САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

25.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

«Сибогни» в январе

26.01.2021
«Сибогни» в январе В Новосибирске вышел первый в этом году номер популярного литжурнала.

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Почему я не верю Навальному

27.01.2021
Почему я не верю Навальному Его борьба избирательна и не касается тех, кто награбил в России, а потом скрылся, утверждает депутат Олег НИЛОВ.

Молодым – везде у нас дорога?

25.01.2021
Молодым – везде у нас дорога? Павел ПРЯНИКОВ полагает, что молодежи нужны социальные лифты, работа и защита прав.

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №12-13 (6216) (25-03-2009)
  • Ностальгия по классике

Ностальгия по классике

Ностальгия по классике

Совместный проект ЛАД
Лысенко Зоя

ПОДМОСТКИ

В центре – Настя (Маргарита Александрович) и Николка (Алексей  Исаев)В январе текущего года Белорусский государственный музыкальный театр получил статус академического (среди театров музкомедии бывшего Союза такое звание имеют немногие). Оказавшись в новом статусе, театр предложил зрителю и новую постановку – музыкальную комедию Евгения Птичкина «Бабий бунт», премьера которой состоялась 6 марта.

Литературной основой этого известного сценического произведения, ставшего советской классикой, послужили «Донские рассказы» Михаила Шолохова, поэтому закономерно, что и родилось оно на Дону – в Ростовском театре музыкальной комедии. Либретто было написано главным режиссёром театра Кириллом Васильевым в соавторстве с поэтом Михаилом Пляцковским. Работа над музыкальной комедией была приурочена к 70-летию Михаила Шолохова – постановка осуществлялась в 1975 году. Живейшее участие в ней принимал сам писатель, который довольно строго относился к экранизациям и инсценировкам своих произведений. Более того, Шолохов дал своё согласие на жизнь спектакля только после того, как он был показан в станице Вёшенской и получил одобрение его земляков.

В этой первой постановке спектакль просуществовал 25 лет, после чего она претерпела некоторое обновление. А в конце 2008 года Ростовский театр осуществил новую постановку этого спектакля, который уже более 33 лет является его визитной карточкой.

Вскоре после первой премьеры в Ростове-на-Дону «Бабий бунт» начал своё триумфальное шествие по всем театрам музкомедии великой страны и даже вышел за её пределы. В 1976 году спектакль был поставлен в Минске и продержался в репертуаре Белорусского театра музкомедии до начала 90-х годов. А сегодня наблюдается второй виток его популярности – «Бабий бунт» снова с успехом идёт во многих российских театрах. Имеется он и в репертуаре Иркутского музыкального театра, который прошлым летом гастролировал в столице Беларуси. И реакция минского зрителя была однозначной: эта музыкальная комедия снова вызвала в нём тёплые ностальгические чувства. По-прежнему отзывается душа на напевную музыку Птичкина с её яркими и легко запоминающимися мелодиями и столь же легко запоминающимися стихами Пляцковского, а сюжет произведения, который закручивается вокруг извечной темы о предназначении мужчины и женщины на земле, никогда не потеряет своей актуальности.

Социальный конфликт шолоховских произведений здесь служит лишь фоном. В спектакле на первый план выдвигаются нравственно-психологические мотивы поведения персонажей, и главный из них – счастья и гармонии в жизни не добиться уступками злу и насилию. Говоря сегодняшним языком, это наглядный пример разрешения гендерных проблем, имеющихся в конкретном месте и в конкретное время – на казачьем хуторе в середине 1920-х годов.

Итак, вековой уклад жизни казачьего хутора, где мужчина – всему голова, нарушает председатель женсовета Настя, недавно вернувшаяся из города и начавшая пробуждать в женщинах чувство собственного достоинства. Как оказалось, горячая кровь течёт и в жилах казачек, которые осмелились учинить на хуторе бунт и, покинув своих мужей, устроили на противоположном берегу Дона женскую коммуну.

В этом спектакле, вопреки законам жанра, нет деления персонажей на амплуа, на главных и второстепенных.

В нём действует пять пар практически равноценных героев, причём все они – острохарактерные. Так воссоздаётся заострённый психологический образ всего населения хутора – от подрастающего казака Сёмки, который пока ещё не носит лампасов, но уже без робости ухаживает за юной Маринкой, до деда Захара с его верной Семёновной, на всю жизнь сохранивших нежную привязанность друг к другу. Так в лёгкой по форме постановке проявляется эпическая шолоховская многоплановость, когда жизненное явление показывается в самых разных ракурсах.

Найти правдивую и адекватную художественную форму для воплощения этого специфического произведения на минской сцене оказалось задачей не из лёгких. Над спектаклем работали два постановщика: режиссёр Анастасия Гриненко и заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев, который сейчас является директором и художественным руководителем Белорусского музыкального театра, а в своё время был ведущим солистом Ростовского театра музкомедии. Исаев знает первую постановку «Бабьего бунта», как говорится, изнутри. Более того, на протяжении ряда лет ему довелось исполнять в этом спектакле наиболее сложную роль Николки – бригадира и лихого гармониста, по которому «девки сохнут на корню». И сегодня, спустя 18 лет, Исаев в премьерном спектакле снова вышел на сцену в этой роли, хотя собирается в скором времени передать её более молодым исполнителям.

Перед зрителями предстают характеры удивительной прочности – как с той, так и с другой стороны. Чересчур уверенному в себе Николке противостоит гордая и независимая Настя, роль которой блестяще исполняет ведущая солистка театра Маргарита Александрович, как всегда, органично сочетающая безукоризненный вокал и актёрское мастерство.

Очень колоритным и внушительным получился образ председателя хутора Стешки в исполнении ведущего солиста театра Антона Заянчковского. И здесь нужно отметить, что этот актёр, обладающий завидной внешностью и традиционно выступающий в амплуа героя-любовника, в данном спектакле предстал в острохарактерной роли, что обогатило его исполнительскую палитру новыми красками. Роль бедовой и храброй Марфы – жены Стешки – исполняет Ирина Заянчковская, которой довелось особенно основательно поработать над своим ярким и наиболее острым из всех женским образом.

Третья пара исполнителей – Федот-хлебороб, которому достаётся и от тех, и от других (бабы над ним гвалт учинили и крапивой исхлестали, а казаки находят в нём портретное сход­ство с псом Колчаком), и его сердобольная жена Дуняшка. В этих ролях выступают обаятельный Александр Осипец, сразу утвердивший себя в характерных образах, и романтичная Светлана Мациевская – актриса героического склада.

Очень запоминающаяся пара деда Захара и Семёновны, которые привносят в спектакль больше всего юмора и душевности. Это заслуженный артист России Алексей Кузьмин, большой мастер гротеска, и народная артистка Беларуси Наталья Гайда, имя которой стало визитной карточкой театра.

И, наконец, самые юные и жизнерадостные Сёмка и Маринка в исполнении Сергея Сутько и Натальи Глух. Эти молодые солисты выделяются ансамблевой слаженностью исполнения: помимо вокального мастерства они демонстрируют великолепную хореографическую подготовку.

Кроме названных героев в постановке задействованы почти вся труппа, хор и балет, создающие живые и динамичные массовые сцены и привносящие в спектакль особую зрелищность. Хормейстер-постановщик Свет­­­­­­­­­­­­­­­­ла­­­­­­­­­­на Петрова делает артистов хора не статичными исполнителями партий, а полноправными участниками действия, которые наравне танцуют с солистами. И в этом её поддерживает балетмейстер-постановщик Дмитрий Якубович, который с особой ответственностью готовился к работе над данным спектаклем. Например, в казачьих плясках присутствуют элементы боевых искусств, освоить которые можно и формально, но необходимо понять и почувствовать их внутренне, только тогда может получиться правдивый хореографический образ. Нелегко дались и балетные реминисценции, воссоздающие этнографические картинки и бытовые зарисовки.

Но зато уж истинный казачий колорит присутствует в сценографии, автором которой является художник-сценограф из Ростова-на-Дону Василий Алексеенко. Именно он оформлял самую первую постановку «Бабьего бунта». Впечатляет объёмный задник с широкой перспективой Дона, с его высокими берегами и бескрайними просторами, в которые вписаны очертания церквушки и крылья ветряной мельницы.

Новая постановка старого произведения хорошо воспринимается благодаря современной аранжировке, сделанной Львом Карпенко. Дирижёр-постановщик спектакля Николай Макаревич отмечает, что он не сторонник новых прочтений состоявшегося артефакта. Это мнение разделяет и аранжировщик, который кардинально не менял оркестровку Птичкина. Ни гармонии, ни мелодии в партитуре произведения не изменены, аранжировка может кого-то удивить лишь тембрами, которые подчёркивают характеристики образов. Ведь в XXI веке существуют уже другие музыкальные ориентиры, и любое ранее созданное произведение необходимо адаптировать к восприятию современного слушателя. Именно благодаря этому и живут так долго музыкальные шедевры.

Зоя ЛЫСЕНКО


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
27.01.2021

Швейцария близко

Музей Даля представит ряд проектов, посвященных юбилеям выдающихся швейцарских писателей.
27.01.2021

Агнию Барто чтут в Австралии

Литераторы Австралии проведут конкурс, приуроченный к 120-летию детской поэтессы.
26.01.2021

«Нацбест» стартовал

Премия «Национальный бестселлер» объявляет о начале двадцать первого сезона.
26.01.2021

Вячеслава Шишкова помнят в Бежецке

В Тверской области отреставрировали здание городского училища XIX века, где учился известный писатель.
25.01.2021

НЭБ дарит пользователям более 500 аудиокниг

Теперь на портале Национальной электронной библиотеки можно не только бесплатно читать, но и слушать.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда