ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.

Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая

14.01.2023
Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая Продолжаем публиковать большой очерк Бориса ЛУКИНА о специальной военной операции и российском обществе.
ЛГ плюс

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.

Они вернутся…

04.01.2023
Они вернутся… В стихах Анны БЕССМЕРТНОЙ – боль и переживания за своих, но в то же время и надежда, что все в итоге будет хорошо.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Состоялась церемония вручения «Золотых орлов»

30.01.2023
Состоялась церемония вручения «Золотых орлов» Основные лауреаты – создатели фильмов «Чемпион мира», «Сердце Пармы», «Здоровый человек».

Бюст патриарха

29.01.2023
Бюст патриарха В Гостином дворе состоялась презентация портрета в бронзе философа Александра ЗИНОВЬЕВА.

«Петербург в те годы пробудился от спячки»

28.01.2023
 «Петербург в те годы пробудился от спячки» С популярным писателем Сашей КРУГОСВЕТОВЫМ о его новой книге беседует Алексей КУЧЕРСКИЙ.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Литмафия и таланты

24.01.2023
Литмафия и таланты Писатель-патриот Дмитрий КОНАНЫХИН решил разоблачить редакцию «ЛГ».

  • Статьи
  • 2008 год
  • №12-13 (6165) (26-03-2008)
  • Скрещенье судебкак вечная возможность споров

Скрещенье судебкак вечная возможность споров

Скрещенье судебкак вечная возможность споров

Искусство

ДЕНЬ ТЕАТРА

Сергей ЖеновачПробегая как-то по задворкам площади Победы, увидала вдруг величаво и неспешно идущего навстречу мне Петра Наумовича Фоменко. Радостно бросилась к нему со словами: «Пётр Наумович, вчера в «Коммерсанте» прочитала, что вы гений и живой классик!» А он в ответ насмешливо: «Увидимся эдак лет через сто, тогда и обсудим». «Слава богу, – думаю, – человеку семьдесят, а он чувство юмора не растерял. Вот оно, счастье!»С Петром Наумовичем я знакома ещё с той поры, когда пришла преподавать в Государственный институт театрального искусства. «Фоменко, – по словам питерской моей приятельницы Серафимы Тейх, – пересмешник и оппозиционер, изгнанный из Ленинграда и до сих пор эту боль не изживший. Он ушёл в педагогику, как во внутреннюю эмиграцию, создал свой мирок, свою «Одну абсолютно счастливую деревню». Так вот на самое начало строительства этой «деревни» я и попала в середине бурных 80-х, тут же очаровавшись Мастером, его подмастерьями и пьесой Б. Вахтина. А вскоре влюбилась и в ученика Фоменко Сергея Женовача, в его «Дураков из Мэйо» по пьесе ирландца Дж. Синга. Этот студенческий спектакль был замечательно ярким, озорным, а создатель – скромным, застенчивым, негромким человеком и, как казалось мне, чуть похожим внешне на горячо любимого мною писателя Николая Васильевича Гоголя. 

У нас были общие пристрастия! Его первой работой по окончании ГИТИСа стала «Панночка» Пётр ФоменкоНины Садур, созданная по мотивам «Вия». Пугающий фантом нашей литературы в спектакле стал поводом для размышлений о таинстве Любви. 

И Гоголь ответил Любовью за любовь. Женовач благодаря ему проснулся знаменитым на следующее утро после показа на московском театральном подиуме «Владимира III степени» с юными «фоменками».
Шестнадцать театров России незамедлительно пригласили талантливого молодого режиссёра на работу. Он сделал свой выбор. Пошёл на Малую Бронную и взвалил на себя ношу главного режиссёра. Директор этого театра, эдакий Дон Корлеоне советских и перестроечных времён, некто г-н Коган, нанёсший душевную рану Анатолию Эфросу и вынудивший его уйти, впоследствии расстался и с Женовачем. 

Но прежде Сергей Васильевич на радость нам, зрителям, со своими соратниками-актёрами – С. Качановым, И. Розановой, С. Баталовым, В. Топцовым, С. Тарамаевым, И. Маркиной, Г. Назаровым – сумел создать постановки, по сути, заново сформировавшие репертуар театра, слава которого уже, казалось, осталась в прошлом: шекспировского «Короля Лира» – о развале СССР; грандиозного «Идиота» в трёх вечерах по роману Ф.М. Достоевского с несравненным Сергеем Тарамаевым; чеховского «Лешего»; изящные и смешные «Маленькие комедии» И.С. Тургенева; сочный, яркий мюзикл в Russian Style «Мельник, колдун, обманщик и сват»; трагический франко-русский «спектакль в спектакле» «Пучина» по одноимённой пьесе А.Н. Островского и мелодраме В. Дюканжа и М. Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока»; интеллигентнейшие володинские «Пять вечеров»; и, наконец, сыгранную всего несколько раз прелестную, изобретательную, весёлую, на диво гоголевскую «Ночь перед Рождеством» с фантастическим Геннадием Назаровым в главной роли. 

С Гоголя началось, Гоголем и закончилось испытание званием главного режиссёра.
Параллельно с режиссёрской деятельностью Сергей Васильевич Женовач двенадцать лет преподавал в мастерской своего учителя – оказалось, все три поколения «фоменок» исподволь прошли закалку умом, талантом и сердцем Женовача. 

Приняв из рук своего учителя, многоопытного Петра Наумовича, эстафетную педагогическую палочку, Женовач набрал собственный курс – «женовачей». А через четыре года «Мальчиками» по Достоевскому открылась «Студия театрального искусства» под его руководством. 

Кульминацией этой долгой многолетней истории стало новоселье. Причём сразу два: 13 января этого года paспахнуло двери публике Государственное учреждение культуры «Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко». А 1 марта на улице Станиславского в здании фабрики купцов Алексеевых вновь заработал театр, созданный когда-то основателем МХАТа для рабочих, а ныне именуемый Некоммерческим учреждением культуры «Студия театрального искусства» (стоит особо отметить, что статус «некоммерческого учреждения» предполагает независимость от государственного финансирования и соответственно большую свободу в решении организационно-творческих проблем). 

Театр Фоменко и Театр Женовача предстали почти в одночасье – взлелеянные детища учителя и ученика.
Два новых здания и два разных статуса: государственный и некоммерческий. Два театра, две личности и... удивительные переклички судеб, волнующие воображение.
Заманчиво проследить их скрещенье, поразительное созвучие и столь явное различие. Для этого так важен собеседник!
Звоню в Петербург своей знакомой Серафиме Тейх.
– Так что ж объединяет Фоменко и Женовача?
– Оба они – фавориты театральной общественности, за ними как-то закрепилось реноме страдальцев-изгнанников – одного лишили акимовского Театра Комедии, другого – на Малой Бронной.
– Но учитель этим гордится, а ученик предпочитает не напоминать публично печальный факт своей биографии.
– Сродство очевидно: в творчестве и тот и другой элитарны.
– И в чём же эта элитарность?
– Наверное, в особом вкусе к театральной форме и деталям на сцене.
– Вот потому я их так люблю! Устала от ширпотреба в искусстве, желания во что бы то ни стало всем нравиться....
– Надо бы поаккуратнее быть в формулировках: желание нравиться отнюдь не чуждо и Петру Наумовичу Фоменко.
– У него же в том кокетство, присущее всем людям театра. И потому Пётр Наумович столь обаятелен, интеллигентен.
– Женовач не менее обаятелен. А он в отличие от многих вовсе чужд какого-либо заигрывания. Что, возможно, и мешает ему быть светским (качество, необходимое в театральной среде).
– Не согласна! В нём есть свой шарм! Женовач обладает замечательным триединством: у него врождённое чувство меры, вкуса и юмора.
– Конечно, обаяние таланта сильнее любого comme il faut. И всё же на одном лишь обаянии далеко не уедешь. Нужны напор, жажда победы, стремление во что бы то ни стало во имя цели подчинить своей жёсткой воле окружающих.
– Ты хочешь сказать, что Женовач уж слишком мягок, не боец?
– За это и расплачивался он уходами (в отличие, скажем, от Товстоногова, с угрозой заявившего на сборе труппы, что он «несъедобен»).
– Быть может, это правда. Но я ненавижу агрессию, напор, сметающий всё на своём пути. И благодарна Женовачу за то, что не отнимает он у меня светлого, благородного образа Рыцаря Театра. Я всё ещё верю в сказки.
– Сказки, увы, обычно в жизни обманывают – расплата за иллюзии жестока.
– Женовач прекрасно это понимает, различая иллюзии и идеалы. Почти во всех своих спектаклях он размышляет на эту тему – юношеские идеалы дают силу героям в «Мальчиках» и в «Правда хорошо, а счастье лучше», делают нелепыми мнимого больного Аргона и Чацкого; разрушают в «Пучине»...
– «Каждый пишет, как он дышит». Женовач – не стараясь угодить. А вот его учитель Фоменко, бросавший когда-то насмешливый вызов приспособленчеству, скепсису и цинизму своими спектаклями на Таганке и в Театре Комедии, сегодня уж совсем иной: иронизирует над всем и вся – его насмешка тщательно скрыта, но я всегда её ощущаю, хотя другие видят в нём нежнейшее умиление человеком.
– Он так устал!
– Зачем насмешничать, взамен не предлагая ничего?! По признаку ума и тайного превосходства? Мне когда-то объясняли, что «юмор зиждится ни любовании, а ирония – на отрицании». Сегодня ирония, разъедающая, желчная, напрочь вытеснила юмор, созидающий гармонию. Вопреки моде спектаклям Женовача, даже самым трагическим, присущ юмор, нынешним же постановкам Фоменко – ирония.
– Быть может, это свойство всех итогов? Ведь был же у Фоменко фильм «На всю оставшуюся жизнь», тему которого продолжил горький, отчаянный «Тёркин на том свете» А. Твардовского в ленинградском Театре Комедии!
– Тогда куда же движется Женовач? Он-то взял у своего учителя многое.
– Взял лучшее: во времена клипового сознания – ведомую значимость слова, унаследовал верность психологическому театру, где всё, даже в самой затейливой режиссёрской конструкции, подчинено актёру. Для него неприемлема чернуха.
– В своей приверженности классике учитель и ученик вызывающе немодны. Не отстают ли они от времени? Ведь самое простое – опираться на прошлое, проверенное опытом других, а надо двигаться дальше – без современности на сцене этого не сделать.
– Не соглашусь никогда! Потому классика и стала таковой, что позволяет всякий раз заново открывать себя и мир.
– Чтобы это открытие состоялось на сцене, просто необходимы современные средства выражения, которые и привносит новая драматургия.
– Фоменко и Женовач это хорошо понимают, вот потому у них ставит спектакли Евгений Каменькович, представляя наших современников в обоих театрах.
– Причём современники эти вечно молоды! Ни Фоменко, ни Женовач никак не желают видеть своих питомцев повзрослевшими, предлагая тем самым быть снисходительнее к их героям, не судить слишком строго за результаты жизненных экзаменов.
– Испытание молодостью – самое жестокое. Все мы по юности жестоки в своём максимализме. И бесконечно уязвимы в одиночестве. Вход в мир взрослых отношений всегда трагичен.
– Тем не менее в нашем случае учитель и ученик Фоменко и Женовач дают повод для оптимизма: открылись два театра – движение продолжается. Скрещенье и параллели судеб дают богатую пищу для споров и раздумий.
– Как говаривал персонаж из маленьких комедий И.С. Тургенева, поставленных Женовачем, «абсолютно с тобой согласна, душа моя». 

Алиса ДАНШОХ

Международный день театра, отмечаемый 27 марта вот уже в 48-й раз, является, на наш взгляд, более чем достаточным поводом к тому, чтобы материалы, посвящённые этому виду искусств, не были ограничены в этом номере «ЛГ» пространством нашей ставшей уже традиционной «Театральной площади». 

А продолжение размышлений над причудливыми скрещениями театральных судеб и спектаклями, властно побуждающими к спорам, – читайте:

Был королевский спектакль... 

Не такой, как все

В поисках Золотого ключика

Пришёл режиссёр, поставил – и погубил пьесу

Прощальная грусть и прощальная мудрость


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.
29.01.2023

«Уникальная Россия»: памяти Зиновьева

Презентация бюста в бронзе философа и писателя Александра Зиновьева прошла в Гостином дворе.
29.01.2023

Не стало Дмитрия Курилова

Трагически погиб бывший сотрудник «Литературной газеты».
28.01.2023

Цветаева ушла за 7 миллионов

«Литфонд» провел очередные торги, самой дорогой продажей которых стала рукописная книга Марины Цветаевой.
27.01.2023

«Жемчужины России»

В выставочном пространстве Галереи «Листок»  состоится открытие выставки живописи.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

Общество
Воеводина Татьяна

Без иллюзий

На новом витке исторической спирали видим трудный переход к новому мироустройств...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Финский форпост

В новогодних выступлениях лидеры государств направляют гражданам важные, на их в...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда