023

«Жемчужины России»

В выставочном пространстве Галереи «Листок»  состоится открытие выставки живописи.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

Общество
Воеводина Татьяна

Без иллюзий

На новом витке исторической спирали видим трудный переход к новому мироустройств...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Финский форпост

В новогодних выступлениях лидеры государств направляют гражданам важные, на их в...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда