САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №12-13 (6216) (25-03-2009)
  • Живёт такой Гутов

Живёт такой Гутов

Кабыш Инна

Живёт такой Гутов

Гуманитарий
Кабыш Инна

К ДОСКЕ!

Инна КАБЫШ

В прошлом году мои ученицы заняли призовое место в окружной олимпиаде по мировой художественной культуре. Победителей – из разных школ – было много, и наши методисты решили объединить их в одну команду и её-то выставить на городскую олимпиаду. Готовить эту команду (показательное выступление) должен был заслуженный учитель школы № 1143 Александр Геннадиевич Гутов. С каждой репетиции мои девчонки возвращались воодушевлённые и с восторгом рассказывали о «классном» Александре Геннадиевиче.

Александр Гутов с членами руководимого им школьного музыкального ансамбляНастал день городской олимпиады. «А вот и Александр Геннадиевич!» – радостно заверещали мои красны девицы при виде приближающегося мужчины – худощавого, стремительного. Так я познакомилась с Сашей Гутовым. Он подарил мне свою книжку стихов. Открыла наугад и прочла:

Алексею Дидурову

Ты – стареющий гид
по московскому дну.
За стеной твой Аид
точит зуб на струну.

– Вы знали Дидурова?
– Несколько лет выступал у него в кабаре, – ответил Саша и предложил: – Может, перейдём на «ты»? Ведь все, знавшие Алексея Дидурова, вроде как родня.

Я тоже, правда, в другие годы, была самым тесным образом связана с литературно-музыкальным кабаре «Кардиограмма», организованным Дидуровым. Как всё-таки тесен мир, и как много сделал в нём Дидуров – и для литературы, и для жизни вообще.

В том, что Саша Гутов – поэт, я убедилась, прочитав его книгу. Но, будучи «юношей, обдумывающим житьё», Саша, писавший стихи, любивший литературу, историю, живопись, твёрдо решил стать учителем-словесником, причём не просто учителем, а именно «классным». Может, на это решение повлияла его школьная учительница литературы Наталья Евгеньевна Рябинина. Он до сих пор помнит её урок «Первый бал Наташи Ростовой».

Кто говорит, что в смутные (а точнее, мутные) 90-е годы в нашей стране только воровали? Александр Геннадиевич Гутов, к примеру, в это время встретился с другим Александром Геннадиевичем – Кутузовым, блестящим методистом, автором новой программы и серии учебников по литературе. И началась их совместная работа. В течение семи лет Гутов преподавал одновременно в двух школах – в 19-й имени Белинского (под руководством Кутузова) и в своей, 1143-й.

Это были годы закладывания новой, постсоветской, системы преподавания литературы. Для Гутова же – годы овладения педагогическим мастерством. Много лет подряд он брал 5-е классы (кто работает в школе, знает, что такое 5-й класс!), чтобы отточить, отшлифовать мастерство. Я видела тетради его учеников: каждый год в них, как кольцо на дереве, прибавляется новое знание о каждом писателе, так что в 9-м классе, например, собирается «весь Пушкин», а в 10-м – «весь Толстой». Причём Гутов учит различать не только героев и сюжеты, но старается показать, чем один писатель – принципиально – отличается от другого, то есть его поэтику. И это в средней школе!

За годы совместной работы с Кутузовым Александр Гутов сделал десятки разработок уроков, написал множество методических статей, принял участие в составлении программ и учебников по литературе. А в 1998-м решил взять ещё один, новый тогда, предмет – мировую художественную культуру. Надо сказать, что и тут ему повезло с помощниками. Во-первых, его родной брат Дмитрий Гутов – художник, и у Саши была возможность общаться с профессионалами, посещать выставки, то есть быть в гуще современного художественного процесса. Во-вторых, с методической точки зрения здесь, по собственному признанию, ему здорово помог Сергей Александрович Ивлев, учитель, блестящий знаток искусства и методист, человек поистине уникальный (мне он тоже помогал неоднократно).
Но помощники помощниками, а Гутов, как говорится, и сам не плошал. Хорошего учебника по МХК нет до сих пор, а в 98-м не было даже плохого. И вот Саша самостоятельно переработал программу Академии художеств, приспособив её для средней школы. Кроме того, каждого ученика в начале курса он снабжает диском с материалом по всему курсу (разумеется, собственного производства).

Александр Гутов уверен, что «способ мышления современного подростка уже воспитан другой стихией. Это стихия визуальности». А стало быть, и на уроках литературы, и тем более на уроках МХК учитель должен обращаться к глазу ученика: показывать, показывать и ещё раз показывать. Современный учитель, игнорирующий визуальную сторону преподавания, по твёрдому убеждению Гутова, «нарушает некоторые психологические особенности восприятия». Попросту говоря – его не слышат. Ибо ныне слышит имеющий глаз.

Воспитание зрения ученика, «постановка его глаза» – главная задача гуманитария, потому что в конечном счёте цель любого настоящего учителя – подготовить ребёнка к восприятию мира. А мир, если ещё не осознают, то чувствуют многие, действительно стал визуальным.

Сам Гутов во множестве использует на своих уроках портреты и фотографии писателей, иллюстрации к произведениям литературы, схемы и карты (если речь идёт, положим, о Бородинском сражении), репродукции картин и т.п. Кстати, свой кабинет, где есть всё необходимое для таких уроков – компьютер, проектор, экран, – Саша оборудовал сам и на свои деньги.

Работает он, по-моему, 24 часа в сутки. Если он не даёт урок, то готовится к нему: читает книги, ходит на выставки, записывает всё, что появляется на TV интересного из области литературы и искусства. Когда бывает за границей, не только посещает музеи, но и делает фотографии храмов, соборов, отдельных зданий – опять-таки с целью в нужный момент показать их детям. Глядя на Сашу, я вспомнила слова Сухомлинского: «Чтобы дать каплю света, учитель должен впитать море солнца».

Меняется время, а этот закон остаётся неизменным.
Мне посчастливилось побывать на двух Сашиных уроках: литературе и МХК. Что тут скажешь! Думаю, каждый конспект урока для такого учителя, как Гутов, – это партитура. Урок же – настоящий спектакль. Я бы сказала, что Гутов дирижирует умами и душами.

Когда прозвенел звонок и дети вышли из класса, я подошла к его столу: на нём лежала большая тетрадь, где были записаны тема, числа, фамилии учеников, а напротив каждой фамилии стояли знаки «+» и «–». Поинтересовалась, зачем ему этот личный журнал, и Саша объяснил, что добивается того, чтобы каждый ученик сдал все темы.

«Я враг либерализма в образовании. Контроль и учёт, как говорили большевики, – вот мой девиз», – шутит Гутов.
И это в наше время, время тотального «как бы» и «как-нибудь».

…Саша рассказал, как однажды, в приснопамятные 90-е, вышел из одной своей школы, чтобы направиться в другую, и тут к нему подошла женщина с протянутой рукой и, опустив глаза, сказала: «Подайте заслуженному учителю!..»

«Я тогда вздрогнул, – говорит Саша, – и подумал: неужели это моё будущее?»
Но, слава богу (как бы мы ни бранили наше сегодня), с протянутой рукой заслуженный учитель Гутов не ходит.
В 2002 году он занял 1-е место в окружном конкурсе «Учитель года». Награждён Президентской премией. У него достойная, но всё равно небольшая для нынешнего времени зарплата.

Один булгаковский герой сказал: «Всё будет правильно». Это о Гутове.
Что лично мне импонирует в Саше? То напряжение (и духовное, и физическое), в котором он живёт (в эпоху, призывающую «жить играючи», «легко», «расслабляться»), и при этом всегдашняя готовность помочь, поделиться – советом, материалом, литературой.

А ещё то, что Саша, не побоюсь пафоса, – настоящий гражданин, государственник.
Что сегодня волнует заслуженного учителя Гутова, спросила я.
В первую очередь то, ответил Саша, что литературу выдавливают на периферию учебного процесса. И дело не в том, что мы, словесники, останемся без работы, а в том, что в результате этого «будет с Родиной и с нами».
Мне понятны тревоги учителя Гутова. И понятно, почему он такой: ведь в России и учитель – больше, чем учитель.
Тем более если этот учитель – поэт.


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 15

Анастасия , 20.11.2013

Есть на свете люди, которых я без стеснения могу назвать и называю великими. Таких мало. Очень. Но они есть. Александр Геннадиевич - один из них. Я уважаю его не только как гениального педагога, но и как человека. Если бы я была Высоцким, стихотворение "тот, который не стрелял" я бы посвятила ему. Я иногда умудряюсь перессориться с большинством учителей. Они когда-нибудь объединятся и попытаются "расстрелять" меня. Но А. Г. - тот, который не будет стрелять.
В моем творчестве он помогает мне, как никто другой. Правда, иногда его желание помочь сталкивается с моей нерешительностью. То есть - почти всегда. Счастье общения с ним я стала осознавать класса с 7-го.
Самое замечательное, что с нынешнего года он стал нашим классным руководителем. Мнения народных масс (нашего класса) насчет положительных изменений с его приходом разнятся. Но все-таки, теперь я могу не опасаться ножа в спину.
О методе его преподавания: действительно, обращение к визуальному восприятию ученика играет колоссальную роль. Жаль, что он больше не ведет историю: в олимпиаде по ней я обычно пишу то, что знаю из курса литературы, ибо только на его уроках знания оседают в голове, а не вылетают со свитом в другое ухо. Все мои знания о поэзии - прежде всего, заслуга Александра Геннадиевича и Людмилы Герасимовны Жиляевой, занимавшейся чтением со сцены. Гутов не только говорит о поэтике произведений, но и учит определять особенности творчества писателя самостоятельно. Результат этого - моя работа с Блоком. Александр Геннадиевич - музыкант. Меня еще в детстве захватили выступления его группы 1143.
Не могу не сказать о его поэзии. Когда я впервые познакомилась с его произведениями - а первым, что я прочитала, было стихотворение "Россия подражание Пастернаку", - я всерьез испугалась попадания в "литературное рабство". Сила и энергетика его стихотворений поражают. Впрочем, как и сила его личности. Он сделал литературу и МХК главными для многих предметами.
Спасибо ему,за то, что он есть.
(9"А", 1143, 21.10. 2013)
Есть на свете люди, которых я без стеснения могу назвать и называю великими. Таких мало. Очень. Но они есть. Александр Геннадиевич - один из них. Я уважаю его не только как гениального педагога, но и как человека. Если бы я была Высоцким, стихотворение "тот, который не стрелял" я бы посвятила ему. Я иногда умудряюсь перессориться с большинством учителей. Они когда-нибудь объединятся и попытаются "расстрелять" меня. Но А. Г. - тот, который не будет стрелять. В моем творчестве он помогает мне, как никто другой. Правда, иногда его желание помочь сталкивается с моей нерешительностью. То есть - почти всегда. Счастье общения с ним я стала осознавать класса с 7-го. Самое замечательное, что с нынешнего года он стал нашим классным руководителем. Мнения народных масс (нашего класса) насчет положительных изменений с его приходом разнятся. Но все-таки, теперь я могу не опасаться ножа в спину. О методе его преподавания: действительно, обращение к визуальному восприятию ученика играет колоссальную роль. Жаль, что он больше не ведет историю: в олимпиаде по ней я обычно пишу то, что знаю из курса литературы, ибо только на его уроках знания оседают в голове, а не вылетают со свитом в другое ухо. Все мои знания о поэзии - прежде всего, заслуга Александра Геннадиевича и Людмилы Герасимовны Жиляевой, занимавшейся чтением со сцены. Гутов не только говорит о поэтике произведений, но и учит определять особенности творчества писателя самостоятельно. Результат этого - моя работа с Блоком. Александр Геннадиевич - музыкант. Меня еще в детстве захватили выступления его группы 1143. Не могу не сказать о его поэзии. Когда я впервые познакомилась с его произведениями - а первым, что я прочитала, было стихотворение "Россия подражание Пастернаку", - я всерьез испугалась попадания в "литературное рабство". Сила и энергетика его стихотворений поражают. Впрочем, как и сила его личности. Он сделал литературу и МХК главными для многих предметами. Спасибо ему,за то, что он есть. (9"А", 1143, 21.10. 2013)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.
21.04.2021

«Иду на грозу!»

«Сибирские огни» объявили литературный конкурс произведений, посвященных российской науке.
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда