САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.

Пять пудов страстей

20.02.2021
Пять пудов страстей Сергей БЕЗРУКОВ примерил на себя судьбу ровесника.
Материал Виктории ПЕШКОВОЙ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.

«Мой сын, послушай мой рассказ…»

17.02.2021
«Мой сын, послушай мой рассказ…» Несанкционированные митинги, в которых участвовало немало подростков-школьников, почти сошли на нет, считает Татьяна ВОЕВОДИНА.
  • Статьи
  • 2011 год
  • №13 (6316) (6-04-2011)
  • Ещё и тьютор на нашу голову

Ещё и тьютор на нашу голову

Ещё и тьютор на нашу голову

Гуманитарий
Левинтова Наталия

К ДОСКЕ!

Учить больше не будем, станем сопровождать

Один наш бывший ученик, а ныне кандидат наук изобрёл калькулятор, вычисляющий значение величин с учётом погрешностей. Хорошо бы расчёты, связанные с образованием, тоже вести с учётом погрешностей, вызванных тем, что объектами счёта являются не вписывающиеся в предсказания люди.

ВСЁ, КОНЕЧНО, ПОД КОНТРОЛЕМ…
Никогда ещё в истории России школьные реформы не велись с таким напором и неотвратимостью. Новые стандарты, новые требования к содержанию, условиям реализации и структуре программ, новая система аттестации кадров и новая система оплаты труда. А ещё новые компетентностно-деятельностный и компетентностный подходы и новые технологии обучения… Если перечислить все проявления модернизации, то можно сказать, что школу зареформировали до полусмерти.

Царский венец реформ – ЕГЭ. Очень важной его задачей, причём государственного масштаба, была борьба с коррупцией в образовании. Так вот сообщаю сводку с фронтов сражения за чистоту и прозрачность государственной аттестации. На этом пути ЕГЭ явно достиг успехов. Против коррупции выступают как процедура проведения экзамена, так и система проверки работ. Каждый учащийся получает персональный пакет с вариантом, который в его аудитории не повторяется. За порядком следят два педагога-организатора, выпускникам запрещено пользоваться мобильными средствами связи, калькуляторами, справочными материалами и даже линейкой, а также проносить на экзамен продукты питания, дабы не оказалась в булочке записочка с решением.

Списки экспертов, проверяющих работы, составляются заранее и заверяются начальником департамента образования. Для каждого готовится свой набор не имеющих персонифицированных данных и сведений об учащемся отсканированных листов с решениями. На экспертизе второго уровня рассматриваются работы, получившие слишком разные отзывы. На третьем уровне, дабы исключить всякие сомнения, выборочно проверяются и «благополучные» работы, но…

Вы и сами понимаете, что без этого «но» у нас редко что происходит. Выпускники нашей школы после экзамена доложили, что процедура сдачи была далеко не строга. Почему? Главная причина не слишком усердного стремления к объективности состоит в том, что организаторы ЕГЭ всех рангов заинтересованы не в объективных результатах, а в высоких. И того же хотят сами выпускники, их родители, администрация школ, управления образования – и так далее по цепочке. При совпадении интересов отпадает необходимость в предложении взяток учителям и администрации. Все совершенно бескорыстно сделают максимум для получения высокого результата.

Очень часто в средствах массовой информации принцип доступности трактуется как возможность поступления в московский вуз «мальчика из Чукотки». На самом деле речь идёт о том, чтобы в любой точке России школьник получал одинаковое по качеству образование, причём вне зависимости от материального достатка семьи. Жаль только, что идиллическую картину всеобщей доступности портят «отдельные всё ещё существующие недостатки». Например, нехватка компьютеров. Вы думаете, что их недостаёт только где-нибудь в Грязево? А я знаю московскую школу, в которой на 500 с лишком учеников 11 компьютеров. В нашей школе компьютеров в 10 раз больше, но у нас и в 10 раз чаще возникает головная боль по поводу их обслуживания: штатное расписание не предусматривает ни инженера, ни системного администратора, а смета – средств на заправку картриджей.

ЗАДАЧКИ ДЛЯ ТРАНЖИР
Перечисленные проблемы можно отнести к организационным. Но есть ещё и общепредметные. Судя по прошлогодним результатам ЕГЭ, россияне (в отличие, скажем, от израильтян, которые по нескольку лет после школы пересдают свой ЕГЭ, чтобы получить аттестат) успешно – в 97,6% в Москве и в 94,9% случаях по стране – преодолевают государственные испытания. И радовались бы мы с вами замечательным итогам, когда бы не пришла в голову мысль поинтересоваться: «А что считается успехом в освоении школьных предметов?» «За всю Одессу» не скажу, а в отношении математики знаю точно: государство считает достаточными для выдачи аттестата наличие у выпускника школы способности рационально потратить наличность, понять смысл информации, представленной графически, и умения рассчитать бытовые траты. Хотите проверить своё соответствие школьному аттестату? Решите следующие три задачки:
1. Сырок стоит 5 руб. 40 к. Какое наибольшее число сырков можно купить на 40 рублей?

2. На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. Какой была наивысшая температура во вторые сутки?

3. Выберите наиболее выгодный тариф платы за разговоры по телефону в течение 300 мин. в месяц. Условия предоставления услуг по различным тарифам даны.

В 2010 году решение трёх подобных задач гарантировало удовлетворительную оценку на ЕГЭ по математике. Зачем учили в школе решать тригонометрические уравнения, находить площадь поверхности и объём геометрических фигур, извлекать квадратные корни и т.д.?

По стобалльной шкале три практико-ориентированные задачи весили 21 балл. Трудно представить себе вуз, который принял бы абитуриента с таким ограниченным багажом знаний. Даже филиал заборостроительного хотел бы удостовериться, что абитуриент умеет отличать тангенс от логарифма, а призму от пирамиды и знает, что неравенство бывает не только социальным, но и математическим.

Да, тесты совершенствуются. Уже второй год на экзамене по математике, например, школьники не развлекаются игрой в «угадайку» (часть «А» с выбором правильного ответа из четырёх предложенных в тесте отсутствует), а сразу приступают к части «В», в которой нужно в бланк ответа вписать результат выполненного на черновике решения. Эта часть экзамена оценивается 12 баллами из 37 возможных (имеется в виду так называемый тестовый балл, который затем определённым образом переводится в 100-балльную шкалу). Этих 12 баллов вполне хватает для поступления в не самый престижный, но дающий инженерное образование вуз, не говоря уже о гуманитарном. Остальные 25 баллов заложены в части «С», предлагающей 6 заданий нарастающей сложности. Иными словами, часть «С» – дверь в высшее образование, основанное на изучении математики.

Таким образом, ещё одной задачей ЕГЭ является разграничение просто общего и профильного общего образования. Но где оно, такое образование, без которого невозможно подготовить ни будущих филологов, ни будущих историков, ни будущих математиков и т.п.? Почему же школы не торопятся открывать классы с углублённым изучением группы предметов? По самой банальной причине. Нет средств.

Правда, в концепции профильного обучения говорится и об иных способах организации, таких, например, как межшкольные профильные объединения или ресурсные школы по изучению предмета на профильном уровне. Но на этом фланге прогресса не видно: с одной стороны, система образования не берётся за организацию таких центров, с другой – предложения школьникам не встречают массового отклика. Подростки в 15–16 лет довольно редко определяются с будущей профессией. Ругать за это ребят, обвинять их в незрелости? Не будем разделять мнение господина Юргенса о народе вообще и о его молодом поколении в частности. Если образовательная политика наталкивается на препятствия, то это означает, что она была недостаточно продумана или её реализация плохо подготовлена.

РОСТКИ С ЧУЖОГО ПОЛЯ
Среди других вопросов к ЕГЭ не худо поинтересоваться, как эта форма оценки знаний и навыков влияет на качество их усвоения. Плохо влияет. Черновики, в которых выполняются задания части «В», уничтожаются непосредственно в пункте проведения экзамена. Проверить обоснованность решения, понять ход размышления выпускника невозможно. Оценивать приходится только правильность краткого ответа, которая бывает иногда случайной, как в случае двукратного пренебрежения знаком.

Гораздо страшнее, впрочем, потеря культуры труда учителя, который отучается вчитываться в решение, предложенное учеником, следить за его мыслью, оценивать её оригинальность. При этом наши инноваторы усиленно продвигают идею о замене профессии учителя профессией тьютора – человека, не обучающего, а сопровождающего образовательный процесс. Вот откуда высказывания о том, что учитель не нужен, что учить нужно по-новому, предоставляя школьнику больше самостоятельности. Отсюда же и обвинения в застарелых методах работы. К этим анахронизмам можно отнести объяснение нового материала, контрольные работы, проверку домашнего задания и другие многотрудные для учителя и ученика методы.

Мы постоянно встречаемся с тем, что тщательно продуманные инициативы и новации, брошенные в российскую почву, дают всходы, сильно отличающиеся от ожидаемых. То ли у нас почва такая творческая, то ли людям, призванным ухаживать за хрупкими ростками, скучно читать выданные инструкции, то ли посадочный материал не прошёл необходимого районирования (в образовании это порой означает, что взятые с чужого поля – чаще всего американского – идеи оказываются неприспособленными к российской ниве). Читаешь очередные циркуляры и пугаешься: чем более реформы увязаны в систему, чем жёстче инновационная конструкция, тем более она оказывается хрупкой. Проще всего, конечно, обвинить во всём сопротивляющихся учителей, но, может быть, причина всё же в том, что предварительные расчёты были неверны?..

Наталия ЛЕВИНТОВА, учитель математики


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
25.02.2021

«Поэзия – вчера, сегодня и завтра»

Состоится конференция, посвященная сохранению единого культурного поля на евразийском пространстве.
25.02.2021

«Открытая книга» для Максима Замшева

Главный редактор «Литературной газеты» выступит в популярной передаче на телеканале «Культура».

24.02.2021

«Лицей» не даст замерзнуть

Премия продлила срок приема заявок до 22 марта.
24.02.2021

Дом Стейнбека уйдет с молотка

Имение, принадлежавшее знаменитому писателю, продают за 18 миллионов долларов в США.
23.02.2021

«Личное дело» Дмитра Гачева

Музей истории ГУЛАГа совместно с Библиотекой Федорова продолжают свой цикл онлайн-выступлений.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда