САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года

22.04.2021
О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года Материал председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА.

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Радио «Орфей»: мир без границ

23.04.2021
Радио «Орфей»: мир без границ Наталья ПЕЛЕХАЦКАЯ беседует с руководителем популярной радиостанции классической музыки Ириной ГЕРАСИМОВОЙ.  

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №12-13 (6216) (25-03-2009)
  • Сто пудов любви

Сто пудов любви

Сто пудов любви

27 марта – международный день театра

КНИЖНЫЙ РЯД

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 4 / Редактор-составитель В.В. Иванов. – М.: Индрик, 2009. – 888 с.

Вручая мне этот весомый во всех смыслах и, как принято выражаться в подобных случаях, «пахнущий свежей типографской краской» том – даже томище! – редактор-составитель В.В. Иванов сиял подобно начищенному до блеска софиту (для тех, кто не знает – это профессиональное обозначение подвижной металлической фермы со многими прожекторами, расположенной прямо над сценой и заливающей её светом).

И такое эмоциональное состояние заведующего отделом театра Государственного института искусствознания было вполне понятно. Ведь поднять столь тяжёлое издание – пускай и с куда как солидным списком «патронирующих» организаций на титульном листе (тут тебе и Минкульт, и Академия наук), пускай и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда – случай по нынешним временам экстраординарный. Говоря о тяжести, мы имеем в виду не столько физическую массу данного образца книжной продукции (хотя она – килограмма под два, наверное, – что называется, приятно оттягивает руку). Сколько то ощущаемое тут уже едва ли не на тактильном уровне количество тяжёлого, напряжённого, пыльного – за «Мнемозиной» ведь громадное количество человеко-дней, проведённых в архивах, однако одновременно истового и вдохновенно-полётного исследовательского труда.

Перед нами уже четвёртый выпуск альманаха, собираемого Владиславом Ивановым последние полтора десятилетия: причём каждый следующий, словно бы назло всё менее и менее располагающему к такого рода трудам и дням времени, становится всё толще, всё уникальнее, всё увлекательнее для читателя вдумчивого и влюблённого в волшебный материк отечественного театра ХХ века (точнее, его первых сорока двух лет: хронологические рамки публикуемых четвёртой «Мнемозиной» документов ограничены периодом с 1900 по 1942 г., и это практически абсолютно совпадает с эпохой фантастического расцвета российской сцены, чьими крайними вехами можно считать год основания МХТ 1898-й и год ухода из жизни второго из его основоположников – 1943-й).

Казалось бы, столько уже написано, нарыто и опубликовано про этих могучих богатырей Мельпомены – Станиславского, Мейерхольда, Михаила Чехова, а также их соратников, партнёров, соперников и на подмостках, и порой за кулисами… Но, как выясняется, благодаря Иванову и его коллегам, преданным рыцарям Мнемозины, найдено, а уж тем более изучено, осмыслено далеко-далеко не всё. Архивные хранилища, пласты старых газетных подшивок таят в себе ещё громадное количество потрясающих свидетельств, раскрывающих отечественный театр как род искусства, как социальную институцию, как уникальный пример человечьего общежития под новыми углами зрения. Ракурсы как минимум поучительные, а порой предоставляют поистине капитальную информацию к размышлению, отнюдь не только эстетического характера.

Таких, которые имеются в этом томе в виде, к примеру, двух внушительных подборок любопытнейших материалов, связанных с гастролями Театра им. Мейерхольда в Германии и Франции в 1930 г. и – шире – вообще немецких и французских связей Мастера (публикации, вступительная статья и комментарии соответственно В. Колязина и О. Купцовой). Или в виде очередной порции рабочих – концентрированная мысль в чистом виде – записей молодого Сергея Эйзенштейна о театре, «дешифрованных» В. Забродиным.

А вот корпус зрительских писем к М. Чехову, написанных, как правило, под непосредственным впечатлением от его игры (публ., вступит. статья и коммент. М. Хализевой), позволяющих, кроме всего прочего, несколько по-новому оценить градус общественных умонастроений второй половины двадцатых годов прошлого столетия.

Среди занимающих добрую половину сборника публикаций самого его автора-составителя стоит отметить две сенсационные – не побоюсь этого, возможно, не вполне уместного здесь слова. Это эпистолярная подборка из архива Бориса Глаголина – одного из несправедливо забытых сценических кумиров всего лишь столетней давности, – дающая колоритнейшие штрихи к портрету артиста par exellence. И несомненно выдающаяся, равно и со стороны литературного качества письма, и с позиций саморефлексии художника, книга известнейшего режиссёра Василия Сахновского «Театральное скитальчество» (в своё время подготовленная к печати, но так и оставшаяся в рукописи), которую В. Иванов вовсе не для красного словца сравнивает с такими легендарными профессиональными трудами, как «Записки режиссёра» А. Таирова, «Театральными прелюдиями» Ф. Комиссаржевского и мейерхольдовским «О театре».

Все эти тексты, и публикуемые, и публикаторские, так и подмывает обильно цитировать. Но только теряешься, что выбрать, кому отдать предпочтение – столь много на этих страницах характерных эмоциональных фраз, тонких глубоких мыслей, замечательных исследовательских соображений и наблюдений… Непременно нужно сказать о том, что все публикации альманаха, все эти вступительные статьи и комментарии выполнены не только с редкостной научной тщательностью, но проникнуты то и дело прорывающейся сквозь академическую строгость письма, подкупающей любовью к предмету исследования.

Тираж у сборника вроде бы небольшой. Хотя, с другой стороны, 800 экземпляров по нынешнему времени для подобного рода издания – это почти по-царски. Вот только очень хотелось бы, чтобы каждый из них нашёл своего владельца. Плюс к тому суммарный вес тиража потянет где-то без малого на сто пудов. Хорошая цифра!

А ещё по книжище этой, можно, наверное, гадать. Неслучайно ведь, думается, у неё мистическое, направленное в бесконечность число страниц, состоящее из трёх восьмёрок. Давайте попробуем узнать, что глаголет судьба, скажем, авторскому коллективу «Мельпомены».

…Ну предположим, страница 297, 16-я строчка сверху. Она выпадает на недоведённый до окончательного завершения текст того же Сахновского, писавшийся в 1919 году, к пятилетней годовщине Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Читаем и наконец цитируем: «Всё, что на глазах, всегда кажется незначительнее того, что в прошлом, в воспоминаниях. Не напрасно романтики осознали благую силу для поисков и творчества в культуре прошлого. Но поиски и борьба дают больше всего силы жить…»


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
23.04.2021

Сергею Прокофьеву – 130!

23 апреля исполняется круглая дата со дня рождения великого композитора.
23.04.2021

Ярославль. Музыка. Башмет

Международный музыкальный фестиваль в Ярославской области под руководством Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая.
22.04.2021

Библионочь близится

Началась аккредитация представителей СМИ на открытие Всероссийской акции.
22.04.2021

«Carpe diem»

В Москве пройдет студенческий фестиваль поэзии.
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда